Наказание. Вечное?

Во вторник, 17 октября, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обнародовал постановление по жалобе экс-мэра Махачкалы Саида Амирова, приговорённого к пожизненному лишению свободы. Этот документ незамедлительно вызвал бурную реакцию как медиасообщества, так и органов государственной власти. 

Первым о решении Европейского суда на своей странице в «Фейсбуке» сообщил известный московский адвокат Владимир Постанюк, защищающий Саида Амирова с момента его ареста. Правда, то ли в спешке, то ли намеренно Постанюк в своём сообщении назвал Амирова мэром. «Сегодня вынесено очередное решение ЕСПЧ по делу мэра Махачкалы Саида Амирова. Суд признал обоснованной жалобу адвокатов, где мы заявляли, что человек с серьёзными заболеваниями не может находиться в тех условиях, где он находился ранее (СИЗО) и находится сейчас (в колонии). Суд согласился с доводами адвокатов и указал, что «имело место нарушение статьи 3 Конвенции из-за низкого качества медицинского обслуживания в следственном изоляторе и ненадлежащих условиях содержания заявителя в исправительной колонии». Полагаю, что это повод для Верховного суда России и для всех уполномоченных лиц в РФ вернуться к вопросу законности нахождения Саида Амирова в местах лишения свободы…» – написал адвокат.

В тот же день на постановление ЕСПЧ появилась реакция министерства юстиции России, размещённая на официальном сайте ведомства. 

«17 октября 2017 года Европейский суд по правам человека опубликовал постановление по жалобе бывшего главы администрации Махачкалы С. Д. Амирова, приговорённого к пожизненному лишению свободы за совершение ряда тяжких и особо тяжких преступлений.

По итогам рассмотрения всех предоставленных Минюстом России доказательств ЕСПЧ отказался удовлетворить жалобу С. Д. Амирова и согласился с мнением российских властей о том, что заявителю, отбывающему наказание в местах лишения свободы, оказывается надлежащая, своевременная и адекватная состоянию его здоровья медицинская помощь.

Выводы Европейского суда об отсутствии нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод в данной части основаны на профессиональных заключениях врачей медицинских учреждений ФСИН России и экспертных мнениях сотрудников учреждений здравоохранения, не связанных с пенитенциарной системой», – говорится в сообщении.

Отметим, что это не первая реакция ЕСПЧ на судьбу Амирова-заключённого. Ещё в 2014 году, когда экс-мэр Махачкалы находился в следственном изоляторе, дожидаясь приговора суда, Европейский суд начал активную переписку с властями РФ.

В частности, суд направил вопросы стороне РФ и рекомендовал российским властям немедленно провести освидетельствование Амирова независимыми медицинскими специалистами, чтобы определить, среди прочего, соответствовали ли условия содержания в СИЗО состоянию его здоровья и можно ли было содержать его под стражей в связи с состоянием здоровья.

ЕСПЧ тогда получил ответ с приложенными документами, утверждающими, что Амиров в СИЗО получает достаточную медицинскую помощь, а дополнительных процедур для него не требуется. Суд, в свою очередь, рекомендовал провести независимую экспертизу и предоставить в Страсбург её результаты, указав, что невыполнение рекомендаций ведёт к нарушению статьи 34 (право на подачу индивидуальной жалобы) Европейской конвенции по правам человека. Сам Саид Амиров, ссылаясь на статью 34 Европейской конвенции по правам человека, утверждал, что российские власти не провели медицинскую экспертизу, для того чтобы ответить на вопросы ЕСПЧ. Он также ссылался на статью 3 (запрет бесчеловечного и жестокого обращения) Конвенции, заявляя о том, что невозможность получить соответствующую медпомощь во время нахождения под стражей привела к серьёзному ухудшению его состояния, угрозе его жизни и подвергла его страданиям). Также, по мнению заявителя, был нарушен параграф 3 статьи 5 (право на свободу и безопасность/право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда) Конвенции.

Российская сторона, в свою очередь, заявила, что рекомендации ЕСПЧ не имеют обязательной силы для государства-ответчика, в связи с чем непредоставление РФ ответов по запросу суда не является нарушением Конвенции.

В ответ на это ЕСПЧ признал нарушение статьи 3 Конвенции и статьи 34 Конвенции, не обнаружил нарушения параграфа 3 статьи 5 Конвенции и присудил Амирову 15 тысяч евро компенсации морального ущерба и 850 евро издержек.

В последующие месяцы дело Амирова, а позднее и обвинительный приговор, также оставались предметом обсуждения и рассмотрения, в том числе и первыми лицами государства. В 2015 году на одном из заседаний Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ один из его членов, Андрей Бабушкин, напрямую обратился к Владимиру Путину с просьбой проверить приговор Саиду Амирову. «По поводу Амирова – я дам поручение генеральной прокуратуре, чтобы проверили, хотя обвинения, вы знаете, очень серьёзные», – ответил тогда Путин. Попутно Бабушкин напомнил о том, что в отношении некоторых обвиняемых по делу Амирова применялись пытки во время следствия.

Затем, уже в текущем году, последовала передача членами СПЧ просьбы об освобождении Амирова в адрес первого заместителя руководителя администрации президента Сергея Кириенко. Предполагалось, что освобождение (помилование) станет возможным, если глава государства объявит амнистию к 100-летию Октябрьской революции.

 

В Чёрном дельфине

 

Последняя попытка повлиять на судьбу экс-градоначальника была предпринята чуть более месяца назад – Комиссия по помилованию, которая рассматривала прошение Амирова, единогласно отказала ему. Вице-губернатор  Оренбургской области Дмитрий Кулагин, который возглавлял комиссию, тогда отметил, что с минувшего июля по сентябрь было получено разными лицами и структурами 189 обращений с просьбой поддержать прошение о помиловании Амирова. «Все обращения, поступившие в приёмную губернатора, как будто написаны под копирку. Тексты практически одинаковы, только подписаны разными лицами. Прежние заслуги не дают права распоряжаться жизнями мирных людей, не дают права становиться хозяином, которому все должны безмолвно подчиняться. Амиров свою вину не признаёт. Формальный срок условно-досрочного освобождения у него подойдёт в 2038 году. Комиссия единогласно отказала в помиловании», – сказал он.

Знаменитый «Чёрный дельфин»

Саиду Амирову сейчас 62 года. Как мы ранее сообщали, сотрудники колонии характеризуют его как человека скрытного, вспыльчивого и надменного, обладающего несомненными лидерскими качествами. В колонии Амиров, как знают наши оренбуржские коллеги, отказался от еды, сказав, что нормальный человек это употреблять не может. Ряд его сложных заболеваний, по-видимому, был учтён, поэтому ему было разрешено раз в неделю получать от родных посылку с овощами и другими продуктами. Но этот режим, по разным данным, был пересмотрен, и теперь посылки поступают только два раза в месяц.

Это, возможно, и стало одной из причин массовой атаки на различные общественные учреждения и руководителей с просьбой встать на защиту Амирова и освободить. Что касается состояния заключённого Саида Амирова, то, по словам прокурора, за ним постоянно ухаживают два человека, делают необходимые процедуры.

В защиту пишут люди совершенно различных социальных статусов – от простых дагестанцев до верховного муфтия и даже Героя России, генерала армии Виктора Казанцева (находился в весьма дружеских отношениях с Амировым «ЧК»).

Саид Амиров сегодня является одним из чуть более двух тысяч заключённых, осуждённых на пожизненный срок. Особыми привилегиями он в зоне «Чёрный дельфин» не пользуется, хотя понятно, что по фактическому состоянию здоровья он не может обойтись без посторонней помощи, поскольку элементарно не может самостоятельно передвигаться. По нашим сведениям, вместе с Амировым в камере пожизненные сроки отбывают двое заключённых, которые по мере возможности помогают своему некогда всесильному сокамернику.

Впрочем, даже в «Чёрном дельфине» для заключённых что-то меняется к лучшему, если там вообще такое возможно. В прошлом году Конституционный суд России признал, что даже пожизненники должны иметь право на длительное свидание с близкими родственниками один раз в год на несколько дней. После этого Государственная дума с одобрения Совета Федерации внесла в Уголовно-исполнительный кодекс соответствующие поправки.

Ещё один «подарок» для осуждённых до смерти может быть преподнесён властями в случае принятия поправок, согласно которым сидельцам увеличат продолжительность ежедневных прогулок на 30 минут. Отметим, что сейчас пожизненники могут подышать свежим воздухом только 60 минут в день.

Скорее всего, попытки добиться помилования для Амирова, или хотя бы смягчения приговора, будут продолжены и впредь. Впрочем, очевидно, что это сегодня зависит только от одного человека – Владимира Путина. Но он пока не даёт никаких поводов и надежд для родных и сторонников экс-мэра… ]§[

Номер газеты