Дозволенность, честность, качество

В Махачкале и Хасавюрте, в соседнем Ставрополье и далёкой Москве, в туманном Лондоне и заморском Нью-Йорке – рынок «халяль» нынче легко преодолевает географические границы. Масштабы предложения без преувеличения огромны: речь уже идёт не о тысячах, не о миллионах и даже не о миллиардах долларов. По данным этого года, объём мирового рынка продуктов питания халяль оценивается в 1,9 трлн долларов. При этом рынок растёт темпами 8,5%  в год.

 

А что это такое – халяль?

 

Пожалуй, многим читателям хорошо знаком образ дагестанца, который по каким-то делам выехал за пределы республики. Говоря откровенно, где-то в Волгограде он легко пропускал пару бокалов пива (а то и чего покрепче), охотно флиртовал и кокетничал с тамошними дамами, мог сходить в развлекательные заведения, от которых соблюдающий мусульманин должен держаться подальше.

То есть, прямо скажем, речь не идёт о благочестивом праведнике. Но – внимание! – даже он не переступал что-то в себе и не покупал в местных гастрономах свиной колбасы. Так он воспитан и вырос. Таковы его устоявшиеся ориентиры в вопросах питания. Это годами выработанные установки: свинина в его рационе отсутствует.

А теперь представим, что людей с таковыми установками миллионы. Повторюсь: речь не идёт непременно о глубоко соблюдающих мусульманах; это могут быть самые разные люди. Но даже в советские годы с известным государственно-идеологическим курсом они продолжали следовать тем наказам, которые получили от дедушек и бабушек.

Итак, таких людей много. (Их действительно очень много.) И как реагирует рынок на их существование? А так же, как и в любой ситуации с активным спросом на соответствующие товары и услуги – будь то популярные напитки, автомобили или обувь.

Предприниматели весьма чутко контролируют индикаторы рынка и вносят изменения в свою стратегию. Их интересует прибыль. И если бизнесмен владеет информацией, что на определённый вид продукции продолжается активный и растущий спрос, он сделает определённые выводы. Его могут звать Пол Браун, родом он из Северной Каролины – и всё это не остановит его в стремлении к новым доходам на «мусульманской площадке». Его мотивация имеет финансовый характер и не связана с убеждениями.

«При этом, чтобы получить сертификат «халяль», предпринимателю придётся пройти соответствующую экспертизу, – поясняет дагестанский алим и проповедник Мухаммадрасул Саадуев. При стандартизации «халяль» проводится тщательная проверка. Каким образом поставлена работа на предприятии? Нет ли запретных ингредиентов в добавках к продукции? В случае с производством сыра – изучение процесса створаживания молока и происхождение сычуга».

То есть речь идёт о тщательном техническом контроле. Привлекаются соответствующие специалисты, приобретается необходимое оборудование. Дабы результаты отвечали поставленным задачам, работа должна быть проведена на очень высоком уровне.

Обычно понятие «халяль» ассоциируется с мясом и мясопродуктами. Но халяльными  могут быть сыры и кондитерские изделия, медикаменты и косметика, финансовые услуги и многое другое.

Активный интерес бизнеса к тематике «халяль» происходит уже сейчас. Так, на недавней выставке Russia Halal Expo в Казани свою продукцию представили более 60 производителей. Но если участие предпринимателей, скажем, из Турции и ОАЭ вполне понятно, то гости из Ямало-Ненецкого автономного округа – это та самая тенденция. Новички «пронюхали» о популярности маркировки «халяль» и активно присматриваются к новым для себя рынкам.

Тем временем наши коллеги сообщают о последних тенденциях в Западной Европе. Агентство Bloomberg опубликовало отчёт Agriculture Market Information (AMI), согласно которому халяльные продукты питания год от года теснят на немецком рынке свинину.

Подчеркну, что речь идёт о Германии с её традиционно распространённым среди многих немцев национальным блюдом «айсбайн» (варёная свинина) и популярными свиными сосисками к пиву.

Так вот, если в 2011 году потребление свинины в Германии составляло 40,1 килограмма на человека (при автоматическом делении всей потребляемой продукции на всё население), то к 2016 году эта цифра снизилась до 36,2 килограмма.

