Не ГУПите сгоряча

Каякентский район в буквальном смысле – самая горячая сельскохозяйственная точка на карте Дагестана. Костью в горле людей стали государственные унитарные предприятия, кратко именуемые ГУПами. Решение властей республики об их акционировании серьёзно раскачивает обстановку. Подавляющее большинство населения здесь выступает против подобного преобразования, не без оснований полагая, что оно окончательно оторвёт их от самого ценного – земли. А инициативу по акционированию люди называют не иначе как рейдерским захватом земельных ресурсов.

На прошлой неделе «Черновик» опубликовал открытое письмо жителей сельских поселений Каякентского района к главе Дагестана Сергею Меликову. В нём они просили помочь в восстановлении своих, как выразились, грубо нарушенных прав трудовых коллективов. В частности, из-за сложившейся обстановки в связи с рассмотрением в Министерстве имущества РД вопроса о включении в прогнозный план (программу) приватизации на 2023 год государственных унитарных предприятий (ГУП) района.

После публикации письма мы побывали в селе Башлыкент и своими глазами увидели, кто прав, кто виноват, кто – за развитие, кто – за упадок. Но сначала немного истории.

Сложная ситуация с ГУПами в Каякентском районе сложилась далеко не сегодня. Вообще говоря, само их появление на небосклоне дагестанской экономики вызывает массу противоречивых вопросов. В 1992 году была создана контрактная корпорация ОАО «Дагвино». В неё оказались включёнными и винсовхозы Каякентского района. Спустя время, претерпев ряд пертурбаций, ОАО стало зваться комитетом «Дагвино», обросло властными полномочиями и, как тогда сложилось, родственными связями. И экспансию бывшей социалистической собственности «Дагвино», разумеется, продолжил.

В большей части рейдерскими схемами совхозная собственность в конце 1990-х – начале 2000-х гг. стала государственной под патронажем начальствующего ведомства. Таковых было 20 виноградарских ГУПов, 8 из которых расположены на территории Каякентского района (больше, чем в любом другом районе республики).

Практически в каждом населённом пункте района люди буквально кричат уже лет двадцать о том, что ГУПы только паразитируют на госбюджете. Они были правы, это открыто начали признавать и республиканские власти. Ещё в начале 2010 года впервые был поставлен вопрос о нецелесообразности сохранения этих крайне нерентабельных и убыточных предприятий. Однако взять и односторонне решить вопрос власти, с одной стороны, не захотели, с другой – не смогли. Не захотели передать земли ГУПов в ведение муниципальных образований, как того просили и просят люди, и не смогли незаконно приватизировать их, не желая оказаться лицом к лицу с протестным электоратом.

В 2012 году была принята целевая программа «Республиканское виноградарство на 2011–2020 годы», где в разделе «Модернизация винодельческой отрасли» подчёркивалось, что в Каякентском районе планируется строительство завода по производству соков и детского питания, а также реконструкция предприятий первичного виноделия путём замены устаревшего технологического оборудования и установки новых линий по розливу вин. В отредактированном в 2013 году варианте программы данные проекты уже отсутствовали. Но появилась новая напасть.

На очередной сессии Народного собрания РД в числе прочих бурно прошло обсуждение вопроса о предстоящей приватизации нескольких предприятий в республике. Людям пытались объяснить, что правительство хочет сначала акционировать предприятия, а затем часть земли отдать администрациям сельских поселений, а другую – оставить в собственности республики. Однако на вопрос людей, почему нельзя сразу передать земли народу, без лишних проволочек, власти отвечали, что этого не позволяет закон.

Более того, позднее выяснилось, что правительство хочет сохранить за собой наиболее плодородные земли с выгодным территориальным и логистическим расположением. Люди справедливо полагали, что тем самым самые лакомые куски земли потом будут реализованы (с аукционов) крупным инвесторам.

На каждый подобный шаг люди незамедлительно били протестными собраниями и сходами. Их количество за последние годы даже трудно посчитать, но все встречи завершались единогласным «нет» акционированию предприятий.

А ситуация в Башлыкенте сложилась и вовсе парадоксальная. Власти всех уровней вроде показывают желание создавать, наращивать рабочие места и, соответственно, бороться с бедностью населения, но тут же делают всё, чтобы сдержать тружеников на коротком поводке и придушить зарождающийся бизнес (читай: экономику).

Впрочем, плохо было не всегда. Некогда в селе кипела трудовая жизнь и било ключом изобилие. Во время сбора урожая винограда на местный завод выстраивались километровые очереди из полных виноградом автомобилей. Урожаи снимали такие, что не хватало никаких собственных ёмкостей, приходилось привлекать пожарные цистерны. И, как результат, в 1986 году совхоз «Башлыкентский» получил переходящее красное знамя ВДНХ.

