Время громких...

Прошедшая неделя была неделей громких событий и заявлений. Все они прямо или косвенно затрагивали Дагестан и дагестанцев и шли по очень чувствительной для жителей Страны гор линии национально-религиозных отношений.

Но мы начнём с позитивных новостей: премьер-министр Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов, пока глава РД Сергей Меликов был в отпуске, поставил задачей приучить мелкое и среднее чиновничество к труду. (Эти позитивы происходили на фоне усердного слива компромата с ресурсов, которые народная молва относит к влиятельным силовикам.)

27 августа, в шаббат и жару, сотрудники министерств и ведомств во главе со своими курирующими вице-премьерами и министрами (из вице-премьеров отсутствовал только Рамазан Джафаров) выехали на плантации, прямо или косвенно принадлежащие депутатам Народного собрания РД.

В частности, чиновники убирали виноград на плантациях Дербентского завода игристых вин (гендиректор – депутат НС РД Магомед Садулаев), АО «Имени Наримана Алиева» (тесно связано с депутатом НС РД Асият Алиевой), ООО «Виноградарь» (тесно связано с депутатом НС РД Азадом Гаджиевым).

Почему было решено привлечь дагестанское чиновничество к такому роду деятельности при большом количестве безработных (25,5 тыс. человек, по данным Минтруда РД), возможно, так и останется секретом.

Возможно, премьер руководствовался мнением, что раз интеллектуальных успехов у подчинённых не добиться, то пусть хоть будут полезны физическим трудом! А учитывая постоянные угрозы Меликова хоть кого-то (по итогам года), но уволить, то… уборка винограда – это ещё и чёткое осознание подчинёнными своих возможных трудовых перспектив. Чиновники постарались и, изображая на лице неописуемую радость, отчитались, что собрали порядка 20 тонн винограда…

 

Снова не освоено?

 

Настроение Абдулмуслимова, внешне очень весёлого, думается, чиновничество в день уборки винограда угадывать не хотело: по итогам совещания, прошедшего за день до субботника, где обсуждались вопросы стратегического развития республики, премьер-министр пришёл не к самым позитивным выводам.

Если быть чуть более точным, обсуждалось, как реализуются в Дагестане национальные проекты. Общественность по опыту прошлых лет хорошо знает, что в связи с тем, что республиканские власти не смогли освоить подаренные федеральным центром бюджетные средства, в Москву регулярно возвращается с десяток миллиардов рублей.

Не умеете осваивать деньги – будете осваивать новую работу...

Почему? Реализации нацпроектов мешают в основном две беды. Первая – это контрактация. Ответственные лица не успевают (по официальным данным) вовремя заключить контракты с подрядчиками, вследствие чего не успевают вовремя сдать объекты или исполнить все свои обязательства.

Вторая – это кассовое (не)исполнение. Эта беда возникает тогда, когда вроде бы вовремя успели подписать контракты, но… или не успели построить объект, или успели, но не смогли вовремя и правильно отчитаться (заактировать работы) соответственно, не смогли показать по бумагам, что потратили федеральные средства, как надо…

«Заключён 921 контракт из 1 162 запланированных на этот год, что составляет 79,3%, на общую сумму 21,1 млрд рублей, что составляет 95% от подлежащих контрактации средств (22,3 млрд рублей), т. е. ещё почти 1,2 млрд рублей даже не законтрактованы. Это показывает подход к работе ответственных лиц за реализацию нацпроектов», – приводит пресс-служба Правительства РД возмущение Абдулмуслима Абдулмуслимова.

Его возмущение понять можно: ещё в начале года Сергей Меликов ставил задачу (как к концу года оказалось, амбициозную и где-то даже невыполнимую) пройти этап контрактации в апреле.

«Какие предложения по исправлению ситуации, чтобы в конце года не краснеть перед федеральным правительством? Как сделать так, чтобы мы постоянно не занимались перепиской с просьбой перенести сроки, перенести деньги, перенести показатели?» – спросил Абдулмуслимов. Судя по стенограмме на сайте Правительства РД, чётких и ясных ответов на свои вопросы премьер не получил.

