Наркологи работают по обычному графику

Главный врач республиканского наркологического диспансера Салихат Багомаевна Омарова

Наркология – одна из нелёгких отраслей медицины. Ежедневно приходится иметь дело не только с физическим недугом и его воздействием на организм. То, что происходит с психикой человека –  крайне нетипичной и хрупкой – исправлять гораздо сложнее. Ведь и наркомания, и алкоголизм,  и другие пагубные зависимости разрушают личность и тело одновременно.  И тут идёт борьба в самом прямом смысле слова за душу, личность, будущее.

«Что касается методов лечения, то в нашей работе основная нагрузка лежит всё же на профессионалах, на врачах – наркологах, психологах, психиатрах, других специалистах. И, к счастью, на них не могут повлиять никакие ограничения или отсутствие высоких технологий или аппаратуры. Они всегда со своим багажом знаний и практического опыта...»

Поэтому нашим традиционным вопросам о внештатной ситуации главный врач республиканского наркологического диспансера Салихат Багомаевна Омарова ничуть не удивилась:

– Мы работаем, как обычно, в штатном режиме. Выполняем свой профессиональный долг и стремимся сделать всё, что от нас зависит, чтобы люди, которые к нам приходят с различными проблемами, смогли их с нашей помощью решить. При этом стараемся каждому оказать внимание и поддержать и оказать содействие. Да, ситуация непростая, но в наших силах сделать её минимально заметной.

К слову, чтобы снизить административную нагрузку на граждан и бизнес, правительство Российской Федерации вынесло постановление №626 от 9 апреля 2022 года  «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 № 353». Оно существенно снизит административную нагрузку для граждан и бизнеса. Теперь водительские права, срок действия которых истекает в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, будут автоматически продлены на три года. И менять их в указанный срок нет необходимости.

Правда, об изменениях знают не все автовладельцы и водители транспортных средств, поэтому мы разместили информацию о новом постановлении на нашем информационном стенде и, конечно, сообщаем её всем, кто обращается к нам за справками для получения новых водительских прав.

 

– И все жё, Салихат Багомаевна, жизнь внесла довольно ощутимые поправки в организацию работы медицинских учреждений, в заранее запланированные мероприятия. Уже понятно, что придётся что-то в них корректировать, откладывать до лучших времён, искать альтернативные варианты…

– Действительно, сегодня рынок лекарственных средств столкнулся с необычной до сих пор ситуацией: изменение курса рубля, ограничение поставок, проблемы с доставкой. И хотя лекарства и товары медицинского назначения формально не попали под экономические санкции, в реальности они отразились на них самым непосредственным образом.

При этом хочу отметить, что цены росли, с логистикой поставок были проблемы, но это было только в начале марта, когда покупатели, опасаясь дефицита, начали закупаться лекарствами на месяцы вперёд. В итоге некоторые препараты и медицинские изделия на время исчезли из аптек.

Сегодня ажиотажный спрос на лекарственные препараты постепенно снижается, и препараты можно приобрести как необходимых наименований, так и в необходимых количествах.

Любой разумный человек понимает, что ни одна система не способна обеспечить население лекарствами, если спрос на них в 3-5 раз превышает месячную потребность. Сделать такие запасы в аптеках просто невозможно, да и не имеет смысла при грамотно налаженном бесперебойном снабжении. Уже сегодня повышение цен носит заградительный характер: спрос падает, потому что покупатели в ответ на повышение цен отказываются от покупок впрок. У поставщиков препараты подорожали на 5-20%. Пока рост цен можно назвать невысоким: многие запаслись необходимыми лекарствами по старым ценам.

– Профессионализм врачей – основная составляющая хорошего результата работы медицинского учреждения. От грамотного, толкового врача зависит большая часть лечения, ведь даже самое современное оборудование не работает без человеческих рук и человеческой мысли. А если придётся столкнуться с тем, что всего этого современного станет совсем мало или оно будет другого уровня, как вы будете выходить из положения?

– Что касается методов лечения, то в нашей работе основная нагрузка лежит всё же на профессионалах, на врачах – наркологах, психологах, психиатрах, других специалистах. И, к счастью, на них не могут повлиять никакие ограничения или отсутствие высоких технологий или аппаратуры. Они всегда со своим багажом знаний и практического опыта.

Система оказания помощи наркозависимым выделяет три основных этапа. Первый – выявление потребителей. Это группа лиц с низкой мотивацией на обращение за помощью, высоким уровнем стигматизации, наличием большого числа медицинских, психологических, социальных проблем.

На втором этапе происходит собственно лечение и медицинская реабилитация в рамках госучреждений, которые находятся в ведении Минздрава РД. Оно начинается с купирования абстинентных расстройств, соматических нарушений, после чего в процесс включается мотивационная работа. Собственно, психотерапевтическое воздействие в разных формах и методах (индивидуальная, групповая психотерапия, гипнотерапия, семейная психотерапия и т.д.) начинается с первого же осмотра больного, но системно заниматься ей возможно только после того, как пациент сможет осознавать происходящее с ним.

После пациенты переходят на этап амбулаторной реабилитационной программы. Все они сопровождаются психотерапевтическими занятиями с родственниками. Это эффективный метод коррекции феномена «созависимости». Родственники иногда не знают, как повести себя, как обращаться, что делать в тех или иных ситуациях.

Мы привлекаем и религиозных деятелей, чтобы люди могли оценить своё духовное состояние и изменить образ жизни.

На третьем этапе пациенты встраиваются в последовательные действия по возвращению в социум. Здесь нам помогает Министерство труда и социального развития РД. В его компетенции – вопрос трудоустройства тех, кто после курса реабилитации изъявляет желание работать.

