В Театре смысла нет…

Большая колонка о том, что не всё начинается с вешалки

Искать Смыслы в кинотеатрах и просто театрах – смысла нет. Никакого! Ни Бэтмен, ни Анна Ахматова не способны сегодня повлиять на общество, чтобы подарить ему Смысл – некий путь, по которому оно пойдёт к светлому будущему…

Почему подарить? Потому что общество, которое находится в относительно комфортном состоянии, никогда не будет самостоятельно брать, покупать или искать Смыслы. А дарят обычно то, что себе не нужно, да и отдать не жалко.

Общество наше раздробилось на богатых и бедных, умных и тупых, городских и сельских, образованных и не очень, сильных и слабых, чиновников, стремяг и непричастных. Разделилось по национальностям, религиям, республикам и странам… И это разделение идёт дальше, атомизируя общество.

Всё, что нужно современному человеку, легко вмещается в смартфон: череда весёлых и грустных картинок и видосов очень многим заменяет смысл жизни. Зачем искать Смыслы, когда можно пролайкать и прокомментировать квазисмыслы чужих людей, восхищаясь или завидуя им?

Когда говорят о театре, в любом контексте, я всегда вспоминаю небольшой рассказ Александра Грина – «Слепой Дей Канет». Он про то, как некий слепой нищий, который был когда-то знаменитым трагическим актёром, вспоминает, как смог своей игрой повлиять на государственное решение.

«Висело на волоске быть или не быть некоему важному, государственного значения, мероприятию, от чего зависело благо народа. Король и министры колебались. Я должен был провести свою роль так, чтобы растрогать этих высокопоставленных лиц, – склонить, наконец, решиться на то, что было необходимо. А это трудно… Когда после третьего действия упал занавес, а затем снова шумно взвился, чтобы показать меня, вызываемого такими аплодисментами, какие подобны буре, – я вышел и увидел, что весь театр плачет, и увидел слёзы на глазах самого короля и понял, что я сделал своё дело хорошо», – рассказывает персонаж Грина о том, что он видел почти последним в своей жизни.

Люди, что называется, «изнасилованные культурой и образованием» – представители интеллигенции, получившие свои знания о жизни в библиотеках и вузах, а не в подворотне и спортзале –наивно рассчитывают на то, что театр сохранил такое же влияние на людей и окружающий мир. Что люди, проникшись неким важным, что услышали в ходе выступления актёров, будут менять (вокруг себя) и меняться (сами).

Но это не так. Раньше, в дотелевизионные времена, театр представлял собой некое здание, где собиралась местная знать (неважно, царская или советская), собирались люди, принимающие решения. Они приходили в театр не только смотреть на красивых актрис, но и общаться с людьми своего круга, получать некие новые эмоции, которые они не могут получить по месту своей работы или отдыха. И уже там, наполненные своими мыслями о текущих проблемах, они, глядя на театральные постановки, проводили какие-то аналогии и, может, даже находили решения. Как тот прослезившийся король из рассказа Грина.

Тогда, в прошлом, театр был одним из центров принятия решений. Потом, по мере того, как в культуре развлечений всё меньше оставалось места для самой культуры, роль театра изменилась. Для элиты посещать театр стало просто обязаловкой. «Культурный человек должен ходить в театр!» – это то, что было вбито в головы тех, кто хотел/хочет называться интеллигенцией и культурным, образованным человеком. Да, театр остаётся местом, где можно немножко улучшить свою эрудицию, своеобразно развлечься, сравнить увиденное с прочитанным, но… не больше.

Поэтому искать Смыслы в театрах (ждать их оттуда), то есть надеяться, что общество или их король (президент, глава города, района или республики), явившись туда, проникнется игрой труппы и будет претворять в жизнь увиденное и услышанное там – это наивно.

Для лидеров центры принятия решений сегодня – это соцсети, бани, кафе-рестораны, мечети и, конечно же, спортзалы. Там они решают, кто какую должность займёт, кто какие выборы «выиграет», как и между кем будет разделён бюджет. (Отметим, что для Дагестана, то есть республики, позиционирующей себя как мусульманская, театр, в принципе, вообще отсутствует как некая популярная форма времяпрепровождения. Это скорее сфера интересов совсем небольшой части городского населения.)

Для разобщённых масс центром принятия решений – личных решений – является… смартфон. Он позволяет выбрать подружку, шмотки и обувь, различные виды еды и… бок, на который пользователь смартфона может повернуться, являясь генералом диванных войск. ]§[ 

 

Номер газеты