Чтоб сказку сделать былью. Заметки по следам прямой линии Абдулатипова

 

Как будто опережая Владимира Путина, Рамазан Абдулатипов неожиданно, для журналистов во всяком случае, провёл 19 апреля телевизионную прямую линию с народом, которая стала почему-то пресс-конференцией. Думаю, что у внимательного слушателя она вызвала вопросы и размышления. Рассмотрим их в соответствии с традиционной классификацией.

Политикой в республике

занимается один человек...

 

...Об этом уже в который раз заявил врио президента. Желающим заниматься политикой он предложил сделать это либо после выхода на пенсию, либо вступив партию, либо избравшись в парламент. Всё вроде правильно, особенно в отношении членов правительства, а также служащих государственных и муниципальных органов исполнительной ветви власти. По его выражению, «зачастую они занимаются политикой, а у них одна политика – обустраивать свой город, район... заниматься проблемами газоснабжения, воды, канализации». Замечу, что Путин называет такую деятельность функциями, обязанностями, услугами, но не политикой. Действительно, во-первых, есть социальная, экономическая, экологическая и другие политики, для выработки которых даже в авторитарных государствах подключают представителей науки, общественных организаций, СМИ. Их работа оформляется в виде программ, законопроектов и других нормативно-правовых и распорядительных документов, отражающих планы и механизмы деятельности власти. Абдулатипов в этом плане возложил надежды на молодёжное правительство.

Во-вторых, врио президента, говоря о запрете, имеет в виду, условно говоря, «политическую политику», то есть борьбу за власть и должности, которую внешне, публично почти ни один министр или глава МО не вели и в прошлом. Однако закулисно многие из них в такой политике активно участвовали, и Абдулатипов также вольно или невольно вынужден договариваться с лидерами политических кланов. Например, на брифинге с блогерами в начале марта он признался, что в 10% случаев за глав МО попросили или позвонили, и он вынужден с этим считаться. А иногда он делает знаковые жесты. Например, в феврале добровольно-принудительно отправился в отставку зам. председателя Правительства РД Олег Липатов, являющийся соратником Сулеймана Керимова, а 17 апреля в футбольной раздевалке Абдулатипов вручил члену Совета Федерации ФС РФ от РД орден «За заслуги перед республикой», что было полной неожиданностью для награждённого. Поэтому политикой придётся заниматься не одному врио президента, что ещё ясней станет на первых же выборах.

 

«Обращайтесь к Магомедбеку!»

 

Важнейшей, особенно в условиях Дагестана, компонентой «политической политики» являются механизмы прозрачности и доступности власти. Но почему-то запись журналистов на пресс-конференцию врио президента РД на фоне баннера с девизом «Открытая власть» кончилась, только начавшись, и в результате на ней не оказалось представителей негосударственных газет, в том числе «Черновика».

Не совсем уважительное отношение было продемонстрировано и к государственным СМИ. Абдулатипов заявил, что им «не стоит давать денег, они их не оправдывают». И это несмотря на многочисленные победы дагестанских журналистов на различных конкурсах и получение государственных наград. И сейчас большинство старается добросовестно выполнять свои обязанности, хотя вместо внятно сформулированных задач они получают в основном критические сигналы. Продолжая тему, врио президента РД предложил заменить порядок содержания государственных СМИ, работающих в виде бюджетных учреждений, на систему грантов, за которые будут конкурировать коллективы редакций. Но, во-первых, есть газеты и журналы на национальных языках, большинство из которых явно неконкурентоспособны. Во-вторых, попытка полной коммерциализации в неблагоприятных для СМИ экономических условиях может ускорить или их конец, или пожелтение и снизит спрос на качественную прессу. И вообще, если в Дагестане, как сказал Абдулатипов, созданы только зачатки политических партий и если бизнес боится власти или сросся с ней, то о какой настоящей конкуренции газет можно говорить? Путин почему-то не переводит на гранты «Российскую газету», РИА «Новости». Они занимают свою нишу и решают задачи, которые коммерческие газеты не выполняют. Вместе с тем согласен, что количество прямо финансируемых из бюджета государственных СМИ должно быть уменьшено, а система  грантов – расширена. Отрадно было услышать, что газеты он читает и даёт соответствующие поручения министрам.

