Переезд в горное село - не вариант для сироты из Избербаша. Но искать варианты в городе - тяжело...
// На фото - Новый Кахиб, автор фото think-head.livejournal.com
У матери душевный недуг, бабушка умерла, отец отказался от родительских прав – так Патиматзахра Умалатова из Избербаша попала в детдом.
Сейчас ей 33 года, весит она почти столько же. Работает продавцом обуви на рынке, но все эмоциональные силы уходят на бюрократию, чтобы получить положенное ей жильё. Больше 10 лет ожидания, считала Патиматзахра, завершатся в этом году благодаря новому механизму предоставления жилья – сертификату. Но он для неё не сработал…
Закон, что дышло…
В 2022 году Народное собрание Дагестана приняло закон, который прописал ещё один механизм обеспечения жильём детей-сирот: Минстрой РД выдаёт сиротам жилищные сертификаты на приобретение жилья, а сироты сами ищут себе жильё и расплачиваются сертификатом. Сертификат – это соцвыплата из бюджета РД на 2 млн 334 тыс. рублей.
Прежний механизм, который действует параллельно новому, поиск и покупку жилья для сирот на деньги, выделенные из того же республиканского бюджета возлагал на администрации городов и районов.
Предполагалось, что новый механизм снизит коррупцию в этой сфере, ведь уголовные дела на чиновников за предоставление сиротам некачественного жилья возбуждаются ежегодно.
Новый механизм избавляет чиновников от обязанности искать и покупать сироте жильё. Возможно, не все чиновники восприняли эту идею с радостью, так как у недобросовестных из них уменьшаются возможности «дополнительного заработка».
С другой стороны, муниципалитеты каждый год жалуются на невозможность найти жильё на выделяемые республикой деньги – суммы маленькие, а квартиры в 33 кв.м. – норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам – строители почти не строят.
Отметим, что стоимость кв.м. для субъекта ежеквартально устанавливает Минстрой России и 2 млн 334 тыс. рублей, по мнению властей, должно хватить на сиротское жильё. Но действительность, по крайней мере, дагестанская, сурова: в республике практически не строят жильё в 33 кв. м., а выделяемой суммы тоже недостаточно, чтобы найти что-то подходящее на рынке недвижимости.
Минстрой РД называет преимуществом сертификата то, что есть возможность добавить к указанной сумме свои сбережения, кредитные средства, возможность выбрать дом большей квадратуры.
Уже есть первые сироты, получившие сертификаты, в их числе и Патиматзахра Умалатова. Однако найти жильё на эту сумму она не может, добавить к покупке дома собственные деньги – тоже. У неё их нет, а срок действия сертификата – четыре месяца с момента получения – скоро иссякнет. Почему сертификат не бессрочный?
Рекомендации использовать маткапитал выглядят для Умалатовой издевательски. На кого брать маткапитал бездетному человеку?
«Они сняли с себя ответственность и возложили её на сирот», – считает Патиматзахра.
«Когда я нервничаю, я не могу есть»
В 2003 году несовершеннолетняя Патиматзахра вместе с двумя братьями попала в Избербашский детский дом №7. Младший брат тоже получил сертификат, но жилья ещё не нашёл, старший – в конце прошлого года после пикетов, обращений к президенту России Владимиру Путину, главе Дагестана Сергею Меликову, прокуратуру, СМИ получил ключи от квартиры. Он тоже, как и сестра, ждал больше десяти лет.
«Я была в школьницей, когда нас сдали в детдом. Мама заболела, отец уехал, поэтому нас воспитывала бабушка. Мы жили на её пенсию. В детдом сдали, когда бабушка умерла. Родственники подсуетились, подготовили документы, чтобы сразу, если с бабушкой что-то случится, – сдать», – рассказала Патиматзахра «Черновику».
В 2008 году Буйнакский районный суд признал мать несовершеннолетних недееспособной. Она страдала шизофренией и лечилась в Казанищенском доме-интернате для престарелых и инвалидов. В 2005 году Каякентским районным судом их отец был лишён родительских прав.
Сотрудники интерната рассказывали, что за время нахождения детей в интернате он не интересовался их судьбой, ни разу не посещал их, не оказывал помощь. Но самая основная причина лишения прав – это заявление самого отца об отказе от детей.
Ни в старых, ни в новых домах Избербаша не предусмотрена подходящая квадратура
В 2011 году администрация Избербаша поставила Патиматзахру на учёт для улучшения жилищных условий. Прождав более 10 лет и уже не надеясь, что чудо наступит в ближайшие годы, Патиматзахра согласилась на предложение избербашской мэрии подать заявку в Минстрой Дагестана на получение сертификата.
В сентябре этого года она получила сертификат на 2 млн 334 тыс. руб. Срок его действия – издевательские 4 месяца. Квартиру на эту сумму девушка не нашла и уверена, что не найдёт.
«Мне постоянно говорят: "Вложите собственные средства, кредитные средства, вложите маткапитал". Как я вложу, если у меня нет мужа, детей и собственных средств у меня нет!? Кредит выплачивать я не могу. Мне нужно каждый месяц за аренду жилья платить, от моей зарплаты продавца очень мало остаётся. А вы знаете, как сейчас продукты подорожали?! Я бы купила квартиру с котлована, но это невозможно. По сертификату можно только готовую купить», – рассказывает девушка.
Чиновники нашли «выход» для Патиматзахры. Ей предложили купить жильё в селе – там дешевле.
«Мне говорят про аварские, лезгинские сёла… Там, говорят, можно найти на эту сумму. Даже если я найду, что я буду делать в чужом селе?! Где я там буду работать, если сами местные жители уезжают из сёл в города!» – говорит собеседница.
Нелёгкое детство, волокита с предоставлением жилья, которая ничего не обещает в обозримом будущем, сильно сказались и сказываются на здоровье девушки.
Патиматзахра Умалатова: "Я себя уважаю!.."
«Я сбросила почти 10 кг. Только недавно удалось восстановить парочку из них. Я не могу есть, когда нервничаю», – рассказывает Патиматзахра. Сейчас она весит менее 40 кг., и если она не будет себя беречь, то ей грозит анорексия.
Минстрой РД сообщает, что «56 человек приобрели помещения в этом году», собеседница «Черновика» знает такие случаи: «Думаю, у них были какие-то свои деньги или кредит взяли, или маткапиталом воспользовались. А у меня – нет. Я не хочу соглашаться на дешёвую полуподвальную квартиру, в которой мне будет некомфортно жить. Я тоже себя уважаю».
Недавно, 12 октября, на заседании Комиссии по противодействию коррупции после докладов правоохранителей о выявленных нарушениях при приобретении жилья для детей-сирот глава РД Сергей Меликов заявил муниципалам: «Хватит прятаться за ширму республиканской власти! Каждый руководитель несёт персональную ответственность за качество приобретаемых помещений, а также эффективное и целевое освоение бюджетных средств».
Он потребовал «обеспечить лишённую формальных подходов работу, главным результатом которой должно стать соблюдение жилищных прав детей-сирот».
По мнению «Черновика», жилищные права детей-сирот будут нарушаться и дальше, если жалеть для них деньги, игнорировать необходимость увеличения норматива общей площади жилья, да и относиться к ним, сиротам, как к социальному балласту. ]§[
- 1 просмотр