
Главе Дагестана Сергею Меликову не всегда нравится то, что происходит в неконтролируемом им интернет-пространстве
Чтобы рассказать про то, за что «Черновик» благодарен главе Дагестана Сергею Меликову, необходимо окунуться в историю и предысторию, подойти к вопросу издалека! Мы начнём с Турции…
Турецкий след
24 ноября 2015 года самолет ВВС Турции сбил в небе над Сирией самолет ВВС России. Этот, на тот момент расценённый как абсолютно враждебный акт агрессии, привёл к резкому похолоданию отношений между нашими странами.
В Дагестане, в частности, были случаи, когда группы людей, демонстрируя своё патриотическое отношение к ситуации, срывали турецкие флаги, выявляли (?) людей, симпатизировавших Турции, пытались, на фоне некоторой истеричности в обществе решать свои проблемы, обвиняя других лиц чуть ли не в работе на спецслужбы того государства.
В принципе, с такими настроениям (ожиданиями войны с Турцией) страна жила до потепления международных отношений. Но в этот промежуток времени для «Черновика» происходит одно «интересное» событие.
Баринов
9 декабря 2015 года в Дагестан приезжает руководитель ФАДН Игорь Баринов.
На одном из официальных мероприятий, где массовку (по традиции) составляли студенты, прозвучал гимн страны.
Встал Баринов, встал тогдашний глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, встал депутат Госдумы Гаджимет Сафаралиев, встали другие чиновники. А большая часть студентов не встала.
Игорь Баринов и Рамазан Абдулатипов на том самом форуме (Фото - РИА "Дагестан")
Это сильно смутило Абдулатипова, и ещё сильней вывело из себя Баринова. Последний высказал по этому поводу в зал несколько резких, но в рамках приличия выражений.
Понятно, что ситуация требовала от местных властей объяснений. И, как потом выяснилось, объяснение республиканскими властями нашлось быстро…
Критика республиканских властей
О журналистике говорят много. И хорошего, и плохого. И те, и те оценки вполне заслужены.
При всём при этом, есть два взгляда на журналистику.
Первый взгляд: она (журналистика) – обслуга власти и бизнеса; проститутка, рекламирующая кого-то или пишущая о чем-то только за деньги; которая должна только транслировать высказывания и распоряжения власть имущих, а в своих комментариях к этим высказываниям, показывать исключительно соглашательскую позицию. Не публиковать ничего, что может расстроить начальника!
Второй взгляд: она (журналистика) – четвёртая власть. Открытая площадка, где общество не только информируется о происходящих событиях, но и просвещается; где происходит конкуренция идей, концепций, отражаются запросы общества; обсуждаются пути развития общества и государства, насущные (реальные) проблемы, а также идёт коллективный поиск выхода из различных критических ситуаций. В том числе, публикуются и различные разоблачения.
Каждый выбирает для себя, каким быть. «Черновик» пошёл вторым путём. И, в целом, этому пути не изменял.
Газета «Черновик», с момента своего создания, всегда имела свою точку зрения на происходящие в Дагестане и в дагестанской власти события. Высказывалась где-то резко, где-то мягко. Где-то рубила правду матку, где-то намекала. Где-то хвалила, где-то ругала.
Но! Всегда имела свою точку зрения. И всегда была готова в равной дискуссии, отстаивать эту точку зрения. Были готовы к диалогу, но никак к менторскому монологу.
И ещё, газета боролась с коррупцией, клановостью во власти, душащим бизнес и свободное предпринимательство чиновничеством, оборотнями в погонах и отдельно взятыми судьями, сдающими Фемиду в почасовую оплату.
Боролась с фальсификацией на выборах (этого требовал и Президент России Владимир Путин, и здоровое российское общество), и фальшивой политической конкуренцией.
Множество круглых столов, проведённых «Черновиком», за которым встречались и делились своим мнением представители парламентских партий и гражданского общества, доказывает, что для газеты борьба за здоровое общество и оздоровление власти было не пустым звуком.
За это «Черновик» местные республиканские власти (отдельные её представители), соответственно, ненавидели. Кому из участников преступных и/или коррупционных схем нравится, когда его ловят за руку? Когда рассказывают о его и/или близких родственников мутных схемах?
Как может чиновник / начальник стерпеть, что «какие-то журналисты» смеют давать иную интерпретацию происходящих событий и ставить под сомнение (как им кажется) их «гениальные» и «мудрые» политические решения?
Конечно, никому из коррупционеров и тех, кто яростно борется за крошки с их стола (разным представителям из касты подчинённых, офисного планктона и так называемых медиа-менеджеров) это не нравилось.
За это «Черновик» называли оппозиционным изданием, критиканами власти. По разному обыгрывали название газеты, считая свои словесные обороты невероятно удачными и остроумными (на самом деле нет).
Откровенно ругали, называли экстремистским изданием, приходили с проверками и обысками, возбуждали уголовное дело.
