Смертельная схема

В августе от коронавирусной инфекции в Дагестане умерло рекордное число больных – 321.  В первую волну пандемии за три месяца (с марта по май 2020 года) официально было зарегистрировано 36 смертей от COVID-19, хотя по неофициальным данным эта цифра доходила до 800 человек с учётом умерших от внебольничной пневмонии, приравненную к коронавирусу. Что же происходит сейчас и почему так много смертей в третью волну?

В Дагестане третья волна коронавирусной инфекции началась в конце мая в виде индийского штамма. И сразу же возросло и число госпитализированных, и число умерших. В Минздраве РД отметили, что ранее максимально фиксировалось не более 8 случаев смертей от коронавируса, а с конца мая 11 лабораторно подтверждённых случаев COVID-19. К концу июля и весь август статистика умерших за сутки в республике перевалила за 20. Так, 8 августа умерло за сутки 24 человека, 10 августа – 20, 11 августа – 23, 12 августа – 21, 17 августа – 25, 23 и 25 августа – 21. В остальные дни число смертей варьировалось от 4 до 18. Всего умерших в этом месяце (до 26.08 включительно) 321.

Год назад к 26 мая смертность от коронавируса резко выросла до 118 человек, причём за сутки скончалось рекордное для Дагестана число больных – 21. До этого чуть ли не месяц держалась цифра 14–16 умерших. Статистика поползла вверх после заявлений московской делегации медиков о занижении цифр в Дагестане. А в Минздраве РД объяснили этот скачок увеличением лабораторных исследований. (Подробнее – «Игра в статистику», №21 от 29.05. 2020 г. «ЧК»).

Сейчас в Минздраве РД связывают высокую смертность с тем, что индийский штамм отличается от прежнего более высокой заразностью, быстрым течением заболевания, плохим ответом на терапию, часто приводит к осложнениям. Особенность дельта-штамма – частые симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта. Расстройство пищеварения наблюдалось и ранее при ковиде, но не так часто как сейчас. Осложнения коронавирусной инфекции: пневмонии, острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС), острая дыхательная недостаточность (ОДН) с необходимостью респираторной поддержки (инвазивная и неинвазивная вентиляции лёгких), септический шок, полиорганная недостаточность, тромбозы артерий и вен различной локализации. Каждое из этих осложнений может привести к смерти. При летальном исходе в посмертном эпикризе и свидетельстве о смерти указывается основной диагноз: коронавирусная инфекция, подтверждённая или неподтверждённая и непосредственная причина смерти.

Лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией проводится в соответствии с 12 версией временных методических рекомендаций Минздрава России. Согласно им в амбулаторной сети шире стали использовать противовирусные препараты такие как фавипиравир, умифеновир. Также расширился список препаратов для таргетной терапии (тоцилизумаб, олокизумаб, левилимаб, барицитиниб). Особенностью течения болезни в третью волну является то, что пациенты плохо отвечают на разработанные схемы лечения. В настоящее время Минздравом России разрабатываются новые схемы лечения COVID-19 с учётом меняющихся штаммов и клинической картины болезни.

 

«Лошадиная» доза

 

«ЧК» поинтересовался у одного из врачей, работающего в «красной зоне» в Дагестане, почему сейчас такое количество смертей от коронавируса. Он согласился поговорить, не афишируя имени. По его мнению, чаще всего больные умирают, потому что их неправильно лечат. Нет отработанной схемы, никто не знает поведение вируса, в каждом медучреждении лечат коронавирус по-разному.

Больные умирают из-за больших доз гормонов и антикоагулянтов

«В первую волну была одна схема, во вторую и третью – другие. Лекарства прописывают вроде те же, но дозировки другие. Сейчас не назначают противовирусные препараты – они не имеют значения. В третью волну основными препаратами являются антикоугулянты («Гепарин», «Клексан» – препараты, разжижающие кровь – «ЧК») и гормоны («Дексаметазон»  – применяют при воспалительных процессах в лёгких). Есть одно но. То, что мы раньше боялись делать в больших дозах, сейчас делают не глядя. Больные умирают сейчас, так как назначаются лошадиные дозы препаратов», – поделился своей точкой зрения наш собеседник.

