7 пятниц МРСК

Прошлонедельная стычка в СМИ между УФАС и ОАО «МРСК Северного Кавказа» продолжается. Теперь сетевая компания отрицает  консолидацию сбыта и сетей, говоря о создании совместной с республикой сетевой компании. Но УФАС против и этой инициативы…

Напомним, 5 мая антимонопольный орган вынес предостережение руководству ОАО «МРСК Северного Кавказа». По мнению Управления, объединение сбытовой и сетевой составляющей может привести к нарушению закона «О защите конкуренции» и противоречит законодательству РФ.

 Сетевая компания эту форму объединения отрицает: «Указанное предостережение содержит ссылку на планируемое совмещение передачи и купли-продажи электрической энергии. При этом разработанными проектами документов подобных положений не предусмотрено, переговоры об объединении электросетевых и энергосбытовых компаний с органами власти субъекта не проводились».

Сетевик упомянул, что в ежегодном послании НС РД (в январе этого года) Абдулатипов подчеркнул важность создания именно электросетевой организации. Притом, что речь об объединении сбыта с сетями по факту шла не только в послании Абдулатипова, но и при его встрече с генеральным директором ОАО «МРСК Северного Кавказа» Юрием Зайцевым (в сентябре прошлого года) и на недавнем совещании с главой ОАО «Россети» Олегом Бударгиным в апреле.

Теперь МРСК СК говорит о том, что достигнута договорённость с республиканскими органами власти о создании в Дагестане совместной – АО «Дагестанская сетевая компания». Связывают это с критическим финансово-экономическим положением «Дагэнергосети».

Интересное мнение на этот счёт у УФАС. «Нам, таким образом, предлагают оставить «Дагэнергосеть» и её кредиторов с их долгами по взаиморасчётам разбираться между собой, поменяв её на «чистую» Дагестанскую сетевую компанию. Как «Дагэнергосеть» будет возвращать долги? У неё нет никаких реальных доходов», – считает начальник отдела антимонопольного контроля товарных, финансовых рынков и естественных монополий УФАС по РД Абдулла Багандов.

По словам представителя антимонопольной службы, МРСК предпочитает работать в республике через посредническую компанию. «У них есть дагестанский филиал – ОАО «МРСК-Дагэнерго». А «Дагэнергосеть» – это по своей сути промежуточное звено между МРСК и кредиторами на случай возможных проблем. Но что изменится от того, что вместо неё будет АО «Дагестанская сетевая компания», если сохранится текущий механизм деятельности рынков?» – считает он.

Причём, по словам Багандова, никаких внятных объяснений по поводу экономической, технической целесообразности новой сетевой компании представители Межрегиональной сетевой компании дать не могут: «Когда в 2010 году создавали «Дагэнергосеть», был тот же самый разговор: «Как хорошо, в Дагестане будет своя сетевая компания…». Тогда же встал вопрос об ответственности. Но энергетики заверяли, что возьмут все обязательства на себя. А сейчас? Ни слова о том, что «Дагэнергосеть» – это их дочерняя компания, и они будут отвечать за эти долги. Нет, наоборот, по их логике проблемы компании никакого отношения к ним не имеют».

Напомним, МРСК СК фактически является единоличным исполнительным органом «Дагэнергосети», т. е. принимает все ответственные решения, влияющие на финансовое состояние организации, и должна отвечать по её обязательствам.

Сетевая компания также убеждает, что никакого повышения тарифов для потребителей не будет. Этому противоречат другие факты. В структуру тарифа входит так называемый показатель необходимой валовой выручки (НВВ). По данным УФАС, МРСК представила предварительные данные по НВВ в РСТ по РД. По предварительному анализу тарифной службы признание обоснованности этих цифр выльется практически в удвоение тарифов на электроэнергию, а также в повышение тарифов на водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение от 11 до 45 процентов.

 

Сбыт или не сбыт?

 

Также спорный вопрос о результатах вовлечения республики в новую компанию (предполагается, что её доля достигнет 49%). По мнению эксперта, исходя из опыта других регионов, когда создаются компании с участием региональных органов власти, как правило, все проблемы с долгами ложатся на бюджет региона: «И потом у республики нет никаких существенных активов, которые она может внести в эту компанию. Почти все сети в Дагестане принадлежат МРСК либо муниципалитетам. Когда рано или поздно новая сетевая компания перестанет справляться со своей ответственностью, к кому пойдут кредиторы? С кого легче будет выбить деньги?»

Возможность консолидации с сетями ещё и сбыта антимонопольное ведомство обрубает на корню.

На совещании в Агентстве по энергетике 30 апреля шла речь о том, что гарантирующий поставщик (ГП) – ДЭСК – в силу больших долгов будет лишён своего статуса. На срок до 12 месяцев этот статус перейдёт к сетевой компании, а впоследствии Минэнерго России совместно с республиканскими органами должны будут провести конкурс на нового ГП (п. 202 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 №442). Как пояснил Багандов, МРСК неофициально преподносит это как желание в течение этого срока доказать преимущества совмещения сетей работ и сбыта: «На этом основании – обратиться в Москву за внесением изменения в закон об электроэнергетике. Но в нашем понимании это утопия». Напомним, данный закон разделяет транспортировку, генерацию и сбыт.