Ситуацию чуть обострил первый вице-премьер Руслан Алиев. Обострение выражается в том, что в 2022 году на реализацию нацпроектов предусмотрено 29,4 млрд рублей, а кассовое исполнение составляет только 35,2%. Другими словами, несмотря на высокий уровень контрактации, основные проекты реализуются, скажем так, как всегда.

«Важно заблаговременно выявлять и предупреждать риски возможного нецелевого использования средств. Нужно пресекать случаи, когда заказчики дробят заказы, чтобы не проводить конкурсы, затягивают с оплатой работ, не штрафуют недобросовестных поставщиков. Я прошу органы власти незамедлительно представлять информацию о возможных нарушениях или рисках их возникновения при реализации проектов», – сказал Алиев. Информации о том, обратился ли он по поводу этих нарушений в соответствующие органы, не имеется.

До конца года остаётся четыре месяца. Фактически времени, когда можно работать на открытом воздухе и возводить какие-либо объекты, осталось месяца два. Понятно, что законтрактоваться распорядители бюджетных средств успеют, а вот подтянут ли кассовое освоение? Если нет, то… Абдулмуслиму Абдулмуслимову, как руководителю органа исполнительной власти, придётся объясняться в том, почему правительство не сработало эффективно.

Не удивимся, если работа членов правительства на плантациях и реализация нацпроектов были как-то между собой связаны, например, заключённым спором (пари): не добились успеха в реализации поставленных задач – идёте на сельхозработы!

На то, что такие договорные отношения в руководстве республики могли быть, наводит соглашение, которое заключил глава Кизилюрта Магомед (Большой Махач) Магомедов. Напомним, что он в конце июня договорился с руководителями местных строительных фирм, взявших на себя обязательства отремонтировать к учебному году школы, что если те не успеют к 15 августа завершить свои работы, то… они будут должны отдать на нужды Кизилюрта 5 млн рублей. А вот если успеют, то градоначальник вручает им аж целый ящик персиков со своего сада!

Такая неформальная договорённость оказалась эффективной: все работы были выполнены вовремя.

 

Молчание тигрят

 

Возможно, официальные органы власти были сильно отвлечены нацпроектами, сбором винограда или же восстановлением своих сил после субботника, поэтому практически никак публично не отреагировали на произошедший на прошлой неделе конфликт чеченского блогера Асхаба Тамаева и дагестанского спортсмена Дибира Махмудова.

Конфликт, скажем сразу, обычный: Тамаев, возможно неумышленно, припарковал своё авто так, что перекрыл дорогу другим автовладельцам, в числе которых был Махмудов. Возник спор на повышенных тонах, а потом в Тамаева полетел удар.

Таких случаев, уверены, в Махачкале происходят десятки. По всей России их сотни. Но! Этот конфликт грозил тем, что мог перерасти во что-то большее: Тамаев стал грозить Махмудову не правовой ответственностью. МВД по Республике Дагестан тут же стало искать Махмудова, чтобы привлечь его к ответственности. Махмудов, в свою очередь, не стал молчать, излагая развитие событий…

Стороны и их друзья и союзники спорили в соцсетях и разоблачали друг друга. И на третий день на помощь Тамаеву пришли блогеры, решившие выставить ситуацию как конфликт дагестанцев и чеченцев. Параллельно с этим в соцсетях стали распространяться сообщения, что якобы в Чечне останавливают машины с дагестанскими номерами и сдирают тонировку.

Эти события, больше похожие на провокацию и происходящие одновременно с Днями чеченской культуры в Дагестане, набирали свои безумные обороты. Было странно, что они сопровождались молчанием официальных структур и тех, кого в молодёжном обществе принято называть «тиграми» – спортивных и околоспортивных лидеров, всегда имеющих мнение по любому поводу. В этой острой ситуации у них мнения почему-то не оказалось. Возможно, молчание «тигрят» было связано с нежеланием своим вмешательством случайно подлить масло в огонь, а возможно, и с тем, что опасались конфликта с влиятельным соседом.