Он пояснил, что раньше аскорбиновую кислоту назначали по 5 мл пять дней внутривенно, затем по 12 мл на 10–12 дней, хотя известно, что она в таком объёме может вызвать образование тромбов. Врач привёл пример с применением «Гепарина», который на данный момент считается более действенным препаратом. По его словам, у пациентки при поступлении было 5–10% поражения лёгких, ей назначили «Гепарин» капельно в больших дозах, а это вызвало кровотечение, кровоизлияние в мозг и больная умерла.

По словам врача, раньше «Дексаметазон» боялись делать больше 8–10 мг, а сейчас назначают по 40 мг. Эти «лошадиные» дозы не каждый организм может выдержать, а назначения больным коронавирусом делаются шаблонные по рекомендации Минздрава РФ и не задумываются над тем, что есть сопутствующие болезни и противопоказания. Больных при поступлении не обследуют как положено, нет индивидуального подхода к каждому пациенту.

В итоге назначают препараты, которые, например, несовместимы с заболеванием сердца или обостряют другие болезни. Врач считает, что такая ситуация складывается ещё и потому, что не хватает специализированных медиков, а в «красных зонах» почти одна молодёжь и специалисты разных профилей, которые просто выполняют то, что указано по шаблонам. По данным Минздрава РД, в «красной зоне» на одного врача приходится 20 пациентов, а в отделениях реанимации – 6 пациентов на одного врача.

 «У больного почечная недостаточность, есть аневризма, а ему назначают препараты, которые нельзя. Это касается в том числе гормонов. В первую волну больница «Коммунарка» в Москве, на которую все ориентировались, капала большую дозу гормонов, наши так не делали, во вторую волну наши стали капать гормоны, а в Москве перестали. Оказывается, нельзя было. Не понятно, зачем тогда сами назначали?» – недоумевает наш собеседник.

Отметим, что «Дексаметазон» является синтетическим гормоном коры надпочечников (кортикостероидом) с глюкокортикоидным действием. Препарат оказывает выраженное противовоспалительное, противоаллергическое и десенсибилизирующее действие, обладает иммунодепрессивной активностью. До пандемии его в основном использовали для лечения ревматоидных заболеваний, например такого как «красная волчанка».

По открытым источникам известно, что в 2020 году группа учёных Оксфордского университета доказала, что лекарство уменьшает смертность среди больных с тяжёлым течением заболевания, у которых затруднено дыхание, получающих кислород или находящихся на ИВЛ. У других пациентов препарат не давал улучшений.

В июне 2020 года «Дексаметазон» был включён Минздравом РФ в седьмую редакцию российских клинических рекомендаций по лечению COVID-19. В российских рекомендациях указана существенно большая дозировка препарата, чем минимально эффективная. Доказано, что меньшая доза снижает выраженность побочных эффектов терапии, таких как осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы и крови, органов ЖКТ, обмена веществ. Также возможно возникновение анафилактической реакции.

 

Один томограф на четыре района

 

В некоторых медучреждениях республики остаётся сложной ситуация с обеспечением компьютерными томографами и нехваткой кислорода для больных коронавирусом. Однако в Минздраве РД на запрос «ЧК» так и не ответили, в каких больницах до сих пор нет КТ-аппаратов.

В министерстве пояснили, что сейчас в медучреждениях Дагестана работает более 40 компьютерных томографов. За последние 2 года закуплено 27 аппаратов, подготовлены врачи для работы на них. Это позволило значительно повысить доступность получения КТ-исследований вне зависимости от места проживания людей по показаниям и по назначению врача.

В то же время в Лакском и Кулинском райо-нах жители открыли сбор на покупку компьютерного томографа. В Минздраве РД на вопрос «ЧК» ответили, что размещение томографа там считается нецелесообразным.

