Смерть эскапизма

Из прошлого номера «Черновика» я узнал, что Бэтмен не навсегда. Что крылья Тёмному Рыцарю и всем его DCшным и марвеловским друзьям подрезало падение доходов городских кинотеатров в результате санкций. Что туман эскапизма, в котором мы все дружно прятались от Сумрака Реальности, рассеялся... И прятаться больше негде.

Но за день до выхода номера газеты мне удалось посетить спектакль по мотивам творчества Анны Ахматовой в махачкалинском Театре поэзии. И я увидел этот туман со сцены. И своеобразную атмосферу нуара, которую создают затемнённый зал и тишина, прерываемая стихами «мРусской Сафо» в исполнении трёх прекрасных актрис.

И, ступая из этого тумана в шумный городской вечер, я думал о том, что Пространство Театра противостоит Пространству Города. Что внутренняя энтропия и тревожное состояние, передающееся из окружающего информационного и событийного Хаоса, может подчиниться порядку Смысла. И этот Смысл, который ранее как бы скрывался под чёрным плащом Бэтмена (влияние чужой культуры через кино) – может раскрыться по-новому.

Остаётся только вопрос: можно ли превратить отечественный (русский или дагестанский) Театр в генератор смыслов? Является ли он таковым в своей сути, или это просто иная форма эскапизма, не способная «подпереть» своей энергией разрушающийся постиндустриальный мир развлечений? Или вовсе заменить его, пытаясь через искусство (или хотя бы имитацию искусства) разбудить в человеческой глине Мерцающий Свет?

Что есть Театр? Это просто «кружок по интересам», охватывающий в республике очень узкую прослойку людей, которую в повседневности бытия и не видно вовсе? Или же дверь в его измерение открыта для всех и способна привлечь внимание большинства?

Если над поверженным телом супергероя в форме летучей мыши едва различим силуэт «Музы плача», то, может быть, именно она – дверь в современное измерение Истины и Свободы? И если мы будем способны войти в эту дверь, то, может быть, Хаос будет усмирён, и нам не придётся плакать над символической смертью Бэтмена, как образа нашего избегания Реальности.

Мы просто изменим её на ту, которая нас устроит. Осуществим «импортозамещение» Смысла, сменив иностранное кино на отечественные спектакли. И больше не будем волноваться об утраченных иллюзиях.

А коллективного Бэтмена проводим строками из блоковских «Шагов Командора»: «Донна Анна в смертный час твой встанет. Анна встанет в смертный час».

Это будет значить, что за смертью эскапизма наступает рождение Смысла... Пусть будет так! ]§[

Номер газеты