Трудно быть брендом?

Говорят, сколько ни произноси «халва», во рту слаще не станет. А если произнести слово «лезгинка»? Всего одно слово, а в мыслях тут же вихрем проносятся отчаянные усатые джигиты в высоких папахах, следом выплывают статные красавицы-горянки, отбивают такт барабаны, льёт протяжную мелодию зурна… Образы, картинки, звуки, но главное – энергия! Бешеная, стремительная, на первый взгляд, неуправляемая.

– В наших танцах нет агрессии и негатива, «лезгинка» – это экспрессия, –  с гордостью говорит генеральный директор Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка» Джамбулат Магомедов. – Поэтому наш коллектив не просто выступает на сцене, даёт концерты, ездит на гастроли по всему миру. Давно уже став национальным брендом республики, он выполняет важную культурную и политическую миссии, попутно выправляя впечатление от «героических поступков» наших земляков, регулярно подмачивающих имидж Дагестана.

Месяца через полтора после событий на Манежной площади я при поддержке министерства культуры России реализовал в Москве проект с участием танцевальных коллективов всего Северного Кавказа – чеченского ансамбля «Вайнах», «Кабардинки» из Кабардино-Балкарии, «Эльбруса» из КЧР, Государственного ансамбля танца Ингушетии, «Алана» из Осетии и наших «Дагестана» и «Лезгинки». Мы пригласили спартаковских болельщиков, фанатов, участников тех самых печально известных событий и дали концерт на 2,5 часа. Не поверите, после концерта они нас благодарили, говорили, что вот такой Кавказ мы уважаем. И я понял, что с ними можно разговаривать.

После ужасных, трагических взрывов в Волгограде мы дали там несколько концертов. И хотя отношение к Дагестану тогда было очень непростым, волгоградские зрители остались довольны нашим выступлением, сказали, что теперь поняли, что Дагестан совсем другой, что мы нормальные люди.

– А на плановых гастролях как? Кто приходит на ваши концерты, дагестанцев много бывает?

– Как ни странно, от силы десятая часть, остальные – местные жители. Недавно мы вернулись из гастрольной поездки по нескольким городам, посетили Казань, Тольятти, Самару, Саратов. Везде аншлаг, а билеты были раскуплены за 3 месяца вперёд. Триумфально прошли выступления и в новом, кстати, для нас режиме: мы проехали по всем этим городам и вернулись обратно на автобусе! Почти 7 тысяч километров проехали, не пользуясь другими видами транспорта.

Новый автобус, не имеющий аналогов в России, появился у нас благодаря поддержке группы компаний «Сумма» и лично Зиявудина Магомедова. Вы знаете, что с каждым днём дорожают билеты на самолёт, у нас реквизит около 700 кг, труппа из 80 человек, и каждый перелёт обходился нам в солидную сумму. Появление автобуса позволило нам минимизировать затраты на перелёты, правда, эксплуатировать автобус на убитых российских дорогах – это сплошное переживание.

Группа «Сумма» нас сейчас очень сильно поддерживает и воодушевляет.

Мы создали наблюдательный совет, в который, помимо представителей группы, вошли искусствовед Патимат Расуловна Гамзатова, историк по дагестанскому костюму Фатима Гаджибекова. Их задача – давать новым костюмам экспертную оценку на соответствие фольклорным традициям дагестанских народов. Сейчас, опять же при помощи «Суммы», мы заказали несколько комплектов костюмов по эскизам, созданным молодым дизайнером Камиллой Гаджибалаевой. Шьются в Хасавюрте новые ичиги, наконец, возрождается производство бурок в Ботлихе… Элементов в костюмах множество, почти всё ручной работы, и заказ каждого стоит хороших денег.

Генеральный директор  ансамбля «Лезгинка» Джамбулат Магомедов

–  Новые костюмы – это новые творческие планы? К чему вы готовитесь?

– Самые ближайшие – выступление 19 мая в Сочи на гала-концерте, посвящённом открытию Саммита Россия – АСЕАН. А костюмы и работа над новым циклом танцев связаны с другими, амбициозными планами. Они должны вывести «Лезгинку» на другой качественный и творческий уровень. При поддержке Зиявудина Магомедова, группы компаний «Сумма» и благотворительного фонда «Пери» мы ведём переговоры с лучшими промоутерами мира, чтобы заинтересовать их в сотрудничестве с нами, для организации презентации (в Великобритании или США, на одной из крупнейших сцен мира) и в последующем масштабной пиар-компании нашего коллектива. Мы рассчитываем с их помощью создать особую концертную программу и организовать мировое турне «Лезгинки» самого высочайшего класса.

