Скандальный детектив…

Критик остросюжетной повести «Раскалённые тени» не поленился лично прийти в редакцию «Черновика», чтобы сказать своё «фу».

Председатель Союза писателей РД Магомед Ахмедов и начинающий прозаик, обозреватель газеты «Молодежь Дагестана» Альберт Мехтиханов были заметно взволнованы. Так бывает, когда люди ведут оживлённую беседу, скорее даже спорят, и, так и не придя к общему мнению, остаются при своём.

В стенах редакции их встретил директор издательства «Черновик» Гаджимурад Раджабов, пригласил присаживаться.

Отдышавшись, Магомед Ахмедов пошёл в очередную «атаку»:

– Друзья, зачем вы это делаете? Литература – это большое искусство, а не поле для развлечений. Я имею в виду Литературу именно с большой буквы «Л», ту, которая остаётся в веках – Сервантес и Шекспир, Толстой и Бальзак

И зачем вы это сделали, «Черновик» с Альбертом, понять не могу!

Воспользовавшись паузой, Альберт пояснил для третьего собеседника:

– Магомед Ахмедович очень недоволен и моей детективной повестью «Раскалённые тени», и некоторой шумихой вокруг неё… Его критика показалась мне интересной, и я предложил посетить «Черновик» и пообщаться втроем, с участием директора издательства. Как я понял, председатель Союза писателей не против публикации этой нашей беседы в ближайшем выпуске.

– Не против! – кивнул головой Магомед Ахмедов. – И я хочу, чтобы вы понимали: дело не в какой-то там личной неприязни или сведении счетов. Ну чего мне с вами делить? С Альбертом я знаком ещё с тех пор, когда был жив Гаджи Ахмедович. А с Гаджимурадом Раджабовым мы и вовсе давние соседи.

Но говорить буду прямо. То, что вы сделали – это не творчество, не литература. Пожалуйста, не называйте это повестью или книгой. Это – не творчество. Ремесло – вот, пожалуй, довольно точное определение. Местами довольно поверхностное, слабоватое. Местами неплохо сработанное.

Но – ремесло, понимаете? И речи нет о том, что Альберт дотянулся до высот таких наших земляков, как Расул Гамзатов или Ахмедхан Абу-Бакар

Тут в беседу впервые вступил директор издательства «Черновик» Гаджимурад Раджабов:

– Простите, Магомед Ахмедович. Что значит: «Альберт не дотянулся»? Он и не вступал с ними в соревнование. Когда Сергей Бубка прыгает с шестом через планку, он что, пытается «дотянуться» до футболиста Пеле? Формально и тот и другой – спортсмены, но занимаются очень разным делом.

Альберт писал детектив, сознательно выбрав жанр приключенческой прозы. И я лично услышал немало оценок, что у него получилось – в диапазоне от «недурно» до «очень хорошо!».

– Но почему вы раздуваете эту вещицу, будто мы имеем дело с новым Чеховым или Гоголем? – не сдавался Магомед Ахмедов. – Вы знаете, у меня есть такая привычка. Каждую пятницу я останавливаюсь у киоска «Дагпечати» и покупаю кучу местных газет. Государственные, частные, правительственные, оппозиционные, короче, самые разные…

И что я вижу? В течение июня Альберт и эти самые «Раскалённые тени» заполонили всю прессу. Обзоры, репортажи, интервью – в «Дагестанской правде», в «Махачкалинских известиях», в «Молодёжке», в вашем «Черновике», в информагентствах, в аварской прессе, мой коллега упомянул и «Лезги газет», ещё где-то…

Зачем вы так? И сколько вы заплатили за такую масштабную рекламу?

Гаджимурад Раджабов только развёл руками:

– Мы никому не платили. Ни копейки. А упомянутые СМИ… Возможно, им действительно понравилась эта повесть. Или они просто решили поддержать Альберта как коллегу.

– Нет, не понимаю, – недоверчиво покачал головой председатель Союза писателей, – оценки каких-то министров, руководителей, ректоров, вице-мэров… Вы тут тоже ни при чём?

– Так это они сейчас министры или руководители, – рассмеялся директор издательства «Черновик». – А лет 20–25 назад могли преподавать Альберту в школе или в вузе.

Магомед Ахмедов встрепенулся, словно вспомнил что-то важное:

– А генерал…? – он назвал фамилию известного силовика. – Слышал, что он прочитал эту вещь от корки до корки. И ещё в одном ведомстве с ней внимательно ознакомились.

– Это понятно, – кивнул Гаджимурад Раджабов, – в повести упоминаются темы экстремизма, коррупции, смены власти в республике. Главный герой – подполковник ФСО, «спец» с высоким уровнем подготовки. Сюжет основан на розыске и расследовании, на дагестанском материале. Интерес специфических структур вполне логичен.

Ещё бы, Магомед Ахмедович, я бы добавил вот что. На издание этой повести не привлечены ни копейка из бюджета, ни правительственные гранты. «Черновик» инвестировал в проект собственные средства. Детектив вызвал интерес читателей, а наши коллеги поддержали нас и в ходе презентации книги, и на своих страницах.

Сам я не являюсь пишущим журналистом, – продолжал Гаджимурад, – но в командировках вместе с ними бывал частенько. И знаю, как много материала остаётся после поездок в горы, в райцентры, в селения. Материала, который не «влез» в репортаж о поездке. Это люди, это интересные впечатления. И я рад, что Альберт нашёл форму, как это использовать, перебросив мостик от журналистики к литературе.

Я бы хотел спросить у автора: насколько он согласен с критикой председателя Союза писателей?

Альберт Мехтиханов откликнулся в своей неторопливой манере:

– По дороге сюда Магомед Ахмедович кое-что подробно разъяснил и по образам персонажей, и в целом по сюжету. Эти подсказки я готов использовать во втором детективе, работа над которым в разгаре.

Не согласен с общим предположением, что я писал «низкопробную коммерческую литературу», так сказать, в погоне за длинным рублём. Замысел был совсем другим – рассказать о Дагестане и дагестанцах.

Рассказывать о нашей республике можно по-разному. Языком историка, социолога, экономиста... Мне же показалось интересным сделать это в жанре остросюжетного детектива. Показать республику и нашу жизнь через приключения главного героя.

Именно «герой нашего времени» – таким я вижу образ основного персонажа, который и ведёт расследование.

Я не пытаюсь защитить себя. Скорее речь идёт о детективном жанре: он не является каким-то ущербным или второсортным. Даже знаменитый роман Достоевского «Преступление и наказание» формально тоже относится к детективу: убиты люди, идёт расследование…

И внешняя форма детектива может совмещаться с «неразвлекательным» содержанием.

Директор издательства «Черновик» слегка прищурился:

– Вот, Альберт уже работает над продолжением. Будете читать, Магомед Ахмедович?

– И читать буду, и ругать тоже, – слегка вздохнул председатель творческой организации, – плесника мне холодной минералки, жарко сегодня...

Номер газеты