Негласная идеология

В начале «жутких» 90-х наши славные «гении» политической мысли, забив последний гвоздь в гроб СССР и поспешно опустив его в яму исторического небытия, конституционно закрепили и громогласно объявили, что вместе с «кошмарами» прошлого похоронена и старая идеология. Отныне запрещалась любая идеология.

По крайней мере, ни одно политическое веяние не будет иметь шансов обрести статус общегосударственной идеологии. Мол, в России все социальные бури и катаклизмы (революции, лагеря и прочие кровавые эксцессы) происходили из-за крайностей идеологии, взятой режимом на вооружение и насаждаемой среди граждан. Вот сейчас мы запретим официальную идеологию, десакрализуем все «измы», и тогда страна, свободная от оков марксизма-ленинизма, заживёт в гармонии с демократией.

Вроде бы торжественно сбросили балласт, не дающий государственному кораблю легко и нормально плыть в фарватере цивилизованных стран. Ничуть не помогло. Прошло тридцать лет, и как стояли на мели, так и продолжаем стоять и горделиво любоваться своим крайне забавным положением между Западом и Востоком. Никуда не двигаться – значит, идти «самобытным, исконно российским», путём...

Однако свято место пусто не бывает: идеологическую нишу со временем занял так называемый патриотизм, который вмещает в себя всё, в чём правящие круги видят собственную выгоду. Куда как много расплодилось, как тараканов на грязной кухне, патриотов всех мастей. Парадокс в том, что чем ниже уровень жизни людей, чем глубже экономический и социальный кризис, тем больше становится «патриотов», убеждённых в том, что именно на них провидение возложило священную миссию – спасти Отечество.

Несчастье России заключается в том, что не патриоты приходят к власти, а пришедшие к власти автоматически… превращаются в патриотов. Осуществляется своеобразная монополия на патриотизм.

Сегодняшняя официальная панорама патриотических идей вбирает в себя самые одиозные, противоречивые, несовместимые по существу и духу сюжеты из истории России. Здесь всё сошлось и причудливо переплетается: и Александр Невский, и Ельцин-Центр, и ВОВ, и даже Сталин, за которого недавно заступился Лавров.

Но не всё так плохо: существуют всё-таки и прорывные области, в которых наша страна лидирует на мировой арене. Борьба с иноагентами, фальсификации на выборах, законотворческий зуд – вот где мы впереди планеты всей. В этом смысле Россия пока никому не уступает пальму первенства… ]§[ 

Номер газеты