Отражение общества, пропущенное через личность

Книга Саида Ниналалова «Жесть! Хроника нашего времени» — это сборник небольших рассказов, повествующих о тех или иных жизненных ситуациях, в которых оказывается сам автор. Необычность и своеобразная историческая ценность новелл, представленных в данной книге, состоит в том, что они основаны на реальных событиях и представляют собой некий документ времени, без красок и упущений отражающий действительность в том виде, в каком она предстаёт перед человеком — дагестанцем, воспитанником благополучной брежневской эпохи.

Большая часть действий в рассказах разворачивается как раз во время перемен, когда советская система рушится и на смену ей грубыми шагами приходит капитализм, а социалистическая централизация сменяется рыночными отношениями и свободой действий. Здесь-то и выявляются истинные человеческие качества — то, что долго дремало под вуалью запретов и ограничений. У людей появляются иные ценности. Сами того не понимая, они начинают вести жестокую борьбу за существование. Доброта и простые человеческие качества уходят на последний план. Вперёд вырываются корысть, показное честолюбие и неодолимая тяга к деньгам.

Лицом к лицу с переменами сталкивается и сам автор. Перед ним стоит выбор — спокойно продолжать путь научного сотрудника, перебиваясь с хлеба на воду, или рискнуть и окунуться в омут рынка, имея шанс урвать гораздо больше, чем необходимо для обычной жизни. Он выбирает второй путь, вернее, сама судьба ему его подсказывает. Отсюда начинается дорога, полная удач и препятствий, встреч и лишений, успехов и падений. Ситуация, сложившаяся в стране, прямым образом влияет на судьбу автора, как и на любого другого гражданина. Но в отличие от многих других, он находится в гуще политической и экономической жизни страны, становясь директором крупного государственного предприятия. Перед ним «во всей красе» предстает та кухня, которую варят жизни миллионов людей. Автор, тем не менее, не вливается в эту среду, а претерпевает все жизненные перипетии, сохраняя своё лицо, достоинство, свой наивный позитивизм и веру в светлое будущее, то есть всё то, с чем он рос, что ему внушали родители и общество — доброе и стабильное советское общество. Он неоднократно получает за это удары судьбы, но успешно борется с ними до поры до времени, не осознавая их природы. 

Гораздо позже он осознает, насколько глубока человеческая зависть и насколько низка подлость, на которую эта зависть толкает даже близких ему людей. По этой причине он часто погружается в состояние неопределённости — в яму, из которой, кажется, нет выхода. Однако выход всякий раз находится — в лице тех немногих оставшихся близких и неиссякаемого упорства самого Саида Ниналалова. Но в какой-то момент силы иссякают, и появляется равнодушие, подобное затишью перед бурей.

Он оказывается в местах не столь отдалённых. И вдали от воли, в то же время вдали от предательства, человек, в графике которого не бывало практически ни одной свободной минуты, прокручивает в памяти свою жизнь и события, которыми она переполнена. И делает он это с целью отпустить прошлое; в поисках истины, той, что понадобится ему скоро — в новой жизни. Будучи в тюрьме, Саид Ниналалов публикует в одном из дагестанских еженедельников свои первые рассказы, которые сразу же начинают пользоваться огромным успехом у читателей. Знакомство с неравнодушными к судьбе талантливого автора людьми — известным историком Патимат Тахнаевой и учредителем издательства «МавраевЪ» Рабаданом Магомедовым — даёт ему шанс опубликовать сборник рассказов с интригующим и в то же время чётко подходящим к разворачивающимся в книге событиям названием — «Жесть! Хроника нашего времени».

Выход книги, отражающей далеко не лучшие, но правдивые стороны жизни общества, не самым лучшим образом сказывается на судьбе самого Саида. Литература вмешивается в жизнь автора. Персонажи его рассказов, названные другими именами, но вполне узнаваемые, оказываются не готовыми к «славе» и создают проблемы на жизненном пути автора. Тем не менее, после некоторых сложностей «Жесть!» всё же выходит в открытую продажу, а Саид Ниналалов, которому нужно ещё о многом рассказать, продолжает плодотворное творчество уже на свободе и готовит выпуск второго тома  нашумевшей книги.

Номер газеты