Позолоченный Махач, или Не за то боролись

В свой последний визит в Махачкалу я на протяжении трёх дней пытался найти в городе следы созидательной деятельности нового мэра Мусы Мусаева, который вот уже ровно год, как избавился от сомнительной приставки «врио». Хотелось увидеть новые скверы или хотя бы скамейки, отреставрированные исторические здания, приведённые в порядок тротуары, некие малые архитектурные формы, в поддержку которых как-то высказался градоначальник – в общем, хоть что-нибудь, свидетельствующее о том, что в городской среде происходят изменения к лучшему. Увы, за те полгода, что я не был в Махачкале, каких-то качественных сдвигов в центре города обнаружить не удалось, разве что пару новых ресторанов. А в целом все привычные атрибуты махачкалинской жизни на месте: и мусор, и самострой, и разбитые дороги.

И вот, всего через несколько дней после возвращения домой я узнал, что махачкалинская мэрия всё-таки, видимо, начала решительные действия по формированию новой городской среды. Первым, знаковым, как говорят в таких случаях, шагом стала покраска в золотой цвет памятника Махачу Дахадаеву на площади перед железнодорожным вокзалом. Эту акцию действительно можно назвать символической – она многое говорит не только о том, как нынешнее махачкалинское начальство представляет себе благоустройство города, но и о его, начальства, общем миропонимании. Короче говоря, получилось высказывание не только по конкретной теме благоустройства, но и, как говорится, по жизни.

Каждый, кто был на площади, где стоит памятник Махачу, подтвердит, что это одно из самых неухоженных мест столицы Дагестана. Так что если наводить там порядок, то начинать явно надо не с покраски монумента и высаживания вокруг него цветочков, а с обустройства фасадов, тротуаров, парковок, вывесок и т. д. Вообще, привокзальная площадь может быть таким «якорем» благоустройства старой Махачкалы – там ещё много чего осталось интересного для гостей города, что можно хотя бы попробовать сохранить.

Но есть подозрение, что отцы города – что нынешние, что прошлые – совершенно не видят в этом какой-либо ценности, равно как и в большинстве памятников сталинской архитектуры в центре города, которые на глазах приходят в упадок. Самый вопиющий пример в данном случае – это, конечно же, здание филармонии. Всякий раз, когда я прохожу мимо него, хочется с менторской интонацией блогера Варламова задать вопрос махачкалинскому градоначальству: неужели это здание заслужило такого вашего отношения?

Вообще, советское наследие – это самое ценное, что есть в городской среде Махачкалы, и покраска памятника Махачу в очередной раз говорит о том, что нынешние власти просто не понимают, как этим наследием грамотно распорядиться. В основе этого непонимания, безусловно, лежит совершенно иная система ценностей. Советское градостроительство мыслило крупными объёмами, архитекторы зачастую создавали не отдельные здания, а целую среду для жизни, формирующую нового человека.

Для современных же властей (причём не только в Дагестане – это общее место для всей России) главным признаком комфортной городской среды является специфически понятая «красота»: пресловутые цветочки, туйки, башенки и медная скульптурка. В этой системе ценностей всё сводится к тому, чтобы отпилить и продать очередной кусок земли, а архитектор или скульптор оказываются не более чем обслугой начальственного «сделайте, чтоб было красиво». Перекраска памятника Махачу – история из этой же серии: правда ведь красиво?

Хотя если представить, что скульптура Махача, как пушкинский Командор, вдруг бы ожила, то человек, чьё имя до сих пор носит столица Дагестана, вряд ли бы стал даже разговаривать с теми, кто придумал покрасить его в золотой цвет – скорее он бы сразу достал из-за пояса шашку или плётку.

Люди, устанавливавшие в Дагестане советскую власть, которая создала всё, чем республика пользуется до сих пор, боролись вовсе не за то, чтобы их увековечивали в золоте. Новый цвет памятника Махачу – это некое подсознательное представление нынешних властей о самих себе, но едва ли спустя годы кто-то будет устанавливать этим людям памятники. Хорошо, если их имена вообще заслужат хоть одной строчки в будущих учебниках истории.

 

Номер газеты