Согласно нормативам Минздрава РФ, томограф должен работать 24 часа 7 дней в неделю, выполняя не менее 19 исследований в сутки. При поставке аппаратов КТ соблюдался принцип территориальной близости и рациональности размещения сложной техники, то есть один томограф обслуживает население нескольких близлежащих райо-нов. Для Лакского и Кулинского районов маршрутизация определена в Левашинскую районную больницу.

В последние годы районные больницы получили санитарный автотранспорт, что значительно облегчает транспортировку пациентов, нуждающихся в исследовании до места проведения компьютерной томографии. В Левашинской ЦРБ томограф проводит КТ-исследования в круглосуточном режиме для жителей Левашинского, Акушинского, Лакского и Кулинского районов.

В министерстве отметили, что при имеющейся низкой численности населения Лакского и Кулинского районов аппарат КТ будет простаивать, не имея должной нагрузки (особенно в период спада заболеваемости COVID-19), также не будет соответствующей занятости у специалиста, работающего на нём, а это не допускается по нормативам, так как является неэффективным использованием сложного оборудования. Хотя неизвестно, когда именно начнётся спад этого заболевания, за год уже третья волна коронавируса.

При этом целесообразным считается закупка КТ для Дербентской городской больницы за 91 млн рублей, хотя в прошлом году бизнесмен Сулейман Керимов направлял в Дербент 1,6 млрд рублей на закупку медоборудования для борьбы с COVID-19, поэтому ещё в 2020 году там должен был появиться этот аппарат.

 

В поисках кислорода

 

Ежедневная потребность лечебных учреждений в кислороде ещё более возросла на пике третьей волны. Напомним, в начале августа врио главы Дагестана Сергей Меликов заявил, что не все медучреждения республики оказались готовы к резкому росту потребления кислорода.

Сергей Меликов первым заявил о нехватке кислорода для больных коронавирусом

Из развёрнутых на 19.08.2021 года для лечения пациентов с внебольничными пневмониями и COVID-19 6 280 коек, 2 646 коек обеспечены подачей кислорода (40,6%), 431 койка реанимации и интенсивной терапии, оснащённая аппаратами ИВЛ (6,6%). Количество аппаратов ИВЛ достаточно для того количества пациентов, которые нуждаются в искусственной вентиляции лёгких.

Ежедневно в стационарах Дагестана расходуется около 30 тонн сжиженного газа. Хотя по данным Минпромторга РД, в республику ежедневно поступает 20 тонн медицинского кислорода и этого объёма недостаточно для создания необходимого резерва, поскольку поставки производятся с перебоями. Так, есть поставки кислорода 2 раза в неделю по 16 тонн от производителей из Новороссийска и из Таганрога.

В Минздраве РД сообщили «ЧК», что в Дагестане лицензированным производством медицинского кислорода на продажу занимаются только три предприятия – «Дагдизель», «Концерн КЭМЗ» и «ДРКБ», а в 8 лечебных учреждениях республики размещены кислородные станции, производящие газ для собственного потребления. Но большая часть кислорода в республику доставляется извне (Волгоград, Ростовская область и другие). В условиях третьей волны пандемии, с огромным ростом пациентов с тяжёлыми формами COVID-19 заводы часто не справляются с возросшей потребностью и не всегда в полной мере и своевременно обеспечивают поставку заказанного у них кислорода. Именно поэтому Минздрав РД приобретает цистерны для хранения и подачи сжиженного газа и кислородные концентраторы. Изначально планировалось закупить 300 концентраторов, но при проведении торгов удалось добиться экономии средств и приобрести 426 таких приборов, которые в скором времени поступят в республику и будут переданы всем ковидным госпиталям.

Председатель правительства РД Абдулпатах Амирханов 24 августа на совещании заявил, что в республике собственное производство медицинского кислорода отсутствует, а поставщики кислорода столкнулись с проблемой его транспортировки из других регионов из-за отсутствия спецтехники.

Из резервного фонда Правительства РД выделяется 31 млн рублей МЧС РД на приобретение тягача и цистерны-полуприцепа для перевозки медицинского кислорода. Также республика получит 35 млн рублей по решению Правительства РФ на приобретение и доставку концентратов кислорода для лечения больных коронавирусом. ]§[

Номер газеты