В медицине невозможно работать без любви

Врач, к которому пациент идёт сам, по собственному выбору, – какой он? Какими должен обладать качествами? Как реагировать на все трудности? И вообще, что делает врач, когда у него заканчивается рабочий день?

Ответить на эти и другие наши вопросы мы попросили главного врача Детской городской клинической больницы г. Махачкалы Супияна Сайпутдиновича Абакарова.

– Профессионализм врачей – основная составляющая хорошего результата работы медицинского учреждения. От грамотного, толкового врача зависит основная часть лечения, ведь даже самое современное оборудование не работает без человеческих рук и человеческой мысли. А вдруг придётся столкнуться с тем, что этой современной аппаратуры станет меньше. Как справится ваша больница?

– Помните, в 90-е годы не было ничего: ни оборудования, ни медикаментов. Да и раньше, в предыдущие десятилетия, с этим было не густо. Но специалисты были. Те задачи, которые сегодня решает оборудование, они решали своим умом.

Потом пришло время, когда мы получили массу оборудования, а работать на нём оказалось некому, подготовленных специалистов не было. И оборудование это без человека становится бесполезной грудой металла. Поэтому на первом месте в медицине, да и во многих других отраслях, – всё же люди, специалисты, профессионалы. От них зависит, будет ли уровень оказания медицинской помощи высоким.

Раньше говорили: хорошего врача народ накормит. А как стать хорошим врачом? Всё в руках самого человека: самообразование, наработка опыта, освоение новых методик лечения. И если он будет грамотным, толковым специалистом с высокой квалификацией, большим опытом работы, то обязательно будет востребован.

По закону каждый медицинский работник, будь то врач или медсестра, должен один раз в пять лет пройти курсы повышения квалификации. Но тот, кто влюблен в свою работу, каждый день занимается этим и без курсов.

В этом плане нам помогает и кафедра госпитальной педиатрии ДГМУ. Это наша совместная работа по повышению квалификации работников (научные статьи, конференции, совместные обходы, обсуждения тяжёлых больных и т.д.).

Медицина – стремительно меняющаяся отрасль, поэтому надо следить за всеми разработками, иначе сложно достичь высокой квалификации. Особенно это касается молодых специалистов, которые только начинают работать.

Наверное, самое сложное для них – привыкнуть, что медицина – это не работа, а жизнь. Врач, невзирая на нерабочее время, выходные и праздники, занимается пациентами, если в этом есть необходимость. Не может настоящий врач ограничиваться часами приёма. Сколько времени больные нуждаются в помощи – столько мы её и оказываем. Невозможно оставить тяжелобольного на постели, повернуться и уйти, мол, рабочий день закончился.

 

– То есть внештатная для обывателя ситуация – это то, чем ежедневно и ежечасно занимается врач, его обычная рабочая обстановка? И врач к ней постепенно привыкает? Но сегодняшняя непростая ситуация, как нам кажется, выходит по своей непредсказуемости даже за рамки этой внештатности. Как она сказывается на вашей работе?

– Скажу по своему опыту работы в детской больнице. Она у нас одна на всю Махачкалу, и это больница скорой помощи. Детей со всеми неотложными состояниями, кроме хирургических патологий, скорая помощь привозит к нам. Поэтому, начиная с приёмного покоя и заканчивая реанимационным отделением, у нас всё должно быть организовано так, что любая внештатная ситуация в любое время суток не застала нас врасплох. Мы всегда должны быть готовы к оказанию всех видов неотложной помощи.

К нам привозят детей и с остановкой дыхания, сердцебиения, в зимнее время бывают случаи отравления угарным газом – что угодно случается. И у нас сразу мобилизуются все силы и ресурсы для оказания медицинской помощи. Персонал подготовленный, многие повышают квалификацию в ведущих клиниках Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов страны.

 

– В моменты, когда жизни ребёнка угрожает опасность, в критических ситуациях родители сами находятся в состоянии сильного стресса. Часто они усложняют задачу врачам?

– К сожалению, большая часть родителей ведёт себя так, как будто врач виноват в том, что их ребёнок болеет. Зачастую у них не хватает не только терпения, но и элементарного воспитания. Врачи ведь тоже не всемогущие. И, кстати, чаще всего в том, что ребёнок поступает к нам в тяжёлом состоянии, бывает вина родителей. Недосмотрели, недоглядели, оставили ребёнка одного наедине с опасностью, несвоевременно обратились за медицинской помощью. А когда его к нам привозят в критическом состоянии, всю свою вину сваливают на дежурных врачей и медсестёр.

Но на то мы и медицинские работники. Мы не можем позволить себе проявить нервозность, неуверенность, слабость. Я своим сотрудникам говорю: терпите, извиняйтесь и продолжайте выполнять свой долг. Нужно показывать мудрость, спокойствие и терпение и не поддаваться на провокации, не опускаться на уровень людей, которые позволяют себе так относиться к медицинскому персоналу.

