Не за больницу, за себя

Верховный суд Дагестана провёл заседание по делу о внесении Собранием депутатов Махачкалы изменений в правила землепользования города. Именно эти изменения привели к тому, что часть территории столичной клинической (Портовской) больницы стала пригодной для постройки многоквартирного жилого дома. Ранее об этом «ЧК» писал в материале «Сопротивление и разрешение» (№33 от 02.09.2022 – «ЧК»).

Иск подали жители домов, расположенных вблизи Портовской больницы: Умужат Гаджиева, Елена Алфёрова и Марина Закарьяева. Их интересы представляет юрист Арсен Магомедов. Они добиваются сохранения зелёной зоны перед своими домами.

Ответчиками стали: МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Махачкалы», представитель – Магомед Ахмедов; ЖСК «Пархоменко», представитель – Магомед Гасанов; Собрание депутатов столицы, представитель – Тажудин Шейхов, а также администрация города, которая в суд не явилась.

В заседании также принимал участие представитель прокуратуры города Махачкалы – Дибир Дибиров.

Судья Гаджимагомед Омаров зачитал дело, в котором истцы оспаривают часть решения Собрания депутатов об изменении правил землепользования и застройки Махачкалы. В этой части решения закреплено, что для участка с номером 05:40:000034:93 (участок бывшей территории Портовской больницы) изменена территориальная зона.

Раньше участок находился в зоне 05 – зоне стационарных учреждений, здравоохранения и социального обеспечения, после решения вошёл в зону 08 – зону многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки.

Согласно иску, ответчики нарушили процедуру принятия решения, а также право «на благоприятную окружающую среду» жильцов из многоквартирных домов напротив участка, так как после смены территориальной зоны под участком спора там может быть построено жилое здание. Сейчас на участке находится зелёная зона.

Стоит отметить, что перед принятием решения Собранием депутатов должно было быть проведено его общественное обсуждение. Сейчас оно проводится в электронном виде на сайте администрации города. Должны быть также представлены его результаты, после чего выносится решение Собранием депутатов.

 

Настоящий коллапс

 

Выступил представитель истцов Арсен Магомедов: «Основные наши требования мы также поддерживаем в той части, что администрация нарушила процедуру принятия нормативных актов, она не произвела публикацию этих актов на своём сайте. Не было экспозиций, как того требует закон, на стендах по городу. Она не проводила общественные обсуждения на своём сайте, что мы доказываем протоколом осмотра доказательств, составленным нотариусом города Махачкалы Аидой Алиевой», – сказал адвокат.

Что же волнует самих жильцов, рассказали сами истцы. Так, по словам Гаджиевой, другой парковой или дворовой территории для местных жителей там нет – лишь тот участок, который застройщик купил под строительство жилого дома.

«Второй момент: мы все относимся к Портовской больнице, мы обслуживаемся там, и, естественно, для нас создаются определённые препятствия, если прям перед нами, а это где-то 16 метров, будет стоять бетонная стенка. Фактически нам перекрывается доступ к чему бы то ни было. Если ещё учесть, что у нас школа с двумя сменами, у нас трубы с горячей и холодной водой, то есть возрастает нагрузка, мы же об этом должны думать. Все мои соседи – свидетели, рядом с нами ещё одна школа, и это коллапс, самый настоящий коллапс», – добавила она.

Дополнила истица Закарьяева: «Они (представители застройщика – «ЧК») показывают нам территорию, приехали с плакатом, показывают, что 7 тыс. кв. м они забирают, но всего на 2 тысячах они строят.

Но по фотографии больше половины – это застройка, Получается, перед носом дверей больницы они строят этот дом. Как это вообще возможно?»

Слова Закарьяевой заинтересовали судью, и он обратился к истцам, сказав, что в общих чертах знаком с их делом по информации из интернета: «Просто сказано будет… мы тоже живём, у нас тоже дворы, та же ситуация была и в моём дворе.

Я до сих пор приостановил стройку, к примеру, если приводить, мы тоже не дали строить, крутые, не крутые, а…

Что хочу сказать... Мне, как известно, там у вас серьёзная парковая зона, огромнейшая. Её планируют делать, облагораживать?

Вы же сами сказали, зону, которую дали, 20% застраивают, а 80% (благоустроят – «ЧК»)», – поинтересовался Омаров у участников.

Жители показали судье фото паспорта объекта, который застройщик вывесил на заборе участка (представлено в виде иллюстрации к тексту – «ЧК»), где явно видно, что планируется застроить не только 2 тысячи кв. м.

 

Подогнали под генплан

 

Выступая, представитель собрания депутатов Шейхов в первую очередь отметил, что прямого отношения к рассматриваемому делу разрешение на строительство не имеет, да и истцы, как он считает, не истцы.

«Мы считаем, что они не имели права на написание обращения в суд, поскольку не проживают на этой территории», – говорит Шейхов.

Также он считает, что вся процедура принятия решения была соблюдена, а территориальная зона была изменена, чтобы та соответствовала генплану города.

