понедельник, 26 сентября, 2022
 

Освещение антимобилизационного митинга в Махачкале обходится дагестанскому журналисту судом

Корреспондента «Кавказского узла» [i] Мурада Мурадова[ii] отпустили из Советского РОВД Махачкалы. В отдел он был доставлен с акции протеста, на которой присутствовал по редакционному заданию. Но в его отношении всё равно составили протокол, ему вменяют участие в несанкционированном митинге. Также у него отобрали журналистское удостоверение и не вернули.  

Помимо Мурада Мурадова, по информации различных источников, со вчерашнего митинга женщин в Махачкале в отдел были доставлены около ста человек. Сам Мурадов в Советском РОВД насчитал около семидесяти. Своё задержание Мурадов считает незаконным, так как работал на митинге в качестве журналиста и не был его участником.

«В тот момент, когда началась очередная волна задержаний и людей начали сажать в автозак, я стоял недалеко от автобуса этого, куда загоняли задержанных. Я снимал происходящее и в этот момент человек в гражданском, который стоял сзади меня, схватил меня и повёл в автобус. В автобусе у меня сразу отняли удостоверение. Я пытался объяснить, что я журналист, не участник акции. В автобусе было двое человек в гражданском и сотрудники полиции в форме. Тот, кто был в гражданском, схватил у меня удостоверение и ушёл с ним», – рассказал Мурадов «Черновику». Удостоверение Мурадову не вернули. Правоохранители воспрепятствовали его законной журналисткой деятельности.

Находясь в автобусе, журналист начал звонить начальнику пресс-службы МВД по РД Гаяне Гариевой. Сотрудники знали, кому звонит Мурадов.  

«Именно в тот момент, когда шло соединение с пресс-службой МВД, сотрудники, три-четыре человека, на меня набросились, начали выхватывать телефон. В итоге забрали телефон и нас увезли в Советское РОВД», – отметил журналист.

Вместе с ним в автобусе было ещё примерно 10 человек, среди них – один взрослый мужчина и девушка. Двое, в том числе взрослый мужчина, плохо себя чувствовали.

«Один, вроде бы, был эпилептик, а взрослый говорить даже не мог, когда данные пытались его взять, он ничего не сказал, не мог говорить. Ему потом в отдел скорую вызвали», – вспоминал Мурадов события вчерашнего дня.

В отделе полиции задержанные писали объяснительные. Правоохранителей, по словам собеседника издания, «очень сильно интересовала воинская обязанность».

«Когда слышали, что человек военнообязанный, радостные говорили, что вот «мы сейчас вам выпишем повестки». На столе у них лежала целая кипа повесток, куда просто нужно было вставить ФИО. Ну, я видел, что только одному человеку дали», – сказал Мурадов.

С людей, отметил он, требовали признаться, что они участники несанкционированного митинга. Сам журналист говорил с задержанным в отделе. Многие сказали ему, что оказались там случайно: кто-то мимо проходил, кто-то издалека увидел – подошёл посмотреть, кто-то проезжал, кто-то просто хотел разнять.

«Но сотрудникам полиции эти объяснительные не нравились. Они требовали от них признания в том, что они участники митинга и в замечаниях приписать – больше не будут участвовать в несанкционированных митингах», – также рассказал Мурадов.

Эти требования задержанные, по словам собеседника, выполнили, так как «другого выхода у них не было, оказывалось моральное давление». Задержанных припугивали тем, что их продержат в отделе до утра.

Мурадов в своей объяснительной указал, что находился на митинге в качестве журналиста, а не участника. Но всё рано в его отношении был составлен административный протокол об участии в несанкционированном митинге.

«Протокол должны отправить на рассмотрение в суд. Там буду доказать, что я не участник. Вот если судья всё-таки посчитает, что я был участником акции, то дальше уже, наверное, будем обжаловать решение суда», – отметил журналист.

Протоколы об участии в несанкционированной акции были составлены в отношении многих задержанных, были, по словам Мурадова и те, в отношении которых составили протоколы за мелкое хулиганство. «ЧК» поинтересовался теми, кто в результате напряжённой обстановки на митинге оказался участником драки с полицейскими. Точной информацией по этой категории задержанных Мурадов не владел. Только лишь отметил, что были задержанные, с которыми говорили отдельно, в том числе сотрудники СУ СКР по РД. Многие из вчерашних задержанных отпущены. 

«ЧК» пытался узнать точную, официальную информацию у пресс-службы МВД по РД. Но на контакт информационная служба министерства не выходит. Также нет информации о задержаниях, какого-либо комментария, оценки вчерашних событий на официальных информационных ресурсах министерства.

 


[i] Признан иноагентом

[ii] Признан иноагентом