 

– Как раз на эту тему следующий вопрос: как вы считаете, должны ли поступающие в медицинский вуз проходить тщательный отбор, в том числе медицинский и психологический, как например, при трудоустройстве в полицию? Ведь им приходится иметь дело с людьми, причём нездоровыми, беззащитными, нервными, не всегда способными адекватно оценивать происходящее.

– Когда я поступал в институт, обязательным документом была медицинская справка формы № 086-у. Чтобы её получить, необходимо было пройти всех специалистов, в том числе психиатра, невролога, хирурга и других, и всё это было очень строго и серьёзно.

Весь медицинский персонал ко всем больным должен относиться с одинаковым вниманием, уважением и пониманием и оказывать необходимую помощь, используя все свои знания и инструменты, применяя весь свой опыт. Ведь профессия врача – это профессия гуманная, и проявлять себя надо во всех ситуациях гуманно.

 

– Ситуация сегодня непростая, и трудности рано или поздно затрагивают все области жизни. С какими проблемами вам приходится сталкиваться?

– Работы без проблем не бывает. Самое главное – вовремя их решать и исправлять положение. Да, мы обычно в конце года на следующий год собираем заявки на медикаменты, оборудование, на всё, что нам нужно. По опыту знаем, что в начале года бывают проблемы со сроками контрактов, поэтому стараемся заблаговременно закупить медикаменты и расходные материалы немного больше, на запас, чтобы в первые месяцы года лекарства у нас были. Поэтому пока перебоев с лекарственными препаратами у нас нет.

Медицинское оборудование мы только недавно обновили примерно на 85-90 %. Установили новый КТ-аппарат, закупили ИВЛ-аппараты, есть ещё заявки на ИВЛ-аппараты для паллиативного отделения. Думаю, мы их тоже получим в этом году. А для реанимации всё, что нужно, мы получили – и ИВЛ-аппараты, и кислородные концентраторы, и мониторы, и инфузоматы, и переносной рентген-аппарат. Приобрели также новый УЗИ-аппарат и оборудование для лаборатории и физкабинета.

Поэтому особой нужды в каких-то препаратах у нас пока нет. Тем более с введением санкций наша промышленность начала выпускать некоторые препараты, которые мы раньше из-за рубежа закупали. И они не уступают по эффективности зарубежным аналогам. Был момент в начале весны, когда начались затруднения с поставками лекарств из Евросоюза, но потом пошли поставки из Индии и других стран. И пока мы выходим из положения.

 

– Вы практикующий руководитель, врач с огромным опытом работы. Расскажите о себе в качестве наставника для молодёжи, для студентов. В чём заключается ваше взаимодействие с ними? Что хотите донести в первую очередь? Вспоминаете ли при этом свой собственный дебют, своих старших товарищей?

– В первую очередь, у человека должна быть любовь к своей профессии. Без любви невозможно что-то делать. Я много лет преподаю в медицинском университете, имею возможность наблюдать за каждым новым поколением будущих врачей и уже сразу вижу, из кого получится хороший врач, а из кого – нет. Даже по тому, как он надевает халат, как общается с больными. Ведь больше половины лечения – это твоё общение с ними. Без человеческого отношения и любви к своей работе хороший врач никогда не получится. Даже у самого безнадёжного больного улучшается состояние от наших правильных слов, человеческого отношения.

Студентам и молодым врачам всегда говорю: найдите общий язык с больным, это половина вашей работы. А вот вторая – это ваша квалификация, умение довести до больного те навыки, которые вы получили.

У нас очень хорошие традиции и обычаи гор Дагестана – уважение к старшему, уважение к женщине, любовь к ребёнку. Эти все качества должны сохраняться и у врача. Почему профессию врача называют гуманной? Гуманность должна быть, мудрость в каждом поступке.

Почему я поступил в медицинский институт? Приехал я с отцом с гор сюда проведать родственника, лежащего в центральной клинической больнице. Увидел там медицинских работников в белых халатах, шапочках, которые ходили из одного корпуса в другой, и до того мне это всё понравилось, так в душу запало, что я сразу для себя всё решил с выбором профессии! Откуда же мне было знать, что спустя много лет я в течение пяти лет буду главврачом этой больницы.

Мне повезло в жизни, что я попал к таким людям, в такой круг людей, от которых получил и образование, и опыт, и навыки. Наставником моим была Зубаржат Магомедовна Магомедова. Я после института пришёл, а она была заведующей отделением грудного возраста. Главным врачом больницы тогда была Шуанат Нуховна Джалалова, и очень большой опыт я получил от неё. Это человек, который любил свою профессию и всецело посвящал себя развитию здравоохранения республики.

Было ещё много прекрасных людей, профессионалов с большой буквы, благодаря которым я приобрёл и бесценный опыт, и мастерство, и самое важное понимание: быть врачом без любви к своему делу, без полной самоотдачи невозможно. Пожалуй, это и хочется донести до молодых врачей в первую очередь.

 

Лицензия № ЛО-05-01-001629 от 07.06.2017г. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста

Номер газеты