«ЧК» ранее приводил возможную схему, по которой будет проведена консолидация (см. №16 от 24.04.2015, «”Обеление” энергетики» – «ЧК»). Судя по свежим заявлениям МРСК, она начинает реализовываться, только уже под новой обёрткой (АО «Дагестанская сетевая компания» вместо декламируемой прежде ОАО «Дагэнерго»). Таким образом, для начала МРСК создаст новую свободную от долгов сетевую компанию, расторгнет договоры аренды сетевого имущества с «Дагэнергосетью» и передаст его «новичку». Далее, в случае лишения статуса гарантирующего поставщика ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания», функции ГП перейдут уже АО «Дагестанская сетевая компания».

И хотя представитель антимонопольной службы особенно подчёркивает временный характер такой меры (то есть до 12 месяцев), остаётся открытым ряд вопросов. На них, по нашему мнению, не смогло ответить даже УФАС.

 

– А если в течение 12 месяцев другой поставщик не появится?

– В законе об этом чётко ничего не сказано, но с другой стороны, по словам наших коллег из Москвы, он не может не появиться. Как только лишат статуса ГП, Минэнерго сразу объявит конкурс на нового поставщика, – ответил Абдулла Багандов.

– А как быть с долгами ДЭСК? Ведь по закону новый гарантпоставщик должен будет их выплатить? Кто на это пойдёт?

– Это неудобный вопрос, на который также никто не хочет чётко и ясно ответить. МРСК Северного Кавказа делает вид, что долги ДЭСК не имеют к ним никакого отношения. Но ОАО «ДЭСК» также находится под её контролем. Генеральный директор ОАО «ДЭСК» является заместителем генерального директора ОАО «МРСК Северного Кавказа», а 51% акций принадлежит ОАО «Россети». Очевидно, что кредиторы могут обратиться за взысканием долгов и к МРСК.

Отметим, что до сегодняшнего дня кредиторская задолженность сбытовика только росла, прибавляя около двух миллиардов рублей ежегодно.

 

Комментарий «ЧК»

 

В настоящий момент обе структуры (ОАО «ДЭСК» и ОАО «Дагэнергосеть») никак не комментируют разговоры о т. н. объединённой компании, ссылаясь (вполне логично) на то, что все решения принимаются в Москве (ОАО «Россети»).

Как рассказал нам источник, близкий к энергетической отрасли республики, ситуация на уровне руководящего состава и коллектива обсуждается только на республиканском уровне.

Между тем после активизации деятельности Правительства РД и главы РД в этом направлении – встреча Абдулатипова с Бударгиным и Яковлевым – активизировались и руководители сетевой и сбытовой компаний. На данный момент обсуждается шаткость позиций руководителя ОАО «Даг-энергосеть» Амира Амирова (по другим данным, вопрос с ним уже решён – его не видят в новой компании), а также сложная ситуация, связанная с руководством ОАО «ДЭСК». Не секрет, что Рамазан Абдулатипов не хотел видеть во главе сбытовой компании бывшего спортсмена, креатуру Ризвана КурбановаДжамала Касумова, являющегося к тому же зятем Ильяса Умаханова. Год назад, когда проходила основная борьба за кресло руководителя компании, Абдулатипов подключал самые высокие связи, чтобы посадить на это место своего человека. Частично ему это удалось – сейчас должность 1-го заместителя руководителя ОАО «ДЭСК» занимает его племянник. В настоящий момент вопрос руководства ОАО «ДЭСК», судя по всему, ещё не решён (по неподтверждённым данным, Касумову предлагали пост главы Карабудахкентского района).

Что касается возможного руководства объединённой компании, то компетентные источники называют 1-го заместителя Министерства связи и телекоммуникаций РД Гимбата Гимбатова – мужа художницы, внучки Расула Гамзатова, Таус Махачевой. Гимбатова считают креатурой Абдулатипова.

Как отмечает другой наш источник, симптоматичным является и тот факт, что наряду с новостными сюжетами о возможной консолидации на официальном сайте гарантирующих поставщиков электроэнергии СКФО и Калмыкии появилась новость о новом назначении гендиректора гарантирующих поставщиков СКФО и Калмыкии Артура Аушева. Он назначен первым заместителем генерального директора сетевой компании и будет курировать вопросы экономики и финансов предприятия. Эту должность Аушев будет совмещать с должностью руководителя ГП СКФО и Калмыкии. Однако пресс-служба ГП СКФО и Калмыкии эту информацию опровергла.

Вопрос объединения – это вопрос большой политической борьбы и законодательной гибкости. Что будет с долгами предприятий? Куда пойдут сокращённые люди, кто будет выплачивать им неустойки? Эти вопросы – только верхушка энергетического айсберга.  

Номер газеты