Новая страница старого нового…

По некоторым письменным данным (надписи на плитах), селению Согратль Гунибского района около 1 000 лет. Мало это или много? По историческим меркам вроде и не очень много. А для богатого разного рода событиями, довольно часто выходящими по значимости и последствиям за границы отдельно взятого населённого пункта, а иногда и целого региона, это весьма приличный возраст.

Чем привлёк в те далёкие времена гонимых представителей совершенно разных народностей, которые осели здесь и составили базовую основу согратлинского этноса, этот край?

Если выразиться образно, мне лично хочется верить в то, что их, прежде всего, привлекли свобода, свободолюбие, свободомыслие и сопутствующие им условия бытия.

Селение мастеров, ремесленников, богословов, мыслителей, учёных. Прекрасно осознавая, что самовосхваление, превозношение своего, родного, не самое лучшее качество человека, сошлюсь на серьёзные авторитеты.

Открытие новой мечети станет ещё одним фактором единения и сплочения села

Сын Джамалудина Кази-Кумухского Абдурахман: «Согратль – родник учёных, богобоязненных, благочестивых и поклоняющихся храбрецов и смельчаков, ювелиров и потомственных кузнецов, что от древних предков. С древних времён Согратль славится прекрасными наездниками и меткими стрелками, могилами шейхов, красивыми женщинами.

В Дагестане во всех этих делах нет селения, равного и подобного Согратлю».

Согратль был одним из признанных просветительских центров, арабо-мусульманской культуры в Дагестане. Здесь находилось известное в округе медресе, где в год обучалось (логика, философия, риторика, богословие, арабский язык, мусульманское право и т. д.) 250–300 учеников – представителей практически всех народностей Дагестана.

Здесь учились, получили духовно-нравственное воспитание все четыре имама Дагестана: Газимагомед, Гамзат-Бег, Шамиль и Гаджимагомед. В этом медресе получили образование, углубили свои знания люди, которые   впоследствии стали известными, авторитетными учёными, богословами, блестяще образованными людьми. К примеру, здесь учились: Муртазали сын Сурхай-хана, Джамалудин Кази-Кумухский, Али Каяев, Магомед Ярагский,                  Узун-Хаджи Салтинский, Сайфулла-кади Башларов, Магомедмирза Мавраев, Халилбек Мусаев (Мусаясул) и так далее. Приведу цитату из книги Халилбека Мусаясул «Страна последних рыцарей»: «Знаменитое Согратлинское медресе в нашем представлении было по сравнению тем же, что Сорбонна для средневековой Европы…»

Нет сомнений в том, что знаменитый художник знал, о чём говорит, и сомневаться в искренности и правдивости его слов не приходится.

  

В XVIII–XIX вв. Согратль, как центр Андалальского вольного общества, впрямую был втянут в два (по один на век) исторических, определивших не только его будущее события.

Разгром в 1741 г. объединенными силами народов Дагестана на территории Андалальского общества войск иранского шаха Надира. На месте решающей битвы, в местности Хициб, в 2004 году был воздвигнут памятный мемориал «Ватан».

В 1877 году Согратль стал центром восстания горских народов против царизма. Итог неравного сражения – сожжение села и выселение сотен жителей в дальние регионы России.

Определяющим фактором для восстановления разрушенного села (собирание воедино разбросанных по хуторам оставшихся жителей села) стал поднятый  (и принятый) в 1879 году вопрос о необходимости постройки Центральной мечети. Что и было сделано.

Мечеть (как и другие квартальные) функционировала до 30-х годов  XX века, когда её постигла судьба многих религиозных учреждений по всей стране – она была закрыта, а само здание – переведено под совершенно другие цели.

После долгого перерыва она вновь была открыта в новые времена – в 1989 году. Но в 2012 году (ночь 22 декабря) произошла трагедия – мечеть и достроенный в советский период на втором этаже сельский клуб сгорели практически полностью.

Здание (думаю, не слишком ошибусь, если скажу «ставшее одним из символов, украшением села») в считанные часы превратилось в груду обгоревшего материала.

На своём месте была только башня, израненная, изуродованная. Работы по расчистке, разборке начались практически сразу. Вскоре, 22 марта 2013 года, приступили и к строительству новой мечети.

К осени этого года (масштабные для горного селения, можно уверенно добавить, и не только) работы по строительству новой, сохранившей стиль и образ старой, мечети имени шейха Абдурахман-хаджи ас-Сугури и облагораживанию прилегающей территории были завершены.

И 30 сентября состоялось её официальное открытие. Мероприятие,  посвящённое открытию, собрало большое количество (ориентировочно 600–700) односельчан и гостей из многих регионов республики. В числе гостей были: большая делегация сотрудников муфтията во главе с заместителем муфтия, представители религиозных структур территориальных округов, многих районов и городов, руководство Гунибского района, представители соседних сёл и так далее. Началом мероприятия стал маджлис, проведённый в новой мечети, где с проповедями выступили известные богословы, религиозные деятели республики.

Как известно, Магомед Ярагский, авторитетный богослов, шейх и мюршид, учитель наших имамов, многих исламских учёных и мыслителей, в их числе и Абдурахман-хаджи ас-Сугури, в своё время учился в Согратлинском медресе.  А в 30-е годы  XIX века, гонимый за свои мысли и идеи, дух свободы, нашёл свой приют в Согратле. Четыре года жил и творил здесь, здесь же и нашёл свой покой. Безусловно, он почитаем во многих регионах, но в Согратле к нему особое отношение – здесь его зиярат и сюда всегда, даже в тяжёлые годы, многих вела знакомая тропа.

И после маджлиса и обеденного намаза все участники (в их числе и прямой потомок мюршида, имам Магарамкентского района), безусловно, посетили этот зиярат. Пусть примет Всевышний прочитанные здесь и в самой мечети дуа правоверных.

Зиярат шейха Магомеда Ярагского.  Сюда даже в тяжёлые годы многих вела знакомая тропа

P. S. У Согратля богатая, непростая, нелёгкая история. Но он всегда выходил из тяжёлых ситуаций, не потеряв свой образ, своё лицо.

Да и последний период был далеко не простым как в целом для селения, так и для сельчан. Его довольно больно терзали, разъедали большей частью внутренние неувязки, подпитываемые политико-финансовыми играми.

Но и тут виден просвет, наметился новый вектор развития. И открытие новой мечети, построенной средствами и силами односельчан, станет, должно стать, фактором обновления, единения, сплочения села.

Да будет так. Аминь!

 

Главный редактор

газеты «Согратль»

Абаш Абашилов

Номер газеты