 

Готовы к труду и обороне

 

И без того скрипящий механизм, усиленный бездарным управлением костлявой руки руководства предприятия, стал давать уже видимый даже для государства сбой. Примерно к 2016 году у ГУП «Башлыкентский» не хватало ни финансов, ни техники, ни рабочей силы. Было очевидно: без экстренной реанимации предприятию непременно умирать.

И кто тогда пришёл на помощь? Государство? Конечно, нет. Люди. Самые обычные жители села, но только очень заряженные на труд.

Руководство ГУП тогда начало заключать с ними трудовые соглашения (подрядные договора) на посадку многолетних насаждений с ежегодной пролонгацией. Разумеется, никто не задумывался о возможных рисках, поскольку это был документ с печатью и подписью официального представителя государства. И уверенные в своём будущем башлыкентцы высыпали на поля: посадили фруктовые сады и виноградники, по сути, превратив выжженное поле в цветущие сады.

Практически все они потратили огромные собственные денежные средства на посадку и выращивание многолетних насаждений, при этом ГУП не вложил ни одного рубля. По условиям договора подрядчик за счёт собственных средств и сил выполнял работы, предусмотренные по закладке и уходу за многолетними насаждениями, а заказчик до вступления в плодоношение получал арендную плату 1500–2000 рублей в год с одного гектара, а после вступления в стадию эксплуатации – от 700 до 1000 кг с 1 га.

За свои же средства подрядчики заказали проектно-сметную документацию, произвели плантаж и посадку, установку железобетонных столбов, приобрели весь расходный материал, установили капельное орошение, провели электролинии и пробурили скважины для полива. При этом добились 92–95 % приживаемости саженцев.

В 9 утра мы, как и договорились, подъезжаем к руинам того, что когда-то было отмечено тем самым переходящим красным знаменем ВДНХ – винзаводу, при одном виде которого может охватить уныние, а на ум прийти – разве что фильм-катастрофа. Тут же начинают съезжать машины и собираются примерно 50 человек. Большинство людей в это время только бодрятся утренним кофе, но для этих людей это обеденный перерыв, поскольку их рабочий день начинается в 3 утра.

Один из местных тружеников, параллельно ярый активист Шахбан Арсланбеков: «Ежедневно на участках работают по меньшей мере сто человек. А в целом в ГУП – всего 6 человек, и то административно-управленческого персонала. Вы просто посмотрите на наши руки, все работяги, в 3 утра встаём и начинаем работать. И возникает вопрос: люди вложили собственные огромные средства и ресурсы, отдадут ли они свои земли? Более 2,5 тысяч гектаров земли у нас в районе посажены за счёт собственных средств, это порядка 2,2 млрд рублей частных вложений. А сегодня приходят и говорят, что у нас их забирают. На каком основании?

Они нам предлагают отдать им наши участки, по сути, цветущие сады, а потом они якобы нам их будут передавать в аренду. Какой для нас смысл отдавать им выращенные с таким трудом виноградники, а потом брать в аренду и платить им большие деньги? Не лучше ли им передать наши земли в собственность муниципалитета, а мы потом будем платить в местный бюджет?

Если будем платить по пять тысяч рублей с одного гектара, то выходит почти 4,5 млн рублей. И как мы могли бы благоустраивать своё село!

Более 80% из нас не получили от государства ни одного рубля, всё делают за счёт собственных средств. Люди, по сути, являются инвесторами. Где вы ищете инвесторов? Они вот здесь, все эти инвесторы. И семьи кормят, и продовольственную безопасность обеспечивают. Зачем всё это стирать с земли и заново что-то создавать?»

По его словам, людям предельно понятно, чего хотят вышестоящие руководители – отчитаться об акционировании ГУПа и продать земли.

«Чем нам ещё здесь заниматься, если не земледелием? И так у нас полная деградация, более 50% населения, в основном молодёжь, уехало из села в поисках заработка. Дайте нам нашу землю, и мы будем развивать сельское хозяйство и налоги платить. Другого тут нет ничего. Рейдерский захват – это слишком мягко будет сказано, это просто геноцид народа.

Мы просим руководство республики соблюдать закон. Мы законы соблюдаем, бедолаги не могут их нарушать. Если они хотят, чтобы люди жили хорошо, пусть сами соблюдают закон. Единственное их желание – отобрать у населения землю и продать», – призвал Арсланбеков, добавив, что ни один из них ни за что свои земли не отдаст.

Другой башлыкентец тут же развил: «Убивать будут – не отдадим, посмотрим потом, чем это закончится. Дайте нам работать и жить на нашей земле, платить государству налоги, растить наших детей и быть уверенными в завтрашнем дне. Мы ничего другого и не требуем».

