Игра мускулами за кресло главы Буйнакского района переросла в народное возмущение
Буйнакский район показывает парадоксальную картину: республиканская власть никак не может мирно и без шума (как она это привыкла делать в других городах и районах) усадить на кресло главы своего фаворита. Формальный политический процесс здесь синхронизирован с неформальным. Тому свидетельство – две акции протеста на центральной площади Махачкалы, участники которых выразили недовольство действиями исполняющего обязанности главы района Абидина Карчигаева.
С общественно-политической позиции Буйнакский район ещё до недавнего времени можно было смело отнести к одному из самых спокойных и управляемых. И исполнительная, и представительная власти здесь показывали чудеса завидного взаимодействия и стабильности.
Во многом это объяснялось наличием, по сути, единого центра контроля в лице наиболее влиятельного выходца из района – бывшего спикера Народного собрания Дагестана Хизри Шихсаидова. До поры до времени ровно дышали абсолютно все. Районом руководил Камиль Изиев, у которого рычагов вполне хватало для комфортного и слаженного взаимодействия и с местными депутатами, и с иными органами государственной власти, и с населением. Серьёзный сдвиг произошёл ровно год назад, и он совпадает и по календарю, и по смене настроений с уходом Хизри Шихсаидова с политической арены.
И Камиль Изиев, надо полагать, тонко прочувствовал дыхание конъюнктуры, пошёл на крайний шаг – открыто показал желание сыграть против уже непривластных покровителей. Это, разумеется, не могло пройти бесследно. У Изиева произошли конфликты с теми, с кем ещё вчера он был в крепкой командной связке. Был и другой веский аргумент. В начале минувшего июня Камиль Изиев был назначен на пост заместителя министра экономического развития Дагестана, и, думается, после такой кадровой расшивки держаться позиций своих вчерашних единомышленников и идти против новоявленных ему было уже не с руки.
И всё после этого завертелось по сценарию республиканского центра. Сначала заместителем главы района, а следом и исполняющим обязанности руководителя муниципалитета был назначен Абидин Карчигаев. Всё говорило в пользу него.
Человек с весьма немалым региональным бэкграундом: более 35 лет он прослужил в правоохранительных органах, включая непосредственную работу руководителем Буйнакского РОВД, а также заместителем главы МВД Дагестана. А что касается гражданской службы – пожалуйста: три года, с 2017 по 2020, возглавлял полномочное представительство главы Дагестана в центральном территориальном округе. И, казалось бы, что стоит провести такого человека на руководящую муниципальную должность, когда кругом и везде и не таких проводили? Где-то убеждениями, а где и безграничным, по сути, административным воздействием. Но почти везде и всегда тихо и без излишней суеты.
Однако у Абидина Карчигаева сразу не сложилось. Сначала он, правда, не очно, а посредством административных рычагов, сцепился с муниципальными депутатами.
8 июня была проведена 12-я внеочередная сессия районного собрания, на которой в числе прочих обсуждался вопрос, касающийся внесения изменений в положение «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района “Буйнакский район”». В работе сессии приняли участие 42 депутата из 59. После заседания депутаты захотели разместить принятые решения в местной муниципальной газете «Буйнакские известия», однако, как они отметили, встретили неожиданное сопротивление руководителя медиахолдинга «Темирхан-Шура» Байгинат Магомедбашировой. По их словам, она наотрез отказалась опубликовать решение сессии депутатов, сославшись на то, что учредителем газеты является администрация района, стало быть, ей и решать, что публиковать, а что нет.
Обстановка с того дня, грубо говоря, переросла в состояние «ни войны, ни мира».
С политическим подтекстом
Впрочем, этот статус-кво был нарушен в начале этой недели.
Несколько десятков человек вышли на центральную площадь Махачкалы с жалобами на то, что и. о. главы Буйнакского района начал грубо нарушать правила игры, вернее, увольнять директоров школ и садиков из числа депутатов районного собрания. Это протестный электорат связывает только с их отказом поддержать кандидатуру Абидина Карчигаева.
По словам депутатов, Карчигаев лично им говорил, что не продлевает контракты из-за их неготовности проголосовать за него во время выборов.
