Никаб стал популярным не только в Дагестане, но и в стране в целом. И определённые круги это раздражает...
В ходе встречи общественности с главой Дагестана Сергеем Меликовым, прошедшей 1 июля, муфтий РД Ахмад Абдулаев обещал, что вот-вот будет издана фетва1 запрещающая ношение никаба2. 2 июля (2024 г.) фетва появилась и вызвала множество споров.
На официальных ресурсах Муфтията РД (сайт и телеграм-канал) непосредственно фетва не опубликована. В телеграм-канале приводится только общий её пересказ, под наименованием «Позиция отдела Фетв при Муфтияте РД относительно предложения Муфтия РД о запрете никаба».
Отдел фетв сообщает, что в вопросе ношения никаба у учёных четырёх мазхабов есть разногласия.
Запрет
«По мнению некоторых ученых ношение никаба является обязательным, по мнению других только желательным, а по мнению некоторых и вовсе нежелательным. Вышеуказанные решения касаются случаев, если в этом нет риска соблазна. В противном случае закрывать лицо обязательно по единогласному мнению ученых», – говорят богословы.
Они же сообщают, что (по указанию муфтия РД) подробно проанализировали все шариатские тексты в рамках четырёх мазхабов и не видят достаточных оснований для вынесения решения о всеобщем запрете никаба.
В тоже время, отдел фетв уверен, что «в определенных ситуациях из соображений безопасности может быть введен локальный запрет на ношение никаба».
Аргументируется это тем, что «безопасности общества в Исламе отводится первостепенное значение».
«Запрет должен быть продиктован исключительно внешними факторами и нести временный характер. Примеров подобной практике в Исламе достаточно», – заявляет руководитель отдела фетв Ахмед-Хаджи Исаев.
Данное заявление отдела фетв было ошибочно интерпретировано, как не запрещающее никаб. Это вызвало целую волну негодования в различных, близких к националистическим и кавказофобским (исламофобским) кругам.
Но, уже сегодня, 3 июля (2024 г.), Муфтият РД, устами заммуфтия Дагестана Абдуллы Салимова, выступил с разъяснением, что это вовсе не так.
«Муфтий (Ахмад Абдулаев), ссылаясь на обращение от министерства по национальной политике и делам религии РД, в котором сообщается о существующей угрозе безопасности населению республики и на основании вынесенного вчера компетентного заключения отдела фетв, объявляет о временном запрете ношения никабов до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения», – сказал Салимов.
Какие угрозы были выявлены Миннац РД, а также на какое время Муфтият РД вводит свой запрет, в комментариях официального духовенства не сообщалось.
Одобрение
В поддержку решения муфтия Дагестана выступили верховный муфтий России Талгат Таджуддин и председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Шафиг Пшехачев.
Они заявили, что «подавляющее большинство российских мусульман поддержали решение дагестанского муфтия о запрете никаба».
«В течение 14 веков никакого никаба у нас не было. На Северном Кавказе ситуация отличается, там у мусульман шафиитского мазхаба может считаться обязательным покрытие лица, но, например, в связи с террористической угрозой и обеспечением безопасности государства, эту проблему можно решить в законодательном порядке. У мусульман ханафитского мазхаба нет обязательства по покрытию лица и кистей рук у женщин», – приводят СМИ цитату Талгата Таджуддина.
Талгат Таджуддин (слева) видит картину происходящего по своему...
«Хорошая инициатива, давно надо было это инициировать. Мы не проводим параллели между никабом и хиджабом. Хиджаб – это когда верующая мусульманка одета в платок, при этом лицо, кисти рук открыты. А никаб, паранджа - это когда только глаза открыты, а порой и они тоже закрываются. Это несвойственно, на самом деле, исламу, хотя такая традиция сложилась на Ближнем Востоке, но это лишь традиция, об этом говорил и Верховный муфтий Египта», – заявляет Шафиг Пшихачев.
Скандал
Но не все муфтии, как может показаться, единодушны в своём мнении относительно хиджаба.
В частности, ушедший недавно с поста муфтия Саратовской области Мукаддас Бибарсов, опубликовал в своём телеграм-канале пост, в котором с прискорбием заявил, что «муфтият Дагестана пошёл на поводу тех, кто раскалывает религиозную ситуацию в стране…»
Мукаддас Бибарсов находится в прискорбии
«Заявление муфтията Дагестана не понял… Насколько целесообразно, в такое непростое для страны время, поднимать вопрос никаба? Разве это самая главная проблема у нас, чтобы запрещать элемент одежды, которым покрывают лица лишь несколько сотен или пусть даже несколько тысяч человек из 146 миллионов?», – пишет Бибарсов.
