Судьба полицейского и вора в четырёх телегах

Уволенный Вали Толбаев намерен вернуться на работу в родной полицейский отдел. Удастся ли?

Уголовное дело о краже четырёх телег в Кумторкалинском районе обернулось приговором в отношении полицейского, который поймал вора, признавшего свою вину. «Дело в отношении меня сфальсифицировано», – утверждает полицейский. Он обвиняет бывших коллег и начальника отдела полиции в даче не совсем соотносящихся с реальностью показаний.

18 апреля этого года Кумторкалинский районный суд признал виновным бывшего сотрудника полиции Вали Толбаева по ч.1 ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями…») и ч. 3 ст.30 – ч.3 ст.159 УК РФ («Покушение на мошенничество…») Потерпевшим по этому делу выступал житель Махачкалы Мурза Магомедов.

В 2020 году Магомедов был приговорён к условному сроку, суд также назначил ему штраф в размере 80 тысяч рублей за кражу четырёх металлических телег и конструкции для разделывания скота у Али Толбаева, который является родным братом осуждённого – полицейского ОМВД по Кумторкалинскому району Вали Толбаева.

Изначально, как утверждает последний, в кабинете тогда ещё врио начальника отдела полиции по Кумторкалинскому району Джабраила Мамаева пришли к выводу: решить вопрос с похитителем без привлечения его к уголовной ответственности, так как сумма ущерба небольшая и похититель готов возместить её брату полицейского. В итоге при получении этих денег Вали Толбаев был арестован.

 

Обоюдовыгодное соглашение

 

Уголовное дело против Вали Толбаева было возбуждено 14 апреля 2019 года старшим следователем Кизилюртовского МРСО СУ СКР по РД Артуром Тангатаровым. То есть прошло ровно три года со дня возбуждения дела до вынесения приговора.

Как следует из объяснения потерпевшего Магомедова, которое он давал следователю, он в связи с тяжёлым материальным положением ездил на «КамАЗе», забирал бесхозный металл и сдавал его в пункт приёма металлолома в посёлке Семендер в Махачкале. В конце декабря 2018 года, объясняет Магомедов, он выехал в сторону полей, расположенных напротив села Коркмаскала.

«Я знал, что там на брошенной ферме находится бесхозный металл. Я подъехал туда и загрузил 4 старые ржавые металлические повозки и трубы. В Семендере сдал их за 4 тысячи рублей», – не отрицал Магомедов факт кражи.

Пропажу обнаружил Толбаев и сообщил о ней своему брату Али. Последний тоже когда-то работал полицейским в ППСП ОМВД РФ по Кумторкалинскому району. Из-за травмы позвоночника в 2018 году ушёл на пенсию. Али Толбаев рассказывал Тангатарову, что 3 января 2019 года Вали по телефону сообщил ему о пропаже.

«Я с Вали и моим другом начал поиски пропавшего имущества. В этот же день мы нашли пастуха, который сообщил, что видел «КамАЗ» и молодого парня. Так как подумал, что это мы забираем телеги, особого внимания на это пастух не обратил. После этого отправились в Красноармейское, где есть пункты приёма металла. Там мы обнаружили три моих телеги. Нам сказали, что телеги им отправили из пункта приёма металлолома, расположенного в Семендере. В Семендере обнаружили ещё одну телегу, один из работников сообщил, что телеги привёз некий Мурза. Нам дали его номер телефона. Далее Вали позвонил по номеру под предлогом, что нужен песок. В тот же день в 17 часов Мурза приехал к въезду в Коркмаскалу», – рассказывал Али Толбаев о том, как они поймали вора. Так же эту историю излагал и Магомедов.

У въезда в село Магомедова ожидали не только два брата, но и тогда ещё и. о. начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Кумторкалинскому району Абдулла Гасанов. Приехать на место Гасанова попросил Толбаев. В отдел полиции Магомедова доставил Гасанов, так как водитель «КамАЗа» не смог предъявить водительское удостоверение.

«Далее, – продолжал Али Толбаев, – я спросил у Мурзы, он ли украл телеги. Он сказал, что нет. Тогда мы его пригласили в отдел полиции, где я ему стал предъявлять факты. Тогда он признался. Однако просил не писать заявление и обещал мне всё вернуть. Чтобы как-то подкрепить его слова, чтобы потом он не говорил, что не воровал, я попросил дознавателя Магомеда получить у него признательные объяснения. При даче объяснений дознавателю Мурза сообщил, что он действительно крал и обязуется возместить причинённый ущерб в размере 50 тысяч рублей, а я не буду писать на него заявление». 

По словам Вали Толбаева, дознавателя Магомеда Исаева в кабинет ГИБДД пригласил Гасанов.

«Исаев сказал Мурзе и моему брату пройти в его кабинет. Там под диктовку дознавателя он указал сумму ущерба в 4 тысячи 200 рублей, потому что именно по этой цене Мурза продал его имущество в пункте приёма металла в Семендере. А по факту мы оценили ущерб в 50 тысяч. И устно договорились насчёт 50 тысяч. Каждая телега стоила более 10 тысяч рублей. Дознаватель с заявлением моего брата о краже и объяснениями обоих пошёл к Мамаеву», – рассказал «Черновику» Вали Толбаев.

Далее Исаев сказал экс-полицейскому и Магомедову подняться в кабинет начальника. Мамаев, по словам Толбаева, ознакомился с материалом дознавателя и предложил решить вопрос перемирием сторон, так как и сумма небольшая.