«В его кабинете был такой разговор, что мы являемся депутатами, поэтому с нами дальше не заключают трудовые соглашения. То есть то, что мы являемся депутатами, по его мнению, препятствует нам быть директорами школ и садов. А почему бы и не совмещать? Разве мало таких в Дагестане, кто совмещает депутатскую должность с другой официальной? Депутатская работа не мешает нашей образовательной должности. В месяц раз или два проходят собрания депутатов. Мы же не постоянно там сидим и занимаемся депутатской деятельностью», – говорит один из протестующих.
Но политический подтекст в непродлении трудовых договоров они всё-таки видят. И это, подозревают они, – основополагающая причина. Больше половины депутатов райсобрания, как отметил собеседник издания, из двух основных кандидатов на должность главы района – Карчигаева и спикера районного собрания депутатов, руководителя УПФР по РД в Буйнакском районе Набиюллы Гаджибатырова – готовы выбрать последнего.
По словам собеседника, есть ещё шесть директоров-представителей собрания, «которые тоже под ударом».
«У нас в один период у всех заканчивался трудовой контракт. Им, как мне известно, продлили на три месяца. Дополнительные соглашения с нами заключались каждый год на один год. Кто-то из нас менее, кто-то более 10 лет занимает эти должности. И вот именно в этом году не продлевают, не считаясь с коллективом. Какое-то основание же должно быть, чтобы не продлить, замечания какие-то», – рассказал один из депутатов.
Шесть депутатов, которые «под ударом», говорит собеседник, близки к основному оппоненту Карчигаева – Гаджибатырову.
Комментируя ситуацию нашему изданию, сам Гаджибатыров поддержал депутатов. Он считает, что это не просто непродление контрактов, а настоящее увольнение. «Они передовые места занимают в районе. Очень довольны люди ими. Хоть какое-то объяснение должно же быть: плохо работают, не справляются… Мнение Собрания таково: тут явно присутствует политический подтекст. Он же прямо в лицо говорит: ‘‘Кто против меня – буду увольнять’’. Ещё нескольким, как я знаю, продлили на три месяца, чтобы потом аккуратно их тоже уволить. Ну, чтобы большого шума не было», – предположил Гаджибатыров.
В отношении других оппозиционно настроенных депутатов, как считает собеседник, Карчигаев не может применить свой административный ресурс, так как они не находятся в его подчинении как сотрудники муниципальных учреждений.
Свою акцию протеста на махачкалинской площади поддерживающие депутатов жители района провели достаточно скромно: без лозунгов и плакатов с требованиями. Вероятно, из боязни попасть под административное дело из-за того, что заранее не согласовали его проведение с компетентными органами. Но из окон Белого дома скопление людей скорее всего наблюдали.
«ЧК» поинтересовался у двоих представителей пресс-службы главы Дагестана Сергея Меликова, оставили ли участники акции какое-либо обращение в адрес руководителя республики, были ли они приглашены в здание республиканской администрации для дачи объяснений или вышел ли к ним кто-нибудь из чиновников. На эти вопросы нам не ответили.
В пресс-службе администрации Буйнакского района увольнение депутатов, представляющих образовательную сферу, не подтверждают. Речь, по словам собеседника, идёт о трёх депутатах, двое из которых руководят садиком, а один – школой.
«У этих депутатов закончился срок трудового договора, и его расторгли. Вот и всё. Их не увольняют. Никто их права не ущемляет и не собирается. Они, как и остальные претенденты, могут снова заявиться для участия в конкурсе. Кроме них, есть и другие депутаты (из числа руководителей образовательных учреждений – «ЧК»), которые работают. У них контракт действует, и они работают», – сообщила нашему изданию муниципальная пресс-служба.
Нужен бывший силовик?
Ещё более внушительная акция состоялась в четверг, 4 августа. На этот раз на площади Махачкалы собрались около 90 жителей из Дженгутая, Эрпели, Чиркея и других сёл: сами депутаты и родители, чьи дети посещают школы или детсады, которыми руководят «опальные» представители райсобрания. При этом ещё примерно 60 чиркейцев развернулись по дороге в столицу, как нам сообщили, чтобы не создавать чрезмерную толпу.
