«Танковое» поле

Лавры главных ньюсмейкеров Дагестана вот уже более полугода принадлежат силовым структурам и их «джентльменскому набору» – очередному арестованному чиновнику. В конце прошлой недели снаряд прилетел к бывшему министру здравоохранения Дагестана Танке Ибрагимову. В ходе трёх молниеносных дней его успели задержать и посадить под домашний арест, а затем повторно задержать с заключением под стражу и обвинением в создании преступной группы.  

Силовики в Дагестане пашут яростно и отчаянно. Инкубационный период привыкания публики к задержаниям и арестам сократился настолько, что она не успевает переварить громкое падение одного высокопоставленного чиновника, как тут же подаётся «новое горячее блюдо». Так и в последнем случае – не все дагестанцы перелистали страницы истории бывшего вице-премьера Рамазана Алиева, как прозвучало имя Танки Ибрагимова.

Рамазану Алиеву предстоит вспомнить всё!

Первое задержание экс-министра прошло утром, 7 июля, в селе Тидиб Шамильского района, откуда он родом. Изначально о конкретных претензиях к нему было мало что известно. После двух дней отсидки в ИВС столицы Кировский суд избрал ему меру пресечения в виде домашнего ареста, тем самым, видимо, в какой-то степени сняв напряжение. Но в ночь на 11 июля последовал второй, более мощный удар: Танка Ибрагимов был задержан повторно, уже в Махачкале, и к утру стали известны интересные подробности. 

Стало известно, что его обвиняют в организации преступного сообщества с целью хищения бюджетных средств совместно с Нурмагомедом Алхасовым (муж сестры экс-министра «ЧК») через подконтрольный последнему ООО «Регионфарма», которые выделялись на приобретение медицинского оборудования и лекарственных средств. По версии следствия, Ибрагимов в сговоре с Алхасовым и аффилированными коммерческими предприятиями при госзакупках в целях хищения бюджетных средств из ТФОМС РД предоставили недостоверные сведения с завышенными ценами. В 90% случаев победу одерживала «Регионфарма». С этой фирмой были выиграны аукционы более чем на 320 млн руб. Экс-министр и другие участники ОПГ – фигуранты уголовного дела, как сообщили в МВД республики, специализировались на хищениях средств республиканского и федерального бюджетов в особо крупных размерах, в частности в хищении 44 млн рублей путём завышения стоимости медицинского оборудования, а также 71 млн при исполнении обязательств по поставке медикаментов для нужд медицинских учреждений Республики Дагестан.

В эти же дни правоохранительные органы обнародовали сведения о выявлении в республике преступного картеля. Все четыре участника картеля зарегистрированы по одному адресу – Махачкала, ул. Гамида Далгата, 15/41.

«Медфармаснаб», по данным сайта rusprofile, является победителем 1 913 контрактов на общую сумму около 1,9 млрд рублей. Из них 252 контракта на 439 млн заключены с республиканским Минздравом. Известно, что ООО «Медфармаснаб» принадлежит Нурмагомеду Алхасову. Также компания владеет 100-процентной долей ООО «Дагмедтехника» (руководителем является Магомедгаджи Ахмаев). Дагмедтехника победила в 349 тендерах на 3,4 млрд (96 аукционов на 2 млрд проводил Минздрав).

Ещё один фигурант уголовного дела наравне с бывшим министром – Шагид Шагидов, учредитель ООО «Регионфарма». Общество одержало победу в 1 771 тендере на 2 млрд рублей. Из 1,5 млрд по 720 тендерам республиканского Минздрава. ООО «Глобалмедтех» – учредитель Султан Рамазанов – победило в 334 контрактах на 734 млн (250 млн – доля Минздрава). По этому же адресу прописаны ООО «Диксион-Юг», ООО «Гамма Медикал», а также поликлиника «Здоровая семья». 

 

Самая страшная и большая ошибка

 

В среду, 11 июля, Кировский районный суд Махачкалы заключил Танку Ибрагимова под стражу на 48 часов, и, по всей видимости, уже сегодня, в пятницу 13-го (никакой мистики), эта мера пресечения будет ему продлена, возможно, на 2 месяца. Представитель обвинения заявил, что он был повторно задержан, поскольку мог скрыться, так как Алхасов уже бежал за границу. Следователь и представитель прокуратуры просили заключить бывшего министра здравоохранения РД под стражу.
Судья Магомедсалам Амиров зачитал положительную характеристику на Ибрагимова, а также обращение от джамаата и прихожан мечети отпустить его под домашний арест. Кроме того, предоставлена медицинская справка о болезни Ибрагимова сахарным диабетом. В речи бывшего министра явно чувствовалось какое-то отчаяние и смятение.