«Тогда Мурза сказал, что уже договорился с Али о возмещении ущерба в 50 тысяч рублей. Мамаев спросил у Магомедова, согласен ли он возместить ущерб. Мурза сказал, что согласен. Начальник вернул мне материалы, мы вместе с Мурзой вышли на улицу. Али я передал материал, где были заявление Али о краже и объяснения», – вспоминал Толбаев. Он также сказал «ЧК», что материалы не стали регистрировать в дежурной части ОМВД, поняв позицию начальника отдела. По словам адвоката Толбаева Магомеда Магомедова на предварительном следствии Мамаев не отрицал, что Толбаев и Магомедов были у него в кабинете и говорили о краже. 

Резко передумал?

 

Магомедов затягивал с выплатой 50 тысяч. Из его показаний следует: когда братья стали требовать деньги, он сослался на сложное материальное положение, поэтому может дать только часть суммы.

«Вали сказал, чтобы я ему их передал, а остальную сумму передал до конца месяца. Мы договорились встретиться 6 марта (2019 года – «ЧК») у въезда в Коркмаскалу», – рассказывал Магомедов следователям. Отметим, в своих показаниях Магомедов не отрицает, что в кабинете у Мамаева шёл разговор о возможном перемирии, также он говорит: «При этом начальник отдела полиции указаний не регистрировать сообщение о преступлении и освободить меня от ответственности не давал».

На одном из допросов похититель сказал, что рассказал своим знакомым о происходящих событиях. Знакомые ему якобы сказали, что требования сотрудника полиции незаконны. После этого он решил обратиться в УСБ МВД по РД.

Утром 6 апреля 2019 года, в день, когда должна была состояться передача денег, Магомедов поехал в УСБ.

«Сотрудники предложили мне принять участие в оперативно-разыскных мероприятиях для проверки информации, изложенной в моём заявлении. В этот же день я вместе с сотрудниками УСБ приехал к АЗС у села Коркмаскала. Я позвонил Вали. Он приехал через 10 минут. Я сказал Вали, что он поступает несправедливо, заставляя меня выплачивать 50 тыс. рублей за ржавый металл, который я сдал за 4 тысячи. Он ничего мне не ответил», – указано в одном из допросов Магомедова.

При получении денег Толбаева арестовали. Через месяц после проведения служебной проверки его увольняют. Тогда он обратился в Советский районный суд Махачкалы, уволенный полицейский надеялся, что через суд восстановится в должности. После этого Толбаев получает письмо из Кизилюртовского МРСО СУ СКР по РД о возбуждении в отношении него уголовного дела по статье о покушении на мошенничество.

«Это уголовное дело три года расследовалось. Предварительное следствие, которое проводили следователи Кизилюртовского следственного отдела, неоднократно без основания и по надуманным предлогам приостанавливалось где-то шесть раз. Каждый раз мы обращались в суды, потому что нас не вводили в курс, не говорили, что происходит с делом. Они приостанавливали дело якобы из-за того, что я не могу прийти на следственные действия», – рассказал Толбаев.

Вместе с адвокатом уволенный полицейский также обращался в прокуратуру Кумторкалинского района, прокуратуру Дагестана, Кумторкалинский районный суд, Кизилюртовский городской суд. В своих многочисленных жалобах он говорит, что по делу имеются факты волокиты и бездействия со стороны следователей.

«Суды, надзорные органы, – по словам адвоката, – в своих ответных письмах на наши жалобы указывали, что по настоящему уголовному делу в течение длительного периода все необходимые меры, направленные на завершение расследования, не принимаются. Фактически примерно с октября 2019 года по октябрь 2020 года с участием моего подзащитного, обвиняемого Толбаева, не проводилось ни одно следственное действие».

В период, когда Толбаев начал писать в Следственный комитет России, ему добавили 285-ю статью. То есть по этой статье Толбаева признали виновным в том, что он «незаконно преследовал Магомедова, доставил его в отдел полиции, где удерживал его длительное время – более 3 часов, без надлежащего процессуального оформления… чем причинил ему моральный вред…».

По обеим статьям Толбаева приговорили к штрафу в размере 110 тысяч рублей. Деньги, как следует из решения суда, он должен перечислить на счёт СУ СКР по РД.

После возбуждения уголовного дела в отношении брата, где потерпевшим выступал Магомедов, Али Толбаев решил повторно написать заявление о краже. Всё-таки потерпевший украл у него телеги и конструкцию для разделывания скота, а возместит ли ущерб – уже непонятно. Так Магомедов всё-таки стал фигурантом уголовного дела о краже.

«Даже когда повторно писали заявление, – подчеркнул Толбаев, – начальник возражал. Не хотел. Там ещё были люди, которые говорили: «Зачем своему родному отделу висяк обеспечивать?» Какой там был висяк, если вор был известен всем?!»

В этом отделе, рассказывал Толбаев «Черновику», работал не только он, но и его отец, его несколько братьев, поэтому он как бы родной.

Украденное имущество, по словам нашего собеседника, специалист оценил в 120 тысяч рублей, но суд в 2020 году решил оштрафовать Магомедова на 80 тысяч и дать условный срок. То есть теперь ему необходимо выплатить Толбаеву на 30 тысяч больше. Деньги Магомедов не вернул. В суде, когда выносили приговор Вали Толбаеву, потерпевший Магомедов не присутствовал, судья зачитывал его показания, данные им во время следствия.

В настоящее время Толбаев и его адвокат ожидают рассмотрения своей апелляционной жалобы Верховным судом Дагестана. В жалобе Магомедов просит оправдать своего подзащитного и отменить решение Кумторкалинского районного суда. Толбаев говорит, что продолжит добиваться восстановления на работе. ]§[

Номер газеты
Свежие новости