«Мы возмущены тем, что выборы не проводятся. Вот сегодня к нам вышел человек из аппарата главы Дагестана по имени Мурад. Он записал наши требования. Сейчас ждём ответа, посмотрим, как будут реагировать. Обещали, что выйдет ещё советник Меликова по имени Саид, вот ждём его», – надеялся поговорить с представителем власти житель Буйнакского района Бораган Гусейнов.
Об обещанном Саиде говорили многие из комментаторов издания. Вот-вот, думали они, он выйдет. Но Саид не вышел.
«Карчигаев использует административный ресурс, не считается с депутатами. Пользуется властью. Неспроста он увольняет. Депутаты его не поддерживают. Народ возмущён ещё и тем, что как будто там другого кандидата больше нет. Есть же там местные кандидаты, которых народ поддерживает, кто там родился и жил. Если нас сейчас не услышат, мы уже официально дадим заявку на проведение митинга. 2 тысячи человек приедут сюда. Это у нас сейчас не митинг, просто обращение, чтобы услышали», – предупреждал участник акции Муса Джалюков.
При этом никто из собравшихся не скупился на лестные отзывы о Гаджибатырове. Он, как следует из коллективного мнения, «свой человек, с района, родился и вырос здесь, знает муниципальные проблемы». И, уверены они, готов их решать.
«Даже не будучи главой, этот человек многое сделал для района. С начала текущего года сельским поселениям ещё не выделены деньги, а те проекты строительные, которые в планах были, которые строились администрацией – ФАПы и другие – до сих пор с начала года стоят. Нет финансирования из-за отсутствия главы. Глава якобы разъезжал по району, но до нас он не доехал. Это в 24 км от районного центра. Не могу вспомнить, чтобы до нас какой-нибудь из наших районных глав доезжал. Как человек он (Гаджибатыров – «ЧК») намного чувствительнее к нуждам людей», – дополнил глава села Верхний Каранай.
Гаджибатыров, сказал он, обращал внимание на маленькие сёла и «сделал для них гораздо больше, чем сам район». Ни подтверждать, ни опровергать лояльность республиканской власти к Карчигаеву некоторые из участников схода не стали. Другие отвечали: «Мы всё это видим. Хочешь – не хочешь, но в головах такая мысль у людей уже есть, что центральная власть может регулировать это всё по своему разумению».
Имеется у протестного люда и собственное мнение по поводу желания центра видеть на посту главы района именно Абидина Карчигаева: «Сейчас тенденция пошла. Мода. Из бывших силовиков всех руководителей и заместителей назначают. Начиная с самого центра и до самых окраин. Может, поэтому».
Участники акции считают, что республиканские власти намеренно провоцируют протестные настроения. Отметим, что около 40 депутатов районного собрания и 20 глав сельских администраций 25 мая этого года также выходили на площадь Махачкалы, но с ними не захотели говорить.
«Они не спросили, зачем мы сюда пришли, какие у нас проблемы. Если бы в тот день они вышли, хотя бы делегированных людей выслушали, эту проблему можно было бы ещё решить. Вот когда эта суета с выборами началась, начали оттягивать процедуру отбора кандидатов, потом резко назначили временно исполняющего. Сейчас мы хотим, чтобы наконец-то назначили выборы и нам дали возможность выбрать такого кандидата, которого люди хотят видеть, – решительно настроены люди. – Мы уверены, что затягивание процедуры избрания главы района связано с необходимостью провести зачистку собрания от тех, кто в нужный момент не отдаст голос за Каргичаева. Сейчас они ищут лояльных к нему».
Активист из села Верхний Дженгутай Магомед Магомедов подчеркнул, что Буйнакский район является многонациональным.
«Это единственный человек, которого и даргинцы, и кумыки, и аварцы, и лакцы – все хотят видеть во главе района. Почему? Потому что он сумел завоевать их уважение», – дополнил активист.
Все были раздражены отсутствием какой-либо реакции на их публичные выходы и письменные обращения. Жители района надеются попасть на личный приём к главе Дагестана Сергею Меликову. А то, что республиканская власть «не считается с мнением народа, который просит его выслушать», считают они, может привести к обострению ситуации в районе.
Отметим, что процедура конкурса по избранию главы района, сообщили «ЧК» в пресс-службе администрации Буйнакского района, приостановлена судом. Для обеих сторон споров ничего ещё не потеряно, как и не решено… ]§[
- 1 просмотр