Ещё один компонент «политической политики» – кадровый. Днём раньше на встрече с фракцией ДРО партии «Единая Россия» Абдулатипов сообщил о создании экспертного управления Администрации Президента РД, которое будет контролировать работу кабинета министров. Он заявил: «Сегодня для меня главная проблема – республиканское правительство, не понимает, что от него требуется. Мне нужна динамика... Одному из вице-премьеров я дал месяц для активизации своей работы». Вообще-то контроль над правительством планировало усилить Народное собрание... Есть ещё Контрольно-финансовое управление президента РД. И, наконец, роль экспертов и контролёров часто возлагается на помощников и советников по примеру администрации президента России. Нелишне помнить, что требование быстрых результатов от правительства может, как это обычно бывает, привести к припискам, к валу, низкому качеству.

Абдулатипов в очередной раз посетовал, что грамотных, профессионально подготовленных людей мало и общественные организации воспитанием и продвижением талантов не занимаются. Однако, помнится, партия ЕР сформировала кадровый резерв, а на сайте президента РД висит список из 117 человек…  Недоумение вызвал и ответ Абдулатипова на вопрос о том, каков механизм привлечения молодых кадров. То ли шутя, то ли всерьёз он бросил: «Обращайтесь к Магомедбеку!» (Руководитель пресс-службы президента РД – «ЧК».)

В думах о новой индустриализации...

 

Образование практически

уничтожено

 

Именно так, безапелляционно, заявил врио президента РД, уточнив, что «в целом имеющаяся система образования не поможет нам выйти из кризиса». Но, отвечая на другой вопрос, он сообщил, что возмутился в связи с включением педагогического университета в число неэффективных вузов страны, так как он «выпускает специалистов, которые являются ядром современного светского общества во многих сёлах и районах, этот вуз мы должны укреплять». Но другие государственные вузы не слабее ДГПУ, а значит, образование не уничтожено! И в то время, когда на федеральном уровне идут острые дискуссии о политике в сфере образования, врио президента РД объявил об одном из, как он выразился, главных проектов сегодняшнего дня – Просвещённый Дагестан, но в чём он заключается, не сказал.

Так же как не сказал, как планируется «преодолеть равнодушие среди людей к родному языку, литературе», упомянув лишь о том, что будет развёрнута соответствующая программа по обучению языкам, включая русский и английский.

 

Новая индустриализация

Абдулатипов вновь повторил на пресс-конференции, что если лишь 9% работающего населения занято в промышленности, то это признак феодализма и что в связи с этим он провозглашает (!) программу «Новая индустриализация». Но, во-первых, есть развитые страны, где доля промышленности на этом же уровне, поскольку они вывели свои предприятия в другие страны. Во-вторых, есть современные государства, сделавшие упор на развитии туризма или высокопродуктивного сельского хозяйства, где также доля занятых в промышленности невелика. Кроме того, зачем переносить устаревающие конвеерные линии из других стран, как это делает ОАО «Завод «Авиаагрегат» с целью производства китайских мини-грузовиков, когда перспективней внедрять новейшие технологии и назвать программу, например, «инновационный» или «постиндустриальный Дагестан». Врио президента РД опять посетовал на то, что электроэнергия, газ, нефть, рыбная отрасль управляется федеральными, а не республиканскими структурами, что приводит к уходу финансовых платежей от бюджета Дагестана. Но сразу вспоминаются тщетные попытки Рамзана Кадырова переподчинить «Грознефть», а также то, что негативный опыт был как в случае федерального, так и в случае республиканского и муниципального управления. Даже если удастся переподчинить, то где взять честных квалифицированных менеджеров, если Абдулатипов сам говорит, что их нет, а приглашать варягов накладно. А вот насчёт того, что «огромное море может прокормить Дагестан», он явно преувеличил. В то же время обнадёжило желание врио президента РД «упорядочить разного рода проверки, из-за которых невозможно производить продукцию». Он предложил обращаться на сайт президента РД или к его помощникам, пообещав, что такие факты будут преданы огласке. Однако такого рода попытки были и при прежних руководителях республики, но, видимо, предпринимательские дела, как и деньги, любят тишину, и поэтому мы о них почти ничего не слышим.

 

Надеждами сильны

Своими резкими оценками ситуации в разных сферах жизни общества и действий чиновников Абдулатипов приобрёл симпатии многих, особенно рядовых жителей Дагестана, заждавшихся справедливого царя, приструнивающего своих бояр. Импонирует и то, что он выражается образно, иногда простонародно. Но его речь изобилует словами «должно быть», «провозглашаю программу», «анализирую ситуацию», «нам необходимо многое преобразовать» и т. д., что по сути отражает лишь намерения, планы, обещания. И при этом врио президента РД почти ничего не сказал о том, за счёт каких средств и как они будут реализовываться. Зато он признал высокий уровень ожиданий общества и обещал «сделать по максимуму всё, чтобы хотя бы минимальные ожидания людей оправдать», то есть сказку сделать былью.

 

Номер газеты