Ни квартир, ни денег

После публикации «Пайщик, застройщик, мошенник?» (№39 от 8.10.2021 г.) в «ЧК» обратились ещё пострадавшие от жилищно-строительных кооперативов, которые ожидают вселения в свои квартиры по ул. Лаптиева, 3, с 2005 года. Кроме того, выяснилось, что обмануть покупателей жилплощади могут не только частные застройщики, но и сотрудники администрации Махачкалы.

Напомним, по ул. Лаптиева, 3, возводятся 6 корпусов в 10 этажей, и все они являются проблемными. За счёт пайщиков после банкротства ЖСК «Лаптиева, 3» достроили 1-й, 2-й, 5-й корпуса, 6-й пока простаивает, в 3-м и 4-м корпусах с 2005 года стройка заморозилась на уровне четвёртого этажа, в данный момент работы возобновились. Как оказалось, изначально дома, которые сейчас считаются 3-м и 4-м корпусами, возводились ЖСК «Красивый дом». Председателем кооператива являлся Омар Багандов. Он обманул не только пайщиков по ул. Лаптиева, 3, но и по ул. Гамидова, 6а, и по ул. Казбекова. Об этом «ЧК» писал в материале «Красивый обман» (№42 от 27.10.2017 г.). В 2018 году в отношении Багандова было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. В 2005–2008 годах он заключил договоры о долевом участии в строительстве домов, получив от дольщиков более 40 млн рублей.

Сначала он был объявлен в розыск, затем дело передали для рассмотрения в Кировский районный суд. На сайте суда значится, что 12 июля 2018 года ему вынесли приговор, но нет информации о том, на сколько лет его лишили свободы либо осудили условно. В этой схеме обмана действовали и другие фирмы, например, ООО «Востокстрой» под руководством Аби Абиева. Эта строительная компания также была задействована при строительстве дома по ул. Лаптиева, 3.

 

Перепродают воздух

 

Осман Мамаев в 2005 году купил квартиру в 3-м корпусе по ул. Лаптиева, 3, в ЖСК «Красивый дом», но деньги он заплатил кооперативу «Отделочник», который непосредственно занимался строительством. Мамаев оплатил 818 тыс. рублей за бетон. Квартиру не достроили, а в 2010–2011 годах появился новый застройщик – ООО «Востокстрой» – и прораб Зураб Шабанов. По его словам, с их приходом с дольщиков собрали ещё по 78 тыс. рублей для покупки трансформатора и арматуры. В подтверждение есть чеки. В 2012 году вновь сменился застройщик и кооператив. На место предыдущих пришёл Нуцалхан Исмаилов (ЖСК «Лаптиева, 3»).

Напомним, что в данный момент Исмаилов и его брат Арсланбей являются подсудимыми, их обвиняют в мошенничестве при строительстве дома по ул. Лаптиева, 3. Потерпевшими признаны лишь 7 человек, хотя их около 100. ЖСК в стадии банкротства с февраля 2019 года.

«Нам каждый новый застройщик обещал сдать дом до нового года, что потом отдадут пакет документов. Исмаилов просил сдать ещё деньги, но я отказался. В общей сложности я заплатил 1,2 млн рублей», – пояснил Мамаев.

По его словам, в конце прошлого года он узнал, что в этих домах появились новые хозяева – Юсуп Сулейманов, Джабраил Абасов и Аслан Акаев. Они знали, что это квартира Мамаева, он даже установил там дверь, предлагали ему продать её. Но после отказа выяснилось, что эту квартиру Сулейманов продал и новым владельцем является Назим Неджефов.

«Сулейманов заявлял пайщикам, что этот дом шёл под снос, им удалось его отбить, и поэтому нашего здесь теперь ничего нет. Мою ситуацию с продажей квартиры должны были решить через шариатский суд, но застройщики не явились. Поэтому я написал заявление в Ленинский РОВД на Юсупа Сулейманова», – сообщил Мамаев.

Ещё один потерпевший, Магомедгасан Шихаев, рассказал, что в 2005 году по этому же адресу купил в третьем корпусе на третьем этаже квартиру №7. В течение 11 лет он работал на этой стройке на грузовике и платил по частям деньги. В 2015 году Шихаев решил продать квартиру в недостроенном доме, и выяснилось, что она уже продана Даудгаджи Даудгаджиеву. В его договоре стоит якобы подпись Арсланбея Исмаилова, но на тот момент председателем ЖСК был Камал Абиев.

