Удар одноклассника

На этой неделе в махачкалинской школе №51 был убит ученик девятого класса Джабраил Хаджиханов. Смертельную рану ножом в понедельник, 11 октября, подростку нанёс его же одноклассник, которого суд заключил под стражу на два месяца.

Тяжелораненый Джабраил Хаджиханов умер в машине скорой помощи. Удар ножом пришёлся в область грудной клетки – под сердце. Хаджиханов ещё смог добраться до школьного медпункта, продержаться до того, как прибудут медики, но дальше сил не хватило.

Второго участника конфликта доставили в Кировский РОВД Махачкалы. Сотрудникам полиции подросток рассказал, что нож он купил ещё год назад в маленьком магазинчике.

«У всех есть, у меня тоже, чтобы дома лежал. А в тот день как-то в кармане оказался… Когда драка случилась, я его достал и ударил. Непреднамеренно. В состоянии аффекта… Я не хотел убивать. Дальше – не помню. После этого я пошёл к директору. А он (раненый) убежал», – спокойным голосом рассказал он полицейским на камеру. Данная запись была выставлена в соцсетях МВД по РД.

Спустя какое-то время, после того как в соцсетях появилась запись, где два паренька вроде бы спокойно разговаривают, а потом следует внезапный выпад ножом в сторону Хаджиханова, видеозапись была удалена.

К месту происшествия приехали журналисты, следователи, прокуроры. Для координации действий силовиков на место выехал зампрокурора республики Глеб Михайлов. Надзорное ведомство заявило, что даст оценку соблюдению требований законодательства о профилактике правонарушений безнадзорности несовершеннолетних, а также об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях.

Трагедия в 51-й школе повлекла за собой возбуждение сразу нескольких уголовных дел. В отношении 15-летнего подростка дело возбуждено по статье «Убийство» (ч. 1 ст. 105 УК РФ). Отцу убитого, экс-сотруднику полиции, руководство следственных органов обещало взять расследование убийства на личный контроль.

Директор школы и его заместитель по воспитательной работе следствием подозреваются в халатности (ст. 293 УК РФ), руководство частного охранного предприятия, осуществлявшего охрану порядка в школе – в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (ст. 238 УК РФ).

Мэр Махачкалы Салман Дадаев заявил, что директор школы и заместитель по воспитательной работе уволены.

Пострадавшим в этой ситуации стал и оператор телеканала РГВК «Дагестан» Гаджи Магомедов, который проводил съёмки по следам происшествия. Телеканал сообщил, что на него напали старшеклассники этой школы.

«Магомедов с  гематомами находится в больнице», – прокомментировало телевидение.

На следующий день, 12 октября, врио главы Минобрнауки Дагестана Яхья Бучаев провёл экстренное совещание с директорами школ Махачкалы.

«Подросток четыре дня готовился к совершению преступления. Многие окружающие знали о тлеющем конфликте среди одноклассников, но вовремя не приняли достаточных мер. Сегодня на месте происшествия от угрызения совести плакали взрослые люди, которые знали о назревающей катастрофе и ничего не предприняли. Это будет тяжёлым и трагическим уроком для всех нас», – отметил Бучаев. 

Директорам, педагогам и родителям, подчеркнул министр, следует обращать внимание на речь и поведение подростков, на их общение в социальных сетях и за пределами образовательных организаций, активно взаимодействовать между собой, в случае необходимости – с сотрудниками МВД.

Подробно рассказывать «Черновику» о причинах конфликта в министерстве не стали.

«Установление причин произошедшего в компетенции правоохранительных органов, поэтому у нас, во-первых, нет такой информации, даже если бы была, мы не могли бы её разглашать, могут только правоохранительные органы или прокуратура», – прокомментировала пресс-служба министерства. Официально ни прокуратура, ни следствие причин пока не называют.

Замдиректора по воспитательной части 51-й школы Татьяна Максудова в беседе с изданием RT рассказала, что «у неё никогда не было в мыслях, что этот ребёнок способен на агрессию».

«Никто из администрации учебного заведения не знал, что у ребёнка было с собой холодное оружие. А обыскивать их мы не имеем права», – объяснила она.

Детский омбудсмен республики Марина Ежова сообщила, что, со слов одноклассников и педагогов, обвиняемый отличался конфликтным поведением, плохо учился. По её словам, он некоторое время находился на домашнем обучении, поменял школу. Стоял на внутришкольном учёте, родителей неоднократно просили заняться воспитанием сына, однако они в хронической неуспеваемости и пропусках ребёнка ничего страшного не видели.

«По словам одного из педагогов, когда маме сделали замечание, что сын нецензурно выражается на уроках, она ответила: «Он же мальчик». Проблема на самом деле очень глубокая: есть и будут дети с девиантным поведением. В советской системе образования для них были спецшколы с особой воспитательной составляющей», – пояснила Ежова на своей странице в Instagram. ]§[

Номер газеты