«Решение Собрания депутатов не позволяло там строить или не строить ответчику (застройщику). Данный земельный участок до 2016 года принадлежал той же самой Портовской больнице, и территориальный вид его использования был 05. Согласно постановлению правительства неиспользуемые земли перешли в федеральную собственность. В рамках этого постановления он перешёл в федеральную собственность. После чего перешёл к ответчикам. Соответственно, изменился вид его использования.

Согласно генеральному плану, данный участок попадает под категорию 08, и находится одна функциональная зона. Несоответствие правил землепользования генеральному плану является основанием для приведения его в соответствие», – приводит доводы представитель Собрания депутатов.

На вопрос прокурора, почему из двух зон, которые выпали на спорный участок, была выбрана именно зона 08, Шейхов отвечает, что депутаты просто «привели всё в соответствие с законом».

Дополнить его ответ вызвался представитель управления архитектуры города Ахмедов. По его словам, эта зона преобладала на карте.

Магомедов попытался выяснить у Ахмедова или Шейхова, какую именно зону в 2017 году присвоили участку: территориальную или функциональную.

Ахмедов считает, что функциональную. Когда и каким решением присвоили территориальную зону, внятного ответа получить Магомедову не удалось. Шейхов же считает, что территориальную зону 08 участку присвоили решением собрания депутатов от 2021 года, того самого, в котором из двух территориальных зон была выбрана одна.

«А до этого (решения 2021 года – «ЧК») её не было?» – интересуется Магомедов.

«Мы не располагаем техническими данными. Мы просто привели в соответствие с генпланом», – отвечает Шейхов.

 

Спросите у правительства

 

Гасанов, представитель ЖСК «Пархоменко», просит не относить участок, принадлежащий застройщику, к территории больницы.

«Эта территория, в связи с её неиспользованием, Правительством РФ на основании решения от 1 июля 2013 года номер 111-р по программе приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы за подписью тогда ещё председателя правительства Дмитрия Медведева была выставлена на торги.

Вопросы об образовании самого земельного участка… это вопросы не к нам, это вопросы к Правительству РФ», – говорит Гасанов. По его же словам, документально на этом участке была только аптека и один гараж, и при покупке она подходила под жилое строительство.

Он также зачитал информацию о том, что будет застроено только 2 тысячи кв. м земли, тогда как 4 тысячи будет озеленено.

На вопрос о том, они ли представили паспорт объекта, где видно обратное, Гасанов заявил, что он ссылается на письменные данные у себя.

Судья заметил: «Тут процентов 60 (планируемой застройки – «ЧК»), не меньше». Сошлись на том, что это фото и его формат неизвестен.

А кем, когда и какая зона была присвоена, Гасанов не знает. «Мы не присваивали, не знаем»,- заключил он.

 

Нормативы из будущего

 

Представитель истцов пытался выяснить у ответчиков, как же все нормативы принятия решения собрания депутатов были соблюдены, если представленные документы – от ноября 2021 года, а решение вынесено в апреле 2021 года. Магомедов задал вопрос Ахмедову, представителю управления архитектуры: «Как вы это объясните?»

Ахмедов ответил коротко: «Вот так».

Магомедов попросил доказательства того, что обсуждения проводились на сайте администрации.

Как ответил Ахмедов, информация была размещена на старой версии сайта, а на сегодняшний день адрес сайта изменён, данные представить не удалось.

Он отметил, что была информация в городской газете «Махачкалинские известия», в №47, в ноябре, а также в декабре в №51, №52. Однако зонирование на карте отмечено не было, информация была дана лишь в табличном виде, что, по словам Магомедова, также является нарушением.

Также была информация на стендах по городу, говорит представитель управления архитектуры. Однако стендов было немного: один – у входа в здание Управления архитектуры, другой – у здания администрации.

Магомедов попросил суд удовлетворить иск и отменить решение собрания депутатов: «Мы просим признать недействительным решением с момента принятия. Нам это важно, потому что ЖСК «Пархоменко» получил разрешение на строительство, основываясь на этом решении, и мы его оспариваем», – отметил он.

В заключении прокурора Дибирова также было отмечено, что есть все основания для удовлетворения иска.

Однако иск судья Омаров не удовлетворил.

Стоит также отметить, что перед началом заседания жители соседних домов, они же истцы в деле, рассказали редакции, что пару дней назад у жителей было собрание. Там присутствовали представитель МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Махачкалы», представитель ЖСК «Пархоменко», представитель городского собрания депутатов. Происходящее было заснято на видео, которое имеется в распоряжении редакции. Представитель управления архитектуры Зураб Нугаев рассказывает жителям о том, что городская администрация была вынуждена выдать разрешение на строительство, так как на то обязывали решения судов – Советского районного суда и Верховного суда РД. Однако, по его же словам, разрешение, выданное городской мэрией в 2022 году, на данный момент отменено.

«Прокуратура города обратилась с протестом на это разрешение. По этому протесту администрацией города на данный момент в порядке самоконтроля разрешение отменено», – говорит Нугаев.

Редакция продолжит следить за развитием событий вокруг бывшей зелёной зоны Портовской больницы. ]§[

Номер газеты