За скобками остаются те времена, когда сжигали ларьки, продававшие «Черновик», скупали тираж газеты, запрещали типографиям нас печатать (задолго до Сергея Меликова), убили учредителя – Хаджимурада Камалова.
Меликов
Вернёмся к Баринову. И к Абдулатипову. На следующий день, после описанных выше событий, то есть 10 декабря 2015 года, они принимали участие в Форуме СМИ Северного Кавказа, который проходил в Пятигорске, под патронажем полпреда президента в СКФО Сергея Алимовича Меликова.
Баринов, когда наступила его очередь выступать, встал и сказал:
«Мы сегодня с Рамазаном Гаджимурадовичем Абдулатиповым приехали из Дагестана. Там есть несколько газет – «Черновик», «Новое дело», «Республика». Они позиционируются как оппозиционные к республиканской власти, может быть и к федеральной.
И вот в пылу своей оппозиционности они уже, мне кажется, перешли планку, за которой… это граничит с предательством национальных интересов. Они сейчас ставят на одну доску наших лётчиков, которые воюют в Сирии, и террористов.
Они оправдывают действия Турции, которая сбила наш бомбардировщик. Мне кажется, здесь государство должно применить свою силу и власть…»
Нужно ли говорить, что ничего подобного ни «Черновик», ни «Новое дело», ни «Республика» не писали? И что Баринов, оказавшись жертвой дезинформации, исходившей от команды Абдулатипова, попал в неудобную ситуацию? (В последующем офис Баринова и редакция «Черновика» пришли к взаимопониманию.)
Убедить, что "Черновик" - враг, не составило труда...
Тем не менее, эти обвинения прозвучали в тот момент, когда власть могла руководствоваться принципом: «Сначала посадим, потом разберёмся!»
И в этот момент произошло то, за что мы, «Черновик», искренне благодарны Сергею Меликову.
Он был удивлён таким заявлением Баринова, встал и в дипломатичных выражениях сказал, что обвинение дагестанских газет в предательстве не соответствует действительности, значительно смягчил акценты. И, возможно, показал, что федеральный центр не одобряет такой подход республиканских властей при взаимодействии со СМИ.
Тем более что к тому моменту «Черновик» имел премию Правительства России «За вклад в борьбу с коррупцией и преступностью», вручённую коллективу лично Дмитрием Медведевым.
Напомним, что в те годы пресс-служба Рамазана Абдулатипова запретила под любыми предлогами пускать «Черновик» на какие-либо официальные мероприятия, а также было негласное требование к отдельным руководителям федеральных и республиканских органов власти прекратить с газетой взаимодействие.
Причина: «Черновик» очень критично (и мы считаем, что это было вполне обоснованно) подходил к оценке работы главы Дагестана, к проводимой им кадровой политике, проявлениям коррупции в период его правления и прочим неприглядностям.
Однако, не смотря на это, отношения с независимой прессой Дагестана – с «Черновиком», с «Новым делом», с РИА «Дербент» и с др. – у Сергея Меликова на тот момент (в 2014-2016 годы его работы полпредом) были прекрасные!
Благодаря его требованию независимые СМИ Дагестана попадали на совещания с полпредом, когда он приезжал в Дагестан, и своими глазами наблюдали, как Меликов жёстко и методично разносит местное чиновничество, провалившее очередное обязательство.
В отдельную рубрику можно было бы выделить визиты полпреда в сопровождении независимых СМИ в Дербент накануне торжеств по поводу «2000-летия» города.
К чему всё это?
Глава Дагестана Сергей Меликов прировнял к террористам распространителей фейков.
А к распространителям фейков приравнял практически все информационные ресурсы (СМИ и блоги), которые пишут о коммунальных проблемах и, следовательно, «читателям подбрасывают только ту информацию, которая вызывает гнев, страх или чувство безысходности».
Такой вывод можно сделать, прочитав филиппику Меликова, опубликованную в телеграм-канале Главы РД, вчера, 5 марта (2025 г.).
Комментируя позавчерашнее КТО1, он сказал, что их, террористов, цель – это расшатывание ситуации изнутри; посеять панику, растерянность, чувство потери стабильности…
Здесь же он сказал, что террористы используют и другие средства для этого (помимо насилия): попытки манипулировать общественным мнением, сливы персональной информации, полуправда, коммуникативные технологии, фейки.
Потом обозначил как вражеские (считай, в контексте его выступления, террористические) некоторые местные телеграм-каналы и немецкие СМИ.
Первые позволили себе выдать откровенный и дичайший фейк о том, что Меликов срочно вылетел в Москву лечиться от алкоголизма2.
Вторые – немецкие СМИ, – опираясь на якобы документ ФАДН, заявили, что Дагестан на грани социального-политического взрыва, что в республике обостряется межнациональная и межрелигиозная обстановка, которой, на минуточку, способствует деятельность муфтията Дагестана, стремящееся установить в республике законы шариата3 и проникая в органы власти.