AMI сообщает, что хотя свинина в Германии до сих пор лидирует по объёмам продаж среди другой мясной продукции, она «быстро теряет позиции в конкурентной борьбе с говядиной и птицей».

Растёт количество мясной продукции халяль, которую всегда можно найти в турецких магазинчиках. Они уже есть не только во всех крупных, но и в большинстве небольших городов, и полюбились немцам за свежие мясо, овощи с фруктами и восточные сладости, что предлагают покупателям.

Эксперты из AMI прогнозируют, что эта динамика будет только усиливаться. Ведь за последние годы примерно к 5 миллионам местных мусульман прибавились ещё несколько сотен тысяч беженцев, многие из которых являются мусульманами и соблюдают шариатские принципы в отношении еды.

«Для меня в этой ситуации (стремление немусульман к потреблению халяльных продуктов, товаров и услуг) нет ничего необычного, – поясняет Мухаммадрасул Саадуев. – Опять же мотивация у этого немусульманина будет не религиозного характера. Например, он знает (от друзей или на собственном опыте потребления) о высоком качестве конкретного вида продукции. Попробовал – очень понравилось и запомнилось. И человек становится постоянным потребителем этой продукции».

Добавлю, что маркировка «халяль» обязывает производителя к этому уровню. Вопрос ведь не упирается только в то, что это не свинина. Халяль не должен наносить ущерба организму потребителя, в этих продуктах не должно быть вредных добавок.

Или, к примеру, экологические требования. Они также привязаны к понятию «халяль». Производственник должен искать такие способы заработка, которые бы не вредили окружающей среде – не отравляли бы воду, не загрязняли воздух.

В этих условиях очень ответственной является функция комитетов по выдаче соответствующих сертификатов: чтобы продукция действительно отвечала высоким требованиям стандартизации «халяль», а не сводилась к наклеенной марке.

Тема очень важная, с деятельностью таких комитетов мы планируем связать отдельную публикацию. Пока понятно, что услуги комитетов являются платными. Возможно ли, что оплата этой услуги отпугнёт кого-то из производителей? Да, тех, кто махнёт рукой: мол, до сих пор продавал свою продукцию без сертификата «халяль» и дальше буду. Но в регионе с растущим спросом на продукцию халяль с рыночной точки зрения он понесёт убытки. Всё большая часть потребителей отвернётся от него, обратившись к другим производителям.

Ситуацию снова комментирует Мухаммадрасул Саадуев:

– Сам факт, что комитеты по стандартизации требуют плату за проведение экспертизы, не должен смущать. Это ведь не взятка – при реальном проведении экспертизы. Такой комитет сам несёт расходы: оплачивает помещение и коммунальные услуги, приобретает оборудование для своих лабораторий, платит зарплаты своим сотрудникам-специалистам и т. д. И экспертиза – это не только стартовая разовая проверка, но и дальнейший контроль соблюдения условий халяль на том или ином предприятии.

Комитет предлагает услугу и берёт плату за её оказание – тут всё прозрачно.

В широком смысле «халяль» (для производителя и торговца) – это заработок, не связанный с обманом (обвесом, обсчётом и т. д.), с нанесением ущерба потребителю. И, оценивая ситуацию даже с сугубо мирской точки зрения, можно говорить об обоюдном выигрыше: потребитель получает высокое качество продукции, производитель открывает для себя новые рынки сбыта.

И активность участников будет подстёгивать и сам рынок: вряд ли владелец торговой сети смирится с картиной, когда один, другой, третий… (сто тридцатый) потребитель, пожав плечами («А у вас что, в продаже нет продуктов халяль?»), покидают его супермаркет и отправляются к конкурентам.

«Завершить хотел бы реальной историей, – подытоживает свой рассказ Мухаммадрасул Саадуев. – К практикующему кардиологу обратился очень престарелый по возрасту посетитель, лет под 90, но выглядящий гораздо моложе. Врач поинтересовался у визитёра, мол, в чём секрет вашей моложавости. Старик ответил, что ещё с молодых лет он берёг своё тело от хIарама – запретного. Напоследок могу сказать, что я с большим интересом воспринял этот проект по популяризации халяль. Поддерживаю это ваше начинание и готов в меру своих сил и знаний быть рядом и консультировать этот проект – по увеличению присутствия халяльного сегмента в нашей жизни».

Номер газеты