«В министерстве постоянно были проверки. Все пять лет к моей работе не было претензий. В финконтроле есть заключение, что превышения по цене медоборудования нет. Думаю, и следствие, и вы, уважаемый судья, разберётесь и дадите оценку, – заявил Ибрагимов в суде и добавил: – Самая большая ошибка – то, что я поддался на уговоры и приехал в Дагестан. Я здесь потерял здоровье, превратился в дряхлого старика».

В чём в чём, но в одном нет абсолютно никаких сомнений: Танка Ибрагимов ещё пять лет назад вёл вполне себе безмятежную жизнь в Москве, имел собственный бизнес, деньги, здоровье, нервы и всё то, чем может похвастать типичный житель мегаполиса. Но в его размеренную жизнь неожиданно вмешался новоиспечённый руководитель Дагестана Рамазан Абдулатипов, который буквально вытащил его из столицы и назначил республиканским министром.

По данным «Черновика», Ибрагимов в бытность министром неоднократно получал сигналы о возможных претензиях к нему со стороны правоохранительных структур и советы «отойти от дел», которые, впрочем, он игнорировал.

Последнее подобное предложение, по нашим сведениям, Ибрагимов получил летом 2017 года от одного из московских чиновников. «Но он отказался, сказав, что глава республики Рамазан Абдулатипов против такого решения», – рассказывает наш собеседник.

Как нам известно, Ибрагимова даже предупреждали о том, что и сам Абдулатипов в скором времени будет отстранён с поста главы республики, однако бывший руководитель Дагестана сумел убедить министра в том, что вопрос собственного руководства регионом он сумел пролонгировать в администрации президента России, и, стало быть, министр здравоохранения может безмятежно продолжать свою работу. И, будучи человеком неконфликтным и мягкохарактерным, Ибрагимов не нашёл в себе силы пойти против воли шефа.

 

Моряк в плавании…

 

Данные о том, что руководитель ТФОМС Дагестана Магомед Сулейманов уже вторую неделю не появляется на работе, а в возглавляемой им организации идут проверки, стали потихоньку проникать в социальные сети. Выяснение того, куда пропал Моряк (прозвище Сулейманова), натолкнулось на стену молчания: официально заявляется, что руководитель ТФОМС Дагестана находится на больничном, а проверка, инициированная непосредственно ФОМС (центральным офисом), является плановой и связана с соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств ОМС на 2018 год. Где, хотя бы примерно, лечится Сулейманов, как долго он будет отсутствовать, информации нет.

О его местонахождении не желают говорить даже его самые близкие родственники. К примеру, старший брат Сулейманова – глава Избербаша Абдулмеджид Сулейманов – заявляет: «Честно говоря, брата не вижу в связи с тем, что на работе занят. Я даже маму свою, которой 92 года, к сожалению, не так часто вижу. Брат мне не подчиняется, он работает в другой структуре, я в этой структуре (ТФОМС Дагестана  – «ЧК») вообще ничего не понимаю. Поэтому, где он находится, не знаю».

По неофициальным данным, Магомед Сулейманов, видя происходящие в республике процессы, решил сложить с себя полномочия руководителя ТФОМС Дагестана и написал заявление об уходе. Однако заявление Моряка не приняли (учредителем ТФОМС, согласно официальным данным, считается Правительство РД, поэтому заявление пишется на имя премьер-министра Артёма Здунова или первого вице-премьера Анатолия Карибова как руководителя правления ТФОМС Дагестана), поэтому была предпринята попытка уйти на больничный, но и она не удалась… Спустя какое-то время стали появляться слухи о том, что Сулейманов, проведя в кругу друзей и родственников прощальный ужин (что-то наподобие проводов в солдаты), вылетел в Дубай (ОАЭ).

«Брат мне не подчиняется», – сказал мэр Избербаша Абдулмеджид Сулейманов

Не факт, что экстренный туризм Моряка в тёплые страны связан с предположениями Магомеда Сулейманова о том, чем завершится проверка. Вполне может быть, что руководитель ТФОМС просто пережидает эти процессы за пределами республики, готовый в любой момент вернуться для работы «на благо Дагестана».

В противном случае, если у проверяющих, а затем и у правоохранительных органов, возникнут к Сулейманову серьёзные вопросы, то можно будет прогнозировать не только возбуждение уголовного дела «по созданию в ТФОМС Дагестана организованной преступной группы» (это выражение превращается в шаблонное), но и отражение происходящего в руководстве Избербаша. Как известно, этот город находится в орбите влияния Магомеда Сулейманова, а в грядущем сентябре там должны пройти выборы в городское Собрание депутатов, непосредственным полномочием которых является избрание главы этого городского образования. Сможет ли сохранить свои позиции Абдулмеджид Сулейманов – большой вопрос…

Большой вопрос и в том, за кем (в случае негативного развития событий) сохранится влияние на работу ТФОМС Дагестана. Данная организация всегда считалась лакомым куском, так как обладает не только своим бюджетом, но и серьёзными контрольными полномочиями в области медицины и здравоохранения.