Пациенты поступают в наркологический диспансер разными путями. Сотрудники правоохранительных органов, к примеру, доставляют на наркологическое освидетельствование людей, заподозренных в потреблении психоактивных веществ. Бывает, что люди обращаются сами в попытке избавиться от зависимостей. Но самая ощутимая доля наших пациентов попадает к нам благодаря родственникам.

Родные же чаще приводят своих близких и на консультации. Наши специалисты психиатры-наркологи оказывают их бесплатно, анонимно, и, что очень важно для многих, без постановки на диспансерное наблюдение. Иногда приходится оказывать пациентам экстренную помощь, если врач прямо в рамках проведения консультации заметил у него изменения со стороны психики – галлюцинации, неадекватное поведение.

Таким образом, наша работа с пациентами продолжается на должном уровне, и никакие внешние обстоятельства не повлияют на её эффективность.  

– В последние два года мы много говорили о пандемии, которая как-то внезапно сошла на «нет», и о том, что она будет ещё долго сказываться на здоровье людей. Врачам уже приходится сталкиваться с этими последствиями? В чём это выражается?

– Прежде чем ответить, хочу отметить, что расстройства, связанные с употреблением наркотиков, часто сопровождаются такими соматическими состояниями, как ВИЧ/СПИД, гепатит В и/или С, туберкулёз, онкологические, лёгочные или сердечно-сосудистые заболевания, иногда даже травмы. Кроме того, люди с расстройствами, которые связаны с употреблением наркотиков, особенно те, кто употребляет инъекционные наркотики, могут иметь ослабленную иммунную систему.

Наконец, стигматизация и дискриминация, связанные с употреблением наркотиков, а также расстройства, связанные с употреблением наркотиков, часто приводят к ограничению доступа этих категорий граждан к здравоохранению.

По этим причинам людям, употребляющим наркотики и страдающим расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, труднее обезопасить себя. Соответственно, они находятся в группе повышенного риска и по заболеваемости COVID-19.

Главный внештатный специалист психиатр-нарколог Министерства здравоохранения Российской Федерации Евгений Брюн в одном из своих выступлений в самом начале пандемии обратил внимание на развитие ситуации в этом направлении: «Люди, употребляющие наркотики, больше других подвержены заражению коронавирусом, а наличие гепатита и ВИЧ повышает вероятность летального исхода. При наркотической зависимости психические нарушения ещё более выражены, чем при злоупотреблении алкоголем, образ жизни ещё более дезорганизован и десоциализирован, а иммунитет ещё слабее. Нередкий спутник наркомании, особенно при инъекционном введении наркотиков, – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция). Многие не проявляют заботу о себе и не принимают специальную терапию. В таких тяжёлых случаях велика вероятность фатального развития коронавирусной инфекции».

Нам с первого дня было ясно, что именно в период пандемии COVID-19 необходимо обеспечить максимальную непрерывность соответствующего доступа к медицинским и социальным услугам для людей, употребляющих наркотики и страдающих расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, а также обеспечить непрерывность оказания необходимой медицинской помощи.

В целях защиты здоровья в условиях пандемии COVID-19 мы разработали планы обеспечения непрерывности ухода за людьми, употребляющими наркотики, и людьми с расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, с учётом следующих обстоятельств: предоставление людям информации о средствах защиты, непрерывность фармакологической терапии, непрерывность психосоциальной терапии.

И, конечно, в своей работе мы опираемся на непреложный постулат: ни при каких условиях человек не должен быть лишён доступа к медицинской помощи только потому, что он употребляет наркотики.

– Вы – практикующий руководитель, врач с огромным опытом работы. Расскажите о себе в качестве наставника для молодёжи, для студентов. В чём заключается ваше взаимодействие с ними? Что хотите донести в первую очередь? Вспоминаете ли при этом свой собственный дебют, своих старших товарищей?

– У меня более двадцати лет стажа работы по специальности, но разве могла бы я, молодой врач, стать профессионалом, если бы не мои наставники Магомед Гаджиевич Гайдаров, Зоя Касимовна Магомедова! Я всегда вспоминаю их с большой любовью. Это профессионалы своего дела, которые с радостью передавали свой опыт и знания молодым врачам, и делали это на совесть. Наркология – тяжёлая профессия, ответственная, необходимы эрудиция, любовь к делу и желание совершенствоваться. Наставничество – это замечательно, но без желания молодого врача совершенствоваться, без самоотдачи результата не будет.

Вообще, медицина – это отрасль, где без наставничества не обойтись. Только  таким способом знания становятся умениями, а позже – и навыками. Как ещё молодой врач узнает, как ему не просто принять пациента, но и расположить к себе, чтобы узнать всё о его недуге? Теоретические знания у них есть, а практики – никакой!

Бывают и проблемы адаптации молодых специалистов в коллективе. В нашем диспансере мы решили эту задачу так: за сотрудниками с опытом работы более 5 лет закрепили молодых врачей, чтобы они в любой момент могли спросить совета, проконсультироваться по рабочим вопросам, в решении которых они затрудняются.

Конечно, очень трудно освоиться в профессии, ведь надо принять правильное решение, выбрать алгоритм действий. Возникает немало вопросов, и порой молодые стесняются обратиться за помощью. И вот благодаря наставничеству молодые работники быстро осваивают практику в нашей профессии.

И в заключение хочу от имени коллектива нашего диспансера и от себя лично через ваш еженедельник поздравить всех мусульман с наступающим праздником Ураза-байрам и пожелать мира и благоденствия!

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста

Лицензия ЛО-05-01-001095 от 03.04.2015 г.

 

Номер газеты
Свежие новости