Санкционированный шантаж?

19 ноября новостная лента официального сайта администрации Махачкалы удивила своих читателей заголовком: «В Махачкале состоялся санкционированный митинг водителей маршрутных такси». В материале рассказывалось, что водители некоторых маршруток не вышли в рейс, устроили забастовку и требовали от властей повышения оплаты проезда до 20 рублей.

Игра с рублём

 

Начнём статью, наверное, с того, что разговоры о повышении стоимости проезда в маршрутках Махачкалы начались на день раньше – 18 ноября. ИА REGNUM цитирует начальника управления промышленности и транспорта администрации столицы Андрея Гусейнова, заявившего им, что повышение цены предполагается осуществить во имя «сохранения качества транспортных услуг для населения». Там же называлась новая цена проезда: 16 рублей днём, а с 20:00 («ночной тариф») – 20 рублей.

Но уже на следующий день – 19 ноября – объявляется о проведении санкционированного митинга маршрутчиков (как они смогли так быстро подать заявку и получить разрешение на проведение акции протеста, не уточняется), которые требуют повышения оплаты на проезд до 18 рублей днём и 20 рублей – в ночное время.

Аргументы водителей маршруток были предельно просты и привычны: рост цены на проезд связан с ростом стоимости бензина, прочих ГСМ, запчастей для авто, а также продуктов питания, одежды и прочих элементов быта и досуга, нужных как водителям, так и их семьям.

 «Мы работаем на износ, нашего заработка ни на что не хватает. Очень трудно содержать семью и машину. А тут ещё и цены на бензин подскочили. В такой ситуации мы вынуждены искать другую работу, а может быть, и уехать за пределы республики», – цитирует жалобы водителя маршрутного такси №22 Усмана Юсуфова пресс-служба администрации Махачкалы. «Если наши условия не будут выполнены, то 1 декабря ни одна маршрутка не выйдет в рейс», – угрожали водители общественного транспорта.

Переговоры водителей с Гусейновым привели к тому, что они смирились с тем, что стоимость проезда будет составлять 17 руб-лей в дневное время. «Ночной тариф» было решено не трогать, так как, предполагается, он позволит водителям получать доходы в то время, когда на улицах мало людей.

Представитель махачкалинской власти озвучил свои аргументы роста цены на проезд. «За последние несколько месяцев наблюдается значительный отток маршрутного такси. Число маршруток в Махачкале в начале года составляло около 3 тысяч, сейчас это 2 тысячи 200 машин. Получается, 800 водителей ушли с маршрута, так как перевозки оказались нерентабельными. С каждого маршрута ушло от 5 до 10 машин. Произошло это вследствие тех же повышений цены на топливо, расходов на регулярный ремонт транспорта, потому что дороги в отдалённых посёлках города находятся в плачевном состоянии», – цитирует Гусейнова ИА REGNUM.

Это шантаж?!

 

Эта хронология, связанная с обсуждением цены на проезд в маршрутке, напоминает качественную театральную постановку, где все играют свои роли. До этого дня такие «театры» проводились с подачи экс-мэра Махачкалы Саида Амирова. Когда нужно было поднять оплату за проезд и тем самым повысить теневые доходы МУПов «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс-1», отдавалась нужная команда, и город из-за отсутствия маршруток находился в параличе. Бастующие водители требовали поднять цену на проезд сразу на три или пять рублей, но городские власти объявляли населению, что смогли договориться с ними и, защитив права населения, не позволили поднять цену выше, чем на один или два рубля... Эта старая, но проверенная годами схема, по всей видимости, применяется и на этот раз. Более того, с каждым разом она всё сильнее походит на шантаж!

О каком «сохранении качества транспортных услуг населению» говорит Гусейнов? Если речь идёт о том, что пассажир будет перемещаться из точки А в точку Б, то это сложно назвать «сохранением качества», потому что в основном махачкалинцы перемещаются в маршрутках, претендующих на звание «чермет». Машин с провонявшимися салонами, сидениями, находящимися в ужасном состоянии и расположенными чёрт-те как (ради того, чтобы имелась возможность посадить на край сидения ещё одного пассажира), в Махачкале больше половины! К неполному перечню проблем можно добавить хамство водителей, плохое вождение по плохим дорогам, отсутствие графика движения маршруток и так далее.

И на этом фоне говорить, что рост оплаты пойдёт на бензин и техническое обслуживание... Кого мы хотим ввести в заблуждение? Больше половины маршруток ездит на газе! Они не особо сильно чувствуют повышение цены на бензин. А что касается запчастей... Так если маршруткам по двадцать лет, то чего ещё от них ждать, кроме вечного разваливания и ремонта?! Почему мы, горожане и гости столицы, должны оплачивать ремонт того, что должно быть образцово-показательно сожжено на главной площади Махачкалы в назидание остальным? (А место, где было совершено сожжение, тщательно продезинфицировать!)