Так вот, обозначив их – эти ресурсы – как вражеские, он задался вопросом: «В чьих интересах, чтобы наша республика остановилась в развитии, перестала смотреть в будущее, вернулась в трудные времена смуты, клановых разборок и террористических угроз?»
А затем… фактически потребовал от своих читателей, чтобы ярлык террориста и вражеского информационного ресурса они повесили и на «деятельность некоторых информационных ресурсов, работающих на территории Дагестана».
На те ресурсы, которые, судя по словам Меликова, «ежедневно и ежечасно обозначают имеющиеся в Дагестане социальные проблемы, над решением которых мы усиленно работаем».
Какие это проблемы? Это вопросы газо- и электроснабжения, строительства, обращения участников СВО.
Меликов заявляет, что он и его команда занимаются этими вопросами. И «Даже сейчас, в Москве я встречаюсь с федеральными руководителями…». Он же возмущён: «Видят ли диванные эксперты эти усилия (Меликова), рассказывают ли о них своей аудитории?».
Чтоб и вовсе пристыдить информационные ресурсы, Меликов в очередной раз заявляет: «Знают ли, что действуют на руку внешним силам, заинтересованным в ослаблении нашего единства и стабильности?».
Конечно же в этой филиппике мы увидели яростное желание Меликова обозначить в общественном мнении как террористический и заткнуть среди прочих и наш информационный ресурс – «Черновик».
Сергей Меликов. Как много поменялось за 10 лет
Да, мы пишем жалобы людей на отсутствие света, воды, газа, отопления. Мы пишем жалобы людей на Меликова, на команду Меликова, на друзей Меликова. И не только Меликова.
Мы пишем про плохие дороги и канализацию. Мы пишем про разворовывание бюджета и коррупционеров. Впрочем, как всегда.
Мы пишем про нарушения прав человека. Про жестокие приговоры по «аэропортовскому делу». Про дело Курбана Далгатова. Про забытое Меликовым дело братьев Гасангусейновых. Про дело Абдулмумина Гаджиева.
Мы не распространяем и не легализуем фейки. Мы пытаемся сделать так, чтобы республиканская власть не замыкалась на самой себе, а работала на народ, на население Дагестана.
И всегда, при каждом удобном и неудобном случае говорим нашим читателям:
Соблюдайте Законы России! Если есть проблемы – жалуйтесь в органы власти! Не проводите несанкционированных органами государственной власти митингов и массовых акций протеста! Не давайте использовать вас различным провокаторам!
Если местные органы власти вас отшвыривают своими отписками – жалуйтесь президенту России Владимиру Путину, полпреду Президента в СКФО Юрию Чайке, Генеральному прокурору Игорю Краснову.
Жалуйтесь Бортникову, Бастрыкину, Колокольцеву.
И, честное слово, не знали, что призывая жить по закону и предупреждая выход людей на акции протеста, мы, тем самым… предавали Родину?! Спасибо, господин генерал-губернатор, вы нам раскрыли глаза!
Не знали, что идущие третий-четвёртый год вечные ремонты и плановые отключения электро-, газо- и водоснабжения – должны повышать у населения чувство радости и общественного сплочения, а рассказ об этих проблемах – преступно разобщать…
…Нам есть за что благодарить Меликова. И эта благодарность не позволяет нам (даже не смотря на то, что с его подачи газетная версия «Черновика» перестала существовать) переходить какие-то моральные грани в его критике.
Но у нас появился вопрос: «Почему же за 10 лет позиция Меликова так кардинально изменилась?» Почему ТОГДА критикующие информационные ресурсы ему нравились, а ТЕПЕРЬ – он готов их гасить по полной? ]§[
1 О результатах КТО известно только то, что четыре безымянных человека, по предварительным данным входящих в запрещенный в России ИГИЛ, обстреляли сотрудников полиции и, в последующем, были убиты в одном из домов в пос. Семендер Махачкалы.
2 Редакция «Черновика» до сих по удивлена тому, как оперативно и жёстко органы власти Дагестана отреагировали на эту откровенную чушь. Столько внимания и заботы не было проявлено даже к вопросам отсутствия у населения в аномально холодную для Дагестана погоду коммунальных услуг.
3 Редакция «Черновика» также считает этот «документ» чушью. Чтобы Муфтият Дагестана и вдруг шариат продвигал, это что-то странное. А вот остальное: обострение социальных отношений, их не видит только слепой. И заставить это всё развидеть грозный окрик Меликова не способен. Хотя, причина окрик понятна: он принял республику спокойной и замиренной, а к концу его срока – она вся ходуном ходит. И вряд ли только ФАДН, думаем и ФСО, и другие мониторинговые службы имеют своё мнение по этому поводу.
Мы в телеграм — "Черновик" 2.0
- 1 просмотр