Не ломайте наше единство!

Что значит Кавказ в истории России? Такой безобидный, такой простой, казалось бы, вопрос. Но  он наверняка возмутит т. н. русских «патриотов». Кавказ в истории России?! — вскинутся они. Надо сказать: что значит Россия в истории Кавказа? Вот это будет справедливо, научно и во всех отношениях правильно... Т. е. влияние России, вклад России в развитие Кавказа считаются значительно, многократно превосходящими обратный вклад и влияние Кавказа на Россию. 

То, что это не так, понимает каждый, кто более-менее знает историю, кто способен к объективному взгляду и подходу.
Почему я ссылаюсь именно на русских «патриотов»? Потому что русский «патриотизм» нынче опять в моде. На это обратил внимание даже такой осторожный и сверхлояльный тяжеловес российской политики, как Минтимер Шаймиев. В тексте, название которого отлично рифмуется с нашей темой — «Пух и перья от империи?», приведено его высказывание, расценённое некоторыми как потрясение государственных основ. А сказал-то Минтимер Шарипович всего-навсего следующее: мол, «части депутатов партии «Единая Россия» и отдельных федеральных структур свойственно имперское мышление». Открыл Америку! — уместно тут восклицание. Тем не менее реакция была бурной... Заметим: это говорит лидер Татарстана — не хронически дотационного субъекта федерации, а флагмана российской экономики и социальных гарантий! Времена, когда татарин был объектом шуток и насмешек, прошли и, я надеюсь, безвозвратно. Сегодня он вполне может служить примером трудолюбия, усердия, креативности и т. п. Сегодня объектом злых шуток и издевательских анекдотов являемся мы, кавказцы. Евреи — не в счёт, они в этом смысле величина постоянная. Да и высокомерное «капказский человек» — тоже не вчера родилось. Значит, по кругу эстафета опять вернулась к нам.
Возникает естественный вопрос: чем же мы так не угодили нашим русским собратьям? Неужели причина в тех мелких, незаметных, если их не раздуть до масштабов общегосударственных проблем, бытовых неудобствах, которые создают русскому населению соседство с кавказцами?  Говорят, что мы — разносчики криминала... Ну, конечно, «список Магнитского» принят для фильтрования кавказцев! Все западные пограничные фильтры и кордоны тоже выставлены против кавказцев! Виктор Бут, которого США обвиняют в свободной торговле оружием по всему миру, тоже, вероятно, кавказец? Ах да! Он же родом из Душанбе! Вот где он набрался криминального духа... Кто поверит в эти, гм-гм, «русские сказки»?! Разве что доверчивый, наивный, обобранный в очередной раз русский народ? Кстати, я глубоко убеждён, что русский в разрастании, раздувании этого антикавказского шабаша ни при чём. Да и кавказские народы никогда не опустятся до того, чтобы унизить простого человека!  
Тут попахивает идеологией, государственными интересами... Скажут, эвон, куда тебя занесло! Да ведь первые лица страны не устают твердить, что это неправильно, что кавказцы такие же россияне, как все остальные, что несколько российских субъектов-доноров, среди которых первым стоит Татарстан, «кормят» не только Кавказ, но и всех остальных тоже... Это верно. В увещеваниях недостатка нет. Однако, опять-таки возвращаясь к прошлому, история учит нас, что слова у властителей (и не только российских) очень часто расходятся с делами. Приведу, дабы не быть голословным, пример — из истории русско-кавказских отношений.
Речь пойдёт об этапе активизации проникновения русских на Кавказ, которое — парадокс! — началось в период правления немки Екатерины II (урождённой Софии-Фредерики Амалии Ангальт-Цербстской; единственный в мировой истории персонаж, ухитрившийся в слове из трёх букв сделать четыре ошибки: наречие «ещё» она написала как «исчо»...). 1763 год. Только что заложена крепость Моздок, которая, как выяснится позже, является ключом к завоеванию Кавказа. Русский подполковник Гельмут Гук по приказанию своей землячки из Петербурга форсирует постройку форпоста. В это время, цитирую, «дальнейшая постройка Моздока, однако же, замедлилась опять по непредвиденным затруднениям. Дело в том, что русское правительство считало урочище Моздок вне кабардинских владений, основываясь на Белградском договоре с Турцией, а кабардинцы присваивали его себе. В свою очередь, Турция была встревожена слухом, что в Моздоке заложена новая крепость, и дело доходило даже до дипломатической переписки. Коллегия иностранных дел России, употребляя все способы, чтобы успокоить Турцию, в то же время секретно (выделено мной. — Б. У.) предписывала кизлярскому коменданту, генерал-майору  Потапову, укреплять Моздок как можно скорее...».
«Таким образом, — обобщает источник, — мы видим, что Екатерина II с самых первых дней своего царствования начинает уже серьёзно заниматься кавказскими делами, и то, что было сделано ею в Моздоке, было только началом той великой программы, на выполнение которой потребовалось целое столетие». 
Укажем и на вклад в развитие русской государственности Ордынского периода. Дело в том, что «государство», «государственность» — это основная фишка русских «патриотов». Их главный козырь в споре о праве России на статус сверх- или, как говорили в старину, великой державы — это построение русским народом громадного государства. Государства, которое не смогли завоевать величайшие завоеватели мира! Это чистая правда. Однако обустроить это громадное государство, сделать его удобным для жизни не только тех, кто прорвался к власти, но и тех, кто день изо дня трудится и поддерживает его жизнеспособность, увы, пока никак не удаётся. Максима насчёт «дорог» и «дураков», которые являются основной бедой России, — всё ещё весьма актуальна. Да и лаконичный анализ-приговор, поставленный когда-то нашему государству Карамзиным — «Воруют!», тоже ещё не снят с повестки дня.
Так, может быть, лучше заняться ими, а не валить всё с больной головы на здоровую? 
Наконец, я хочу сослаться на авторитет крупнейшего русского философа Сергея Трубецкого, которого уж никто не заподозрит в русофобии. В своей книге «Минувшее» (Париж, 1989) он писал после крушения Российской империи: «Нет в мире аристократии с более смешанной кровью, чем русская».
То есть мы давно и, надеюсь,  бесповоротно стали одним целым!
Не надо ломать это единство!

Номер газеты