Что касается доходов водителей маршруток. Вот за что им можно отдать должное, так это за то, что они тщательным образом поддерживают своё финансовое состояние, не позволяя уровню их благосостояния упасть ниже определённой отметки. Чуть поднялись цены на ГСМ и продукты питания – так тут же водители «газелей» повышают цену.

Поэтому тезис, что водить маршрутку становится нерентабельно, вследствие чего многие газелисты уходят из профессии, сомнителен. Утверждение Гусейнова, что «число маршруток в Махачкале в начале года составляло около 3 тысяч, сейчас это 2 тысячи 200 машин, то есть получается, что 800 водителей ушли с маршрута, так как перевозки оказались нерентабельными», опровергает руководитель Независимого профсоюза водителей и предпринимателей Исалмагомед Набиев. В комментарии тому же ИА REGNUM он утверждает, что Махачкала не испытывает нехватки маршруток, так как по городу катается много неучтённого транспорта. «Рынок автотранспорта в Махачкале перенасыщен в 1,5–2 раза. В городе работают около 5 тысяч маршруток. Тот факт, что часть маршруток ушла с рынка, только благотворно повлияет на рынок, потому что у других появилась возможность больше работать», – цитирует Набиева агентство.

Доход маршрутчика колеблется в среднем в районе 20–25 тысяч рублей. Этот доход, в принципе, несложно высчитать. Водитель «газели» в среднем за рабочий день совершает по своему маршруту четыре «круга», то есть движение от одной точки до другой и обратно (четыре раза едет в один конец и четыре раза – в другой). Это происходит в силу того, что он на маршруте не один и вынужден ждать своей очереди. Салон нормальной маршрутки вмещает в себя 13 пассажиров. (Отдельные Кулибины наращивают количество сидений до 15 или 17 мест.) Расчёт по формуле: П х Ц х К, где П – количество пассажиров в маршрутке, Ц – цена проезда, а К – количество перемещений от точки А к точке Б и обратно, даёт цифру, отражающую теоретически возможный суточный доход водителя.

13 мест х 14 рублей х 8 перемещений = 1 456 рублей (в сутки).

1 456 рублей х 24 рабочих дня = 34 944 рубля (в месяц).

Убрав из полученной суммы возможного месячного дохода водителя 25%, списав их на катастрофическое невезение газелиста с пассажирами, на ремонт и прочие расходы, мы всё равно приходим к тому, что доход работника баранки не будет ниже 26 208 рублей в месяц. При пересчёте этой же формулы, но уже при цене 17 рублей (и списании 25% от общего дохода), мы получим рост доходов водителей маршрутки до 31 824 рублей в месяц. Для республики, где среднемесячная номинальная зарплата махачкалинца равна 24 600 руб. (по данным на конец августа этого года), это отличный доход! Для сравнения: средняя зарплата работников образования (по данным на конец августа этого года) равна 15 782 рублям, а работников здравоохранения – 18 118 рублям. Близкими по доходам к водителям маршруток, если верить госстатистике, являются работники сферы государственного управления со средним ежемесячным доходом в размере 36 870 рублей.

 

Что делать?

 

«Ночной тариф» Махачкале необходим. Об этом часто и неоднократно писал «Черновик». Но надо определиться со временем, когда в Махачкале наступает ночь («и просыпается мафия» – «ЧК»), и какую плату должны платить в это время жители города. Вводить «ночной тариф» с 20:00 – это неправильно! К примеру, сев в 19:00, во время действия «дневного тарифа», в маршрутку, едущую от Республиканского газетно-журнального издательства (Редукторный посёлок) до Новой автостанции, пассажир рискует приехать «ночью» и по прибытии расплачиваться уже по более высокой цене. Поэтому наиболее оптимальным вариантом было бы, если бы «ночь» наступала в 20:30 и завершалась, например, в 00:30 или позже. Платить 20 рублей в этом случае вполне оправдано. Вводить же 20 рублей с 20:00 и при этом не иметь гарантий, что маршрутка будет колесить по улицам Махачкалы хотя бы до 23:00 – это обман потребителей!

Что касается повышения оплаты в дневное время суток до 17 или 18 рублей, то это тоже недобросовестное отношение к населению. Наиболее оптимальным был бы вариант, если цена поднялась бы до 15 рублей. Все шантажистские высказывания водителей, что они не выйдут в рейс, нужно жёстко пресекать через административный ресурс и ГИБДД!

Было бы хорошо, если бы в договоре между транспортным предприятием и водителем были прописаны пункты, устанавливающие график их работы в городе, а также правила выхода маршрутчиков на акции протеста. Из-за их животов такой большой город как Махачкала не должен оставаться без транспорта. И это вопрос не только экономики, но и, по большому счёту, безопасности города. Одновременно с этим нужно развивать альтернативный общественный транспорт. Вводить автобусы, продлить движение троллейбусов до 20:30 и пр.

Но всё это, что написано выше, будет востребовано только в одном случае: если власти города реально желают поменять ситуацию в сфере общественного транспорта, а не руководствуются иными мотивами…  

Номер газеты