Есть мнение

В моих текстах часто встречаются прямые или скрытые пелевинские цитаты, «S.N.U.F.F.» с момента выхода был, почитай, настольной книгой, а некоторые старые – типа «Поколения П» или «Empire V» – так и вовсе проходили по разделу «Производственный роман» из жизни нашего цеха, где с прототипами каждого второго героя ты или работал, или пил, некоторым («Лампа Мафусаила») ноутбуком в спину кидался, а иногда вообще буквально узнаёшь себя и свои тексты, как в лекции идеолога в «П5» или в диалогах на яхте в «Непобедимом солнце».

Но что мне всегда, с самого начала, было крайне неприятно – это сформированная во многом как раз «пелевинщиной» этика среды, воображающей себя такими всемогущими манипуляторами, которые держат Бога за бороду и дурачат лохов, а потом гордо хвастаются друг другу про это в ходе совместного приёма разных психоактивных веществ. Гнилая, что уж там, этика. Помню свой внутренний бунт, ещё когда только‑­только вышла «П»: мои родители – инженеры, деды, кроме одного деда Чадаева, – вообще крестьяне из села, бабка крестиком расписывалась, дед Карелов на вой­не ногу потерял и уже без ноги дома строил по всей Касторной – в этой оптике они тоже все «лохи», что ли? «Пипл», который «хавает»? «А не пошли бы вы, дорогие артисты?» – говорил мне на это мой внутренний голос.

Я хорошо помню, как в подростковом возрасте выбирал, – на тот момент ещё только в теории, в самых общих чертах – чем буду заниматься по жизни. Это был пик «перестройки», 90–91 годы, и мои родители – специалисты в сфере разработки коммунальных систем водопровода и канализации, отличные инженеры (у отца целая куча авторских свидетельств на изобретения, некоторые из них, как установка по очистке ливневых стоков и речной воды от нефтяного загрязнения, и сегодня были бы в топе востребованности, если бы дошло дело до серийного производства) – вынуждены были отправиться в деревню на дедовские огороды и растить там картошку, чтобы прокормить себя и детей. Я ходил с тяпкой по этому картофельному полю летом 1991‑го, выпалывая сорняки, и думал о том, как же так получилось, что им с их очевидно нужной всем специальностью пришлось падать в этот режим нищеты и выживания. И понял для себя, что нужны какие‑то другие инженеры, такие, чья работа состоит в том, чтобы создавать и поддерживать ситуацию, когда спецы, вроде моих родителей, могут спокойно заниматься своим прямым делом и получать за него достойные деньги. Позже я искал для этого годные названия – «социальные инженеры», «инженеры общественных систем», что‑то такое.

В этом смысле у меня шерсть дыбом всегда вставала против увлечения манипуляцией. Объяснять, прояснять, добиваться общего понимания, разумной картины мира – это да. А вот налечить «креатива», заполнять мозги людей «боевыми химерами» – ерунда какая‑то, честно говоря. Собственно, в этом была моя регулярная (и регулярно же высказываемая, порой публично, «открытыми письмами») претензия к Суркову в нулевые: он‑то как раз был в этом смысле вполне себе верный «пелевинец». Но, что интересно, до поры до времени мне эти взбрыки прощались – типа молодой ещё, вырастет – поймёт.

Сейчас уже совсем не молодой, но так и не понял. Понял другое: что все эти гуманитарии, плачущиеся о том, как же вышло, что скатились из роли всесильных демиургов в роль клоунов, дешёвой обслуги за мелкий прайс, не понимают, что реальная причина этого падения – изначально гнилая этика среды. Общество – живая система с развитой саморегуляцией; оно как бы само полуинстинктивно отправляет такие группы вниз по этажам социальной пирамиды. В этом смысле хотите снова быть властителями дум – начните с собственного этоса. Не личного, а именно цехового.

Впрочем, не бывает атеистов в окопах под огнём. Вой­на – она сама такие вещи ставит на свои места, в этом её безусловный плюс. ]§[

 

Политолог Алексей Чадаев      Chadayev.ru

2 июня t.me/chadayev.ru

 

[Если тебе есть о чём объявить Дагестану – посылай SMS на 8 (909) 478 48 88]

Теперь вы можете присылать свои сообщения на данный номер  и через приложение WhatsApp.

Номер газеты
Свежие новости