На последней сессии Народного собрания Дагестана депутат от «Единой России» Хазали Мисиев поднял проблему озера Ак-Гёль. В частности, по его мнению, идея создания парковой зоны вокруг водоёма вряд ли осуществима, а проводимые работы по облагораживанию за счёт федеральных средств фактически на частной собственности – незаконны. В чём депутат прав, а в чём нет?
В последнее время озеро Ак-Гёль обращает на себя внимание тем, что заметно и активно мелеет. У многих жителей столицы вызывает подозрения баржа, которая ежедневно ходит по водной глади, и не исключается, что намеренно осушается водоём, чтобы в будущем засыпать эту территорию и построить на ней высотные жилые дома, как это распланировано на кадастровой карте.
Напомним, в материале «Будущее Махачкалы: без озера, без парков» (№41 от 21.10.2016 г. – «ЧК») мы сообщали, что десятки участков выделены под строительство на воде. 51 участок находится частично либо полностью на водной глади, 39 участков – в 20 метрах от озера. На площади 3,2 тыс. кв. метров водной глади планируется строительство банкетного зала. Владельцем этого участка значится администрация Махачкалы. Муниципальная собственность была отдана в аренду ООО «Махачкалинское взморье».
Вокруг банкетного зала должен появиться новый микрорайон, рассчитанный на население около двух тысяч человек. Захвачено 16 га озера, свободной пока остаётся водная гладь площадью 103 га. Изначально озеро было площадью 200 га.
Несмотря на то что власти Махачкалы и республики на протяжении нескольких лет заявляли, что Ак-Гёль больше не будет застраиваться, а незаконно выданные бывшим мэром Саидом Амировым постановления будут отменены, на кадастровой карте появились новые участки на водной глади. Поставлены на учёт они всего лишь год назад. В то же время Минприроды Дагестана проводит экологическую реабилитацию озера, которая предполагает расчистку прибрежной полосы от твёрдых отходов, бытового и строительного мусора, дна – от иловых отложений, посадку деревьев, кустарников и залужение водоохраной зоны и прилегающей территории.
Именно поэтому Хазали Мисиев считает, что на федеральные деньги облагораживается территория, распределённая между частниками.
Отметим, что в рамках реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012–2020 годах» выделено 176 млн рублей. Реабилитационные работы выполняет по госконтракту компания ООО «Маг-Строй. Завершение ожидается в конце декабря 2018 года.
Безграничное озеро
Министр природных ресурсов и экологии Набиюла Карачаев, позиционирующий себя как спаситель озера Ак-Гёль, в беседе с корреспондентом «ЧК» признал, что обмеление водоёма – это действительно последствия экологической реабилитации. По его словам, происходит это потому, что с помощью баржи вытаскивают порядка 3 тыс. кубометров иловых отложений. Из-за ила все подземные источники воды перекрыты и озеро осело. Карачаев заверяет, что ничего страшного с Ак-Гёль не происходит, оно восстановится и наберёт ту воду, которая должна там быть.
По подсчётам министра, вокруг озера находилось более 100 тыс. тонн мусора, причём завозили туда не только коммунальные отходы, но и строительные, биологические, опасные медицинские отходы. Кроме того, «Махачкалаводоканал» и несколько ресторанов и кафе направили свои канализационные стоки прямо в озеро. По условиям программы экологической реабилитации эту практику нужно было запретить, иначе нет смысла в проводимой работе. В 2016 году, заверил Карачаев, сброс прекращён.
«С 16 га мы вывезли мусор, а чтобы вывезти грунт, нужны огромные деньги – 150–200 млн рублей. Решили на этой территории сделать парковую зону. Сейчас по поручению Васильева Минстрой, Минприроды и главный архитектор занимаются этим вопросом, на это необходимо отдельное финансирование. Возможно, парковая зона будет вокруг озера, но без засыпки другой части. Там проведут берегоукрепительные работы, создадут велосипедные, пешеходные дорожки. Не исключено, что надо будет привлекать инвесторов. Но строительства 16-этажных домов там точно не будет. Также в озеро ежегодно запускают мальков», – заявил глава Минприроды.
Он пояснил, что создана правительственная комиссия, по материалам которой возбуждено шесть уголовных дел по незаконно выданным земельным участкам в районе озера. Во время проведения обследований неоднократно выявлялись факты засыпания озера землёй и строительным мусором. Министр говорит, что направлял письма в МВД, ФСБ и прокуратуру республики проверить правомерность выделения участков и перекрыть всевозможные автодорожные пути к водоёму.
Также Минприроды РД обратилось в Арбитражный суд Дагестана с исками об истребовании незаконно отчуждённых 15 земельных участков в районе озера. По 12 участкам отменены права собственности юридических и физических лиц. В производстве Ленинского районного суда находится гражданское дело по иску мэрии о незаконно выделенных 34 земельных участках. Министр отметил, что, несмотря на это, бывшее руководство города настаивало на создании вокруг озера нового микрорайона.
В прошлом году архитектор Махачкалы Магомедрасул Гитинов, который сейчас находится под следствием, на публичных слушаниях заявил, что озеро в таком виде в центре города держать нельзя и необходимо сделать современную застройку. При этом он уверял, что акватория водоёма не нарушается.
Во времена Рамазана Абдулатипова и Мусы Мусаева на строительство в районе озера претендовал бизнесмен из Московской области Пирамагомед Балакеримов, председатель совета директоров компании «Стройтрансмаркет» и гендиректор компании «Карат». Лоббировал его интересы, по нашим данным, брат экс-главы региона Раджаб Абдулатипов.
Положение водоёма осложняется тем, что с 2015 года он перестал быть особо охраняемым объектом и стал муниципальной собственностью. В своё время, когда у озера был такой статус, не были обозначены официальные границы, что давало возможность раздавать участки и прямо на водной глади. При этом никто из прокуратуры, Росприроднадзора и других надзорных органов не замечал, что происходит в районе озера. Вопрос о границах до сих пор открыт. Хотя можно было по аналогии с Эльтавским лесом очертить хотя бы то, что осталось от водоёма, а далее, исходя из отменённых судом постановлений, прибавлять площадь.
Кроме того, с в 2015 году у органов местного самоуправления есть полномочия самим без судебных разбирательств принимать решения о сносе самовольных построек. Но делать это городские власти не спешат... ]§[
- 50 просмотров