Между здесь и там

Мы уже давно живём в медийном обществе, но так и не научились пользоваться информацией. Наш социум сверхмедийный, и всё благодаря социальным сетям. В сравнении с другими институтами – соцсети предлагают минимум для вхождения, а потому так популярны. По этой причине контингент, пользующийся соцсетями, самый разный (разного заработка, статуса, религии, мировоззрения, интеллекта).

Каждый пользователь сети, каждый человек, гражданин, член уммы или определённой социальной группы обладает своей позицией, и каждый думает, что он (кто, как не он) самобытен, самодостаточен и делает выбор самостоятельно и осознанно. Но это не всегда соответствует действительности.

Во-первых, взгляды человека на мир, его ощущение правды и неправды, а также просто субъективный выбор формирует так называемую медиадиету (об этом подробно написано в статье «В эпицентре шума: Почему человек не создан для города» Марии Фаликман). То есть человек начинает фильтровать свой медиарацион, отказываясь от СМИ, которые ему несимпатичны по разным причинам (заумности, принципиально иной позиции и пр.). Благодаря такому фильтру потребителю информации сложнее различить манипуляции, управление его настроением и решениями.

Во-вторых, потребитель информации, будучи человеком сетевым, зависим не только от каналов информации и своего контента. Он вовлечён в игру под названием «соответствуют ли мои впечатления тому, как впечатляются другие». То есть большое значение имеет круг друзей и контент, который исходит от них (статьи, лайки, перепосты, комментарии). 

Средства массовой информации, их владельцы, демиурги медиажизни общества (где-то там сидят и потирают руки государственные политтехнологи) используют это в своих целях.

Есть несколько форм манипуляции сознанием потребителя информации. Основными из них являются фрейминг и прайминг.

Метод фрейминга позволяет оказывать влияние на восприятие информации аудиторией. То есть специалисты фрейминга не только диктуют, что людям думать, но и то, как им это делать. Скажем, нарушение норм общественной морали (например, танец на площади или стрельба в воздух на свадьбе) одним человеком подаётся средством массовой информации как неизбежное массовое нарушение этих правил всеми, кто хоть как-то похож на этого человека (местом проживания, национальностью – помните вскормленный правоохранителями термин «лицо кавказской национальности»).

Метод прайминга работает немного в другом ключе. Прайминг – это, прежде всего, работа с шаