На этой неделе прошёл год со дня расстрела двух жителей села Гоор-Хиндах Шамильского района – братьев 17-летнего Наби и 19-летнего Гасангусейна Гасангусейновых. Единственный более или менее достигнутый успех за год – адвокаты получили доступ к материалам уголовного дела. Но даже этого достаточно, чтобы понять – результаты экспертиз крайне противоречат официальной версии произошедшего.
В июне глава республики Рамазан Абдулатипов приезжал в село Кахиб Шамильского района, чтобы осмотреть новое здание больницы. Дядя покойных братьев прорвался через его охрану, чтобы задать вопрос. «Он спросил, почему убили пастухов? Почему никто ничего не делает? Он сказал, что любой человек в селе, даже дети могут подтвердить, кем на самом деле были эти дети. Абдулатипов ответил: “Не буду спрашивать, потому что это политическое убийство”», – рассказал отец убитых Муртазали Гасангусейнов.
Напомним, в ночь на 24 августа прошлого года в окрестностях Гоор-Хиндаха проходила спецоперация, в результате которой силовики убили двух человек. И.о. начальника ОМВД России по Шамильскому району Ибрагим Алиев сразу же отправил в дежурную часть МВД республики сводку, в которой сообщалось следующее: «Примерно в 21 час 25 минут в ходе проведения оперативных мероприятий сотрудниками СОГ5 УФСБ РФ, ЦПЭ МВД по РД с дислокацией в селении Гергебиль, ФСБ России совместно с ОМВД по Шамильскому району в ходе проведения ОРМ, по реализации оперативной информации на территории с. Гоор-Хиндах и с. Кахиб неустановленные лица произвели выстрелы в сотрудников правоохранительных органов… Ответным огнём преступники уничтожены».
Несколько информагентств дали «молнию» о ликвидации боевиков. Тела братьев их дядя Исрапил Магомедов обнаружил только утром. Обстановка, которую он застал на месте, где лежали трупы, не стыкуется с озвученной версией убийства в результате перестрелки. Тела были убраны с тропинки и брошены на обочину, а пятна крови на месте убийства засыпаны землёй. На братьях были чужие куртки. На теле Гасангусейна обнаружили восемь пулевых ранений, у Наби – одиннадцать, а на куртках было всего по два отверстия. Рядом с телами валялись брошенные автоматы.
Препятствия
Первые пять месяцев после убийства в качестве адвоката родителей выступал Саид Ибрагимов. Он систематически отчитывался журналистам, что ничего сделать не удаётся. С февраля этого года в дело пытались войти трое адвокатов правозащитного центра «Мемориал». Они, как и предыдущий адвокат, не могли вступить в дело и ознакомиться с его материалами. Следователь отказывал в допуске, ссылаясь на то, что у них нет процессуальных оснований заявлять ходатайства в интересах братьев Гасангусейновых, потому что они не имеют по уголовному делу статуса подозреваемых и обвиняемых и в их отношении не возбуждено уголовное дело. Советский районный суд рассмотрел жалобу адвокатов о признании незаконным ответа следователя. Адвокаты выиграли суд. Так им удалось добиться вступления в дело на стороне убитых братьев.
Напомним, уголовное дело было возбуждено сразу после убийства по ст. 317 («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа») и ст. 222 («Незаконное хранение оружия») УК РФ. 31 января Гасангусейнов-старший обратился в Следственное управление СК РФ по Дагестану с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту убийства его сыновей. Однако до сих пор неизвестно, какое решение принял СК. Позиция следствия такова, что заявление отца – это обращение. Защита обратилась в суд с требованием признать незаконным бездействие руководителя Следственного управления СК РФ по РД и обязать его провести проверку по заявлению. 23 марта Советский районный суд Махачкалы удовлетворил требования защиты и обязал следователей проверить заявление и уведомить заявителя о его результатах. Однако до сих пор о судьбе заявления неизвестно.
Один из адвокатов Мурад Магомедов рассказал, что по этому поводу защита намерена обратиться в Европейский суд по правам человека. «Все сроки нарушены. Они игнорируют решения судов, хотя должны были провести проверку и вынести решение о возбуждении уголовного дела или об отказе. К нам приходят какие-то отписки, в которых следователь называет заявление обращением, несмотря на то что суд решил, что это именно заявление о возбуждении уголовного дела», – рассказал адвокат. В отписках следователь уведомляет, что «обращение» будет рассмотрено в рамках имеющегося уголовного дела (о посягательстве на сотрудников полиции в котором, по-прежнему не фигурирует фамилия Гасангусейновых). Представитель инициативной группы четырёх сёл Шамильского района Джамбулат Гасанов рассказал, что шестого июня вместе с Гасангусейновым-старшим был на приёме у нового руководителя СУ СК РФ по РД Сергея Дубровина, что дало определённые сдвиги. «Он внимательно выслушал нас и предложил ещё раз встретиться через три недели. И надо отдать ему должное: после общения с ним появились определённые результаты по заявлению отца об убийстве его детей. Следователь выезжал на место преступления. Опрошены указанные адвокатами свидетели. Но, несмотря на промежуточный ответ, окончательного решения из СУ по заявлению отца так и не получено», – рассказал Гасанов.
Экспертизы
После того как адвокаты получили дос-туп к материалам дела, у них появилась возможность ознакомиться с результатами различных криминалистических и судебно-баллистических экспертиз. Это дало им возможность говорить о том, что версия силовиков не соответствует фактическим данным. Например, экспертиза не подтверждает, что братья стреляли из автоматов, которые были обнаружены при них. Специалисты изучили автоматы и гильзы. Экспертиза установила, что ни одна из исследованных гильз не была стреляна из обнаруженных автоматов. Адвокат рассказал, что в материалах, доступных защите, нет сведений, что автоматы в этот день вообще стреляли. «Если они стреляли, там должны быть гильзы. Гильзы, которые были найдены якобы на месте перестрелки, не принадлежат этим автоматам. В экспертизе есть такие данные. Получается, у следствия нет данных о том, что эти автоматы стреляли в тот день», – пояснил Магомедов.
Если обнаруженные гильзы не стреляны из автоматов Гасангусейновых, можно предположить, что они из автоматов, которыми стреляли по братьям. Это в свою очередь позволяет предположить, что в них стреляли с близкого расстояния. «В братьев стреляли не более чем с четырёх метров – такого расстояния, при котором на объекте стрельбы обнаруживаются следы продуктов выстрела. При этом сами братья не стреляли, что подтверждает исследование подногтевого содержимого и срезов их волос», – считает участник рабочей группы Гасанов.
Адвокат рассказал, что недавно они организовали допросы свидетелей из числа жителей села, которые в день убийства видели ребят. Все они рассказали следователю, что братья не были связаны с незаконными вооружёнными формированиями. «Что рассказали следователю другие свидетели, сотрудники полиции, мы не знаем. На данный момент мы не можем ознакомиться со всеми материалами дела, потому что это по закону не положено для адвоката. Я думаю, что они будут под псевдонимами. До этого следователи даже не допросили свидетелей, которые в день убийства видели братьев. Я не знаю, чем до этого занималось следствие. Сейчас экспертизы проведены, сотрудники полиции, которые там были, я думаю, тоже допрошены. Для чего следствие растягивает это дело и на сколько оно ещё продлится, я не могу сказать», – рассказал адвокат.
24 августа в связи с годовщиной убийства в Гоор-Хиндахе прошёл мавлид, посвящёный памяти братьев. Сельчане подготовили обращение к главе Дагестана Рамазану Абдулатипову. ]§[
- 16 просмотров