Функцию того, кто разрешит этот бестолковый спор, довольно неожиданно взяла на себя Айна Гамзатова, супруга муфтия РД Ахмада Афанди Абдулаева. Как сообщило в воскресенье издание «Молодёжь Дагестана», она призвала их «простить друг друга ради Всевышнего», отметив перед этим, что оба молодых человека повели себя некорректно.

«Один украл чужое время, нарушив правила поведения в общественном месте, другой бездумно посягнул на чужое здоровье… Издревле на Кавказе платок женщины, брошенный между двумя мужчинами, даже сражающимися насмерть, мог остановить кровопролитие. Надеюсь, что дух настоящих горцев присутствует в вас обоих. Примите это обращение от женщины, которая годится вам в матери, как платок, брошенный на ваш конфликт», – обратилась к ним с примирительной речью Гамзатова.

На следующий день последовала реакция главы ЧР Рамзана Кадырова. Он заявил, что «определённые лица пытаются раздуть данный инцидент», а после обращения Айны Гамзатовой с примирительной речью данный конфликт можно считать полностью исчерпанным.

«Я со всей ответственностью заявляю, что после обращения Айны Заирбековны конфликт можно считать полностью исчерпанным. Чеченский и дагестанский народы всегда свято чтили традиции предков. И мы никому не позволим откровенно пренебрегать этим. Хочу предостеречь тех, кто предпринимает попытки провокаций против чеченских и дагестанских водителей на фоне конфликта Тамаева и Махмудова. Подобных случаев в Чеченской Республике не наблюдается. У нас на дорогах если кого-то и штрафуют, то только за нарушения ПДД. В этом вопросе нет абсолютно никакого предвзятого отношения. Рассчитываю, что не будет и в Дагестане. Развивать эту тему дальше не стоит никому. Конфликт разрешён. К разжиганию межнациональной вражды в нашей республике относятся крайне негативно. Напоминаю всем молодым людям, что, пребывая в гостях, свято необходимо уважать законы и обычаи того региона, в котором находитесь. Также призываю кавказцев постоянно помнить красивые местные традиции и, конечно, наши знаменитые правила гостеприимства, которыми республики СКФО славились во все времена. И не забывайте, что за разного рода провокации придётся держать ответ не только в этой жизни, но и перед Всевышним», – заявил глава Чечни.

 Глава РД Сергей Меликов и муфтий РД Ахмад Афанди Абдулаев умеют слышать друг друга

Уже 30 августа слово взял Сергей Меликов. Он подчеркнул «мудрость женщины», «погасившей конфликт между сторонами».

«Айна Заирбековна напомнила о древнем горском обычае, когда женщина, бросив на землю свой платок, предотвращала кровопролитие. Мы знаем, что оба молодых человека поторопились, оба были неправы. И им действительно нечего делить! Дагестанцы и чеченцы всегда были братьями, мы бережно храним свою общую историю и кавказские традиции, а когда надо – плечом к плечу противостоим врагу. Спасибо Айне Заирбековне, которая нашла слова, обращённые прямо к сердцам Асхаба и Дибира! Надеюсь, что они пожмут друг другу руки и оставят в прошлом все разногласия. Ведь настоящих мужчин отличает умение мирно решать конфликты», – заявил глава Дагестана.

Заступничество Айны Гамзатовой смело можно назвать ростом её политических акций: она не только выступила медиатором межрегионального спора (привет, Миннац!), получив благодарности двух руководителей республик, но и… почти закрепила за муфтиятом неофициальный статус защитника попавших в неприятности справедливых спортсменов.

Напомним, что 22 июля Ахмад Афанди Абдулаев встретился с молодым боксёром Абдулвагабом Каплановым из Каспийска, который, заступившись за женщину, побил двух обидчиков, и вручил ему памятный подарок. «Муфтий РД выразил надежду на благополучный исход инцидента», – сообщает официальный сайт муфтията об этой встрече, тем самым давая некий сигнал МВД по РД, который можно расшифровать так: желательно парня оставить в покое и иногда руководствоваться чувством справедливости.