По словам Шихаева,  его квартиру удалось перепродать и оформить право собственности благодаря путанице с номерами квартиры. Изначально первый этаж был отведён под коммерцию, но Сулейманов пустил его под квартиры и изменил нумерацию.

В такой же ситуации оказался ещё один потерпевший – Гасан Даудов. Он приобрёл квартиру во втором корпусе, но она оказалась проданной, несмотря на то что у него есть оформленное право собственности от 2018 года. По словам Гасанова, сначала Сулейманов оформил его жилплощадь на себя, якобы её купил у Исмаилова, а затем перепродал третьему лицу. В итоге на эту же квартиру есть «зелёнка» от 2021 года.

Потерпевшие утверждают, что новые владельцы перепродают даже недостроенные квартиры.

Юсуп Сулейманов связался с «ЧК» и опроверг все заявленные к нему обвинения со стороны пайщиков. «Объект строился с 2005 года, менялся не один застройщик и это было всё продано до меня. В надзорных органах они подтвердят, что это так было. Вы у них покупаете квартиру, а с меня требуете?» – возмущался он. Сулейманов обещал корреспонденту «ЧК», что в другой день по пунктам расскажет, что на самом деле правда, а чего нет в жалобах потерпевших.

 

Незаконное переселение

 

На сегодня ещё одной проблемной точкой являются дома в районе бывшего ипподрома, построенные по программе переселения из аварийного жилья. О том, какие мошеннические схемы были использованы по ул. Джигитской, 13, «ЧК» сообщал в материалах «Системный откат» (№20 от 25.05.2018 г.), «Отголоски Казибекова» (№29 от 30.07.2021 г.) и «Отголоски Казибекова. Часть 2» (№30 от 6.08.2021г.) Здесь не обошлось без участия Минстроя РД и администрации Махачкалы.

Так, в прошлом году бывший сотрудник жилищного управления Арсен Махдиев продал порядка 40 человек квартиры переселенцев, которые отказались въезжать в них. Махдиев продавал жилплощадь на «Авито». Покупателям он сначала объяснял, что оплаченные суммы передаст тем, кто отказался переселяться в квартиры по ул. Джигитской, 13. Затем стал говорить, что построит им дом на вырученные деньги. Он является председателем ЖСК «Нахимова, 5».

Махдиев уверял, что мэрия Махачкалы отменит право собственности на квартиры по ул. Джигитской, когда переселенцы получат новое жильё в построенной им высотке. Именно этим он объяснял составленные предварительные договоры купли-продажи, которые в реальности оказались филькиной грамотой. Также переоформление затягивалось, по его словам, из-за пандемии коронавируса. Поэтому люди долгое время не подозревали, что их обманывают.

В администрации Махачкалы пояснили «ЧК», что Арсен Махдиев вводил покупателей в заблуждение, так как не имел права на продажу, более того, он был уволен ещё в 2017 году. В начале этого года по поручению мэра Салмана Дадаева комиссия провела инвентаризацию муниципальных квартир в этом доме и выявила, что квартиры проданы незаконно. Однако большинству обманутых людей некуда идти, многие отдали свои последние деньги, материнские капиталы, даже брали крупные кредиты. По словам пострадавших, представители мэрии требуют их освободить жильё и даже пошли на крайние меры – заварили двери в квартирах, которые в реестре числятся пустующими.

После массовых заявлений в правоохранительные органы Арсен Махдиев был задержан. Однако вопрос возврата денег или предоставления новых квартир остаётся открытым.

По данным «ЧК», по такой же мошеннической схеме были проданы несколько квартир по ул. О. Кошевого. Этот дом также был построен по программе переселения из аварийного жилья.

В пресс-службе мэрии Махачкалы отметили, что администрация по закону обязана выселить людей, так как у неё нет права отдавать квартиры переселенцев кому-то другому, на них потрачены федеральные средства. Более того, в этих домах подрядчик выкупил у участников федеральной программы квартиры для детей-сирот. В итоге у следователей могут появиться претензии и к мэрии: на каком основании распоряжается чужими квартирами, построенными за государственный счёт.

13 октября председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин распорядился проверить законность и обоснованность действий со стороны органов власти и поручил руководителю Следственного управления Дагестана Анатолию Щурову представить подробный доклад о ситуации с домом по ул. Джигитская, 13. ]§[

Номер газеты