Бывший глава Башлыкента Гусен Агаев был не менее категоричен. Он подсчитал, что в Башлыкенте сегодня не осталось даже десяти процентов молодёжи – все уехали за пределы республики в поисках лучшей жизни.

«У меня дед – участник войны. Если сюда войдёт инвестор, то это уже бесконечная война. Законом прописано, что эта земля принадлежит народу. Если мы нарушаем законы – то есть власть, правоохранительные органы.

Вот у меня шесть братьев, все они сейчас на Севере. Они уже пенсионеры, очень хотят вернуться сюда, но не знают, чем заняться. Каждый раз просят меня помочь достать хоть кусок земли, чтобы могли хоть чем-то жить. Мы не хотим где-то обживаться на новом месте. Дайте нам спокойно жить и работать, не надо нас по судам таскать и постоянно угнетать», – говорит он.

После беседы мы проделали, что называется, и полевые исследования, побывав на виноградниках и садах башлыкентцев.

Какое это великолепие и красота – то, что сделано руками частных земледельцев! Стоп… и какое убогое зрелище по ту сторону дороги – практически выжженное поле – не что иное, как функционирующий государственный виноградник, некогда красный знаменосец.

Просто вдумайтесь в цифры: 15–20 тонн винограда с гектара получают частники, и где-то около 700 кг – ГУП. Почувствуйте, как говорится, разницу.

Так выглядит виноградник ГУПа...

А так выглядит частный виноградник

 

Люди земли

 

В 2019 году на республиканском уровне был принят прогнозный план акционирования ГУПов. Каякентский район отреагировал крайне остро и молниеносно. Практически во всех сёлах на суд жителей был вынесен единственный вопрос: согласны ли они на акционирование предприятий. Единогласно все выступили против. В Башлыкенте, в частности, 778 человек. Недовольство людей зреет, подобно урожаю. Иными словами, чем больше сил и средств они вкладывают в землю, тем яростнее их сопротивление тем, кто хочет её отнять. В марте этого года власти нанесли по людям новый фланговый удар, прекратив процесс пролонгации подрядных договоров. За этим, вероятнее всего, предполагались какие-то действия руководства ГУП.

Не видя движения дела, в Комитете по виноградарству и алкогольному регулированию РД создали комиссию для проведения служебной проверки уже самих руководителей ГУПов.

 А в начале текущего месяца в Министерстве по земельным и имущественным отношениям Дагестана состоялась очередная встреча делегации башлыкентцев с министром Зауром Эминовым. И на этой встрече власть настойчиво повторила своё желание-предложение: люди должны отдать свои земли, а потом брать их в аренду. Фишкой такого подхода является то, что они после этого могут рассчитывать на господдержку.

Люди уверены, что закон полностью на их стороне

В ответ делегаты выразили категорическое «нет» и внесли контрпредложение: спокойно передать земли населению.

«Я там задал вопрос, есть ли у них правоустанавливающие документы на эти земли. Они отвечают, что нет. Тогда спрашивается: как они хотят у нас забрать землю?

Тогда их юрист стал говорить, что нет такого закона, позволяющего передавать землю населению. А мы же говорим, что такой закон есть. Более того, они не имеют никаких правоустанавливающих документов. Эта земля сегодня числится даже не за ГУПом, а за совхозом «Башлыкентский». На бессрочном постоянном пользовании. Заур Эминович на это предложил нам найти такие нормы закона, позволяющие передать землю людям. Мы уже готовим соответствующие бумаги и поедем снова в Махачкалу. Но мы и тогда не намерены уступать», – резюмировал Шахбан Арсланбеков. 

Мы в редакции практически убеждены в том, что происходящее вокруг земель ГУПов Каякентского района – это сугубо внутренняя региональная (где-то и кулуарная) возня, и вполне допускаем, что те же ухоженные высокотехнологичные виноградники и сады башлыкентцев присутствуют в отчётах в Москву как сельскохозяйственные достижения руководства Дагестана.

В современной истории нашей республики было немало случаев, когда под видом освоения громадных сельскохозяйственных территорий выделялись огромные государственные финансовые средства, но на поверку всё оказывалось масштабной аферой. Вспомнить те же легендарные, но несуществующие фундучные сады Юждага…

Нельзя увидеть то, чего нет, но не видеть процветающие сады, душить людей земли за их же тяжёлый труд вместо поддержки – по меньшей мере глупо. А для скорейшего развязывания этого узла, на наш взгляд, хватило бы малого – одного грозного рыка из Москвы.

Есть небольшая, полупризрачная надежда: письмо от башлыкентцев приняли и в Управлении президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций. 28 июня этого года пришёл ответ за подписью главного советника департамента письменных обращений С. Панова. В нём он извещает, что для проверки изложенной информации управление запросило соответствующие документы и материалы… ]§[

Номер газеты