– Да, звучит впечатляюще. При этом вы до сих пор репетируете, как бы это помягче, не совсем в соответствующем вашему высокому статусу здании.

– Это наша заветная и первоочередная мечта – обрести свою собственную репетиционную базу, дом танца «Лезгинка». Нам давно уже тесно в стенах бывшего клуба милиции, юношеская студия практически не помещается, всё впритык, на износ. Когда идут конкурсные отборы в студии танца, конкурсантов приходится просматривать группами, при этом втискиваться в репетиционный график основной труппы. Помещение совершенно не соответствует нашим творческим планам. Мы сегодня разрабатываем индивидуальный научный подход к диете и режиму нагрузок и отдыха каждого артиста, а у нас лишней комнатушки для отдыха и восстановления нет. Костюмерная уже давно морально устарела, костюмы шьём новые, дорогие, они должны висеть свободно, в проветриваемом месте, а они складируются, места нет.

Нам очень хотелось бы ускорить процесс строительства Дома танца, нам уже и 1,7 га земли выделены в районе пляжа «Джами», по каспийской трассе, и проект почти завершён. Реально – с каждым годом готовиться к выступлениям всё сложней, а хочется ещё и развиваться. Очень хотелось бы больше внимания руководства республики к этому важному вопросу.

Новый комфортабельный автобус – подарок группы компаний «Сумма» и благотворительного фонда «Пери» – решил многие проблемы гастрольных поездок ансамбля

– Концерты, гастроли, выступления… Что в перерывах между ними? В каком направлении развивается наша общедагестанская визитная карточка?

– Мы постоянно меняемся. Если сравнить «Лезгинку» лет 50 назад, на стадии становления, и сегодня, то разница будет весьма наглядной. Основа танцевального коллектива – хореография, она сегодня развивается динамично, и следом повышаются требования к артистам, к их физической подготовке, исполнению трюков, внешним данным. Танцоры первых составов «Лезгинки», самое её начало, были великолепными актёрами, каждый из них нёс какой-то свой типаж. Не было тогда такой сильной, сложной  хореографии, как сегодня, не было академичности, насыщенности танцев, но их появление на сцене вызывало восторг зала.

Сегодня в коллектив приходит очень сильная молодёжь, хорошие, выносливые и трудолюбивые ребята, с которыми работают лучшие репетиторы, балетмейстеры, тренеры по акробатике, музыканты. Кадровое пополнение идёт за счёт студии танца процентов на 80, в труппу попадают только лучшие из лучших. Если появляются самородки в культпросветучилище, в других дагестанских коллективах, мы их замечаем и приглашаем к себе. Есть у нас даже недагестанцы – братья Ионовы из Карачаево-Черкессии, они именно в «Лезгинке» захотели работать и прошли великолепную школу. Многие выпускники студии пополняют и другие танцевальные коллективы республики – «Дагестан», «Молодость Дагестана», труппу театра оперы и балета и других. То есть фактически наша студия готовит кадры для всей республики.

Современный зритель ждёт от нас эпатажа, неожиданных решений.  Мы должны его ожидания оправдывать и каждый раз удивлять, при этом не отходя от традиций дагестанского фольклора и своего индивидуального почерка, от динамики танца. Ведь, согласитесь, «Лезгинку» ни с каким другим танцевальным коллективом не спутаешь, она узнаваема.

Хотя сейчас некоторые наши зрители и даже некоторые постановщики танцев хотели бы видеть «Лезгинку» более гламурной, её выступления – приближёнными к шоу, а аранжировки музыки облагороженными. То есть подстроить нас под тенденции, присущие современной дагестанской эстраде – одного исполнителя не отличить от другого, вся музыка на турецкий лад, да ещё и электронная, безликая. Мы, конечно, не против зрелищности наших выступлений, но свой почерк терять не собираемся. «Лезгинке» удалось то, что не удалось многим – сохранить самобытность, которой восхищаются во всех городах мира, где мы выступаем. Зачем нам терять это богатство?

А насчёт неуправляемой энергии… Такая бывает только на улице, как раз у тех, кто танцует лезгинку в московских переходах и пытается доказать своё превосходство. К счастью, им брендом Дагестана никогда не стать. В «Лезгинке» без дисциплины и шагу не сделаешь.

 

 

Номер газеты