Он обращает внимание на то, что пока Президент России Владимир Путин «делает все возможное для консолидации общества, объединения народов Российской Федерации, представителей разных конфессий и разных культур», происходит раскачка мусульманской темы.
В ответ на заявление Бибарсова, Муфтият Дагестана ответил следующее.
Аргументация Бибарсова, основанная на действия Владимира Путина по консолидации российского общества, в дагестанском муфтияте признаётся слабой и хейтерской.
Муфтият РД согласен, что глава государства «делает всё возможное для консолидации общества, объединения народов Российской Федерации, представителей разных конфессий и разных культур».
В тоже время, официальное духовенство республики считает, что «на данном этапе такой элемент одежды, как никаб, усилиями радикальных элементов стал одним из препятствий к реализации упомянутых задач».
«Никаб стал, по сути, "яблоком раздора", представляющим, как это ни прискорбно, угрозу для безопасности государства. Фетва вводится на период нестабильности, пока не будут сформированы условия для снятия запрета», – уверены в муфтияте.
Сам критический настрой Бибарсова, особенно его высказывание о том, что Муфтият РД «пошёл на поводу тех, кто раскалывает религиозную ситуацию в стране», в дагестанском муфтияте восприняли близко к сердцу.
Их ответ заключался в том, что радикалы раскалывают мусульманскую умму уже третий десяток лет, а Муфтият Дагестана всё это время ведёт с ними непримиримую борьбу.
«На поприще противодействия радикальной идеологии погибли лучшие представители богословского сообщества Дагестана, а также государственные и общественные деятели, представители правоохранительных органов и журналисты. Кому как не представителям Муфтията Дагестана знать о кровавом оскале экстремизма. Какой же бурной и неуёмной фантазией нужно обладать, чтобы приписать этой организации «заслуги» террористов?» – вопрошает муфтият.
Религиозная организация считает, что заявление Бибарсова о том, что муфтият пошел на поводу у тех, кто раскалывает религиозную ситуацию в стране, – это плод обдуманных действий, направленный на дискредитацию Муфтията РД, как «главного препятствия, с которым сталкиваются радикалы».
«В канву этих (информационных) атак легко ложится и отзыв саратовского религиозного деятеля», – считают в муфтияте РД.
P. S. Отметим, что вопрос о запрете никаба в стране активно дискутируется в информационном поле страны с подачи множества националистических ресурсов, отличающихся кавказо- и исламофобским настроениями и соответствующей подачей информации.
Данная подача информации преподносится, как некое общественное мнение, выражающее мнение большинства населения страны.
Власти, в ответ на эту информационную волну, обращаются к духовенству и экспертному сообществу. Реагируют и депутаты.
В частности, депутат Госдумы Виктор Водолацкий заявил, что запрет никабов возможен в стране на законодательном уровне, если законопроект одобрят во всех регионах страны.
А ещё 22 мая этого года, муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов заявил РИА «Новости», что запрет никабов может вызвать недовольство у российских мусульман, а сам предлагаемый запрет счел нарушением Конституции.
Комментируя высказывание председателя Совета по правам человека при Президенте России Валерия Фадеева о том, что «этот исламский элемент одежды в России должен быть запрещён» и что никаб способствует рискам экстремизма, Аляутдинов сказал:
«Если официальными органами будет выявлена прямая связь ношения мусульманками никаба с ростом риска экстремизма, и, как итог, запрет никаба послужит сохранению жизней наших граждан, то ДУМ Российской Федерации, безусловно, примет решение поддержать предложение главы СПЧ Валерия Фадеева».
Заметим, что в апреле этого года депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев направил в МВД России запрос о запрете ношения одежды, скрывающей лицо. Он подразумевал никаб и паранджу.
МВД России официально ответило депутату, что не располагают сведениями о причинно-следственной связи ношения одежды, смоделированной в соответствии с религиозными правилами, и совершением противоправных деяний экстремистской направленности… ]§[
1 Фетва, фатава – решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, факихом или алимом, основываемое на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики.
2 Никаб – традиционный женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз; как правило, изготавливается из ткани чёрного цвета.
Мы в телеграм - @chernovik
- 23327 просмотров