Магомед Сулейманов занял должность руководителя ТФОМС Дагестана в 2010 году, после прихода к власти Магомедсалама Магомедова (второй президент РД). Тогда Сулейманову, являвшемуся спикером Народного собрания РД, была предложена эта должность как компенсация за потерю должности (его на посту спикера сменил друг Магомедсалама Магомедова – Магомедсултан Магомедов), а также залог политического союза, должного сдерживать всегда активного тогдашнего мэра Махачкалы Саида Амирова (руководил городом до 1 июня 2013 года).

После прихода в республику в феврале 2013 года Рамазана Абдулатипова и ареста (частично по его инициативе) Амирова возник вопрос о руководстве Махачкалой. К 2014 году, в силу разных причин, этот вопрос обострился, и Магомед Сулейманов приобрёл статус врио главы дагестанской столицы. Переход в кресло мэра, в понимании Сулейманова, не означал потери влияния на ТФОМС Дагестана.

Однако вопрос о том, за кем останется ТФОМС, испортил отношения Сулейманова и тогдашнего премьер-министра Абдусамада Гамидова. Последний пытался отодвинуть Сулейманова, пролоббировав на должность и. о. директора ТФОМС уроженца Дагестана, возглавлявшего ГБУЗ «Городская поликлиника №3 Департамента здравоохранения Москвы», Андрея Третьякова. Но тот, не проработав и недели, буквально сбежал обратно. Это было связано с тем, что после того как он был назначен, к нему была приставлена охрана и советники, в задачу которых входило разъяснять «варягу», с кем можно дружить, а с кем нет. В конечном итоге Сулейманов сохранил своё влияние на ТФОМС, а после того как его выдавили с должности врио мэра Махачкалы, он сумел вернуться в эту организацию «на благо Дагестана». Кто возглавит ТФОМС после Моряка, остаётся актуальным...

(Подробнее об истории борьбы за ТФОМС Дагестана в статьях «СТРАХовой случай?», «ЧК» №9 от 6 марта 2015 года, и «Игра на вылет…», «ЧК» №23 от 12 июня 2015 года).

 

«В лес не бегу…»

 

На прошлой неделе «Черновик» прогнозировал, что задержание первого вице-премьера Рамазана Алиева, обвиняемого в том, что, будучи в своё время руководителем Администрации Главы и Правительства РД, незаконно поставил на обслуживание в госгараж автомобиль, принадлежащий частному лицу, и причинил ущерб в 14,1 млн рублей, может повлечь неприятности у руководителя ГКУ «Автохозяйство» Асхабали Абдулатипова. Последний, согласно материалам дела, обслуживая данный автомобиль, бронированный «мерседес», превысил свои должностные полномочия. В пятницу, 6 июня, суд определил ему меру пресечения в виде заключения под стражу.

Рамазан Алиев и Асхабали Абдулатипов, как сообщают различные информагентства, уже дали признательные показания, правда, разошлись в основном: Алиев показал, что взял автомобиль на обслуживание госгаража без всякого принуждения со стороны Рамазана Абдулатипова и руководствуясь исключительно желанием обеспечить безопасность первого лица, так как в гараже АГП не было бронированных автомобилей. «Данное решение было принято мной самостоятельно, ни глава республики, ни кто-то другой мне такого указания не давали», – цитируют показания Алиева СМИ.

В свою очередь, Асхабали Абдулатипов, приходящийся племянником Рамазану Абдулатипову, дал показания, что на момент распоряжения Алиева взять на обслуживание бронированный «мерседес» в госгараже уже было десять бронированных автомобилей: один «мерседес» и девять «Тойота Лэнд Крузер». Асхабали Абдулатипов пояснил, что в данный момент обслуживавшийся в спецгараже броневик находится у его родственников в Каспийске, но кому именно принадлежит авто, не сообщил.

Отметим, что, по непроверенной информации, частный бронированный «мерседес» является подарком тогдашнему главе Дагестана от Хасбуллы Гаджигишиева и появился он в конюшне Абдулатипова в период назначения Гаджигишиева министром труда и соцразвития РД.

Отметим, что следователи для устранения противоречий в показаниях двух чиновников уже заявляют о необходимости допросить экс-главу РД Рамазана Абдулатипова. Тот, в свою очередь, уверенно заявляет, что такого племянника как Асхабали Абдулатипов у него нет и что тот приходится ему однофамильцем, а вот на допрос он прийти готов.

«Ребята, успокойтесь! Будет необходимость – первым приду. Не будет необходимость – в лес не собираюсь» – цитируют Абдулатипова информагентства. ]§[

Номер газеты