Рост акций Гамзатовой и дагестанского муфтията нашёл на этой неделе и своё практическое выражение: 31 августа премьер-министр РД Абдулмуслим Абдулмуслимов провёл по поручению Сергея Меликова совещание, на котором был поднят вопрос оказания помощи в «строительстве Духовно-просветительского центра имени Пророка Исы и Республиканской мечети им. Пророка Мухаммада».

В обращении муфтията на имя Меликова была просьба к властям оказать содействие, в частности, «в проведении благоустройства и введения в эксплуатацию второстепенной дороги вдоль старой аэропортовской трассы, получении технических условий по коммунальным услугам, проведении очистных работ по руслу реки Черкес-озень, возможности ускорения процедуры принятия проекта планировки территории (ППТ) по береговой части благоустраиваемого участка».

Премьер призвал органы, ответственные за экспертизы, проектирования и выдачи соответствующих разрешений, поспособствовать в строительстве этого грандиозного проекта…

 

«Дальше некуда!»

 

Отметим, что резкий рост политических акций (хотя, казалось бы, уже дальше некуда) на этой неделе, но уже на ином федеральном и где-то даже международном уровне произошёл у Рамзана Кадырова.

29 августа Министерство юстиции России внесло в федеральный список экстремистских материалов «Сахих аль-Бухари» – достоверный источник жизнеописания Пророка Мухаммада, который мусульманские учёные признают вторым по значимости после Священного Корана.

«Решение это принято судом Татарстана после запросов об экспертизе в различные инстанции, в том числе и в Московский исламский университет. Бездействие и абсолютное безразличие так называемых богословов привело к тому, что суд в итоге обратился к некомпетентной экспертизе. И теперь миллионы мусульман России находятся в недоумении: как исповедовать религию, если в стране начинают запрещать канонические религиозные издания?» – делится возмущением в своём телеграм-канале Кадыров.

Глава Чечни уверен, что руководство государства и Администрация президента РФ обратят внимание на вердикт суда, его решение (в том числе Минюста РФ) будет пересмотрено с привлечением компетентных богословов.

«Если это решение не будет пересмотрено… я боюсь, что мусульмане не будут чувствовать себя в России, как дома. И тут религия уже предписывает мусульманину действовать совершенно по-другому. Сборник хадисов Бухари – это надёжный и достоверный источник того, как жил и на что наставлял наш любимый Пророк Мухаммад. Его уклад жизни и его слова – это пример для нас и руководство. Мы, мусульмане России, осуждаем это решение, требуем его пересмотра и уверены, что наш призыв будет услышан!» – заявил Рамзан Кадыров…

Этот громкий голос в защиту ислама прозвучал тоже при странном молчании многих муфтиятов страны. Конечно, не все молчали, были и те, кого называют внесистемные, кто высказывался против. Но не все были услышаны.

Молчание многих можно объяснить по-разному, причём не только беседами с кураторами, которые «не рекомендовали». Есть и другое объяснение, более вероятное, более привычное и, к сожалению, исторически близкое.

Оно может заключаться в том, что... этот запрет, скорее всего, никто (из практикующих, изучающих исламские науки мусульман) соблюдать не намерен.

Признанный экстремистским «Сахих аль-Бухари», есть такая уверенность, будут изу-чать тайком. Или, как вариант обойти запрет в правовом русле, брать этот же труд, но изданный другим издательством.

Возможно, такое поведение – это следствие того, что с выстроенной за последние годы в судебных органах системой, не признающей иной правды и доказательств, кроме тех, что принесла сторона гособвинения, сражаться в абсолютном большинстве случаев бессмысленно.

А если бессмысленно, то... По возможной логике влиятельных муфтиятов, да и простых (в первую очередь традиционных, системных) мусульман от «сражения» с ветряными мельницами можно увернуться. Или отмахнуться. Вспомнив те стародавние времена, когда Коран и основы ислама изучали тайком... История циклична, на её ошибках и уроках никто из власть предержащих не учится, ибо считает себя гениями, неспособными на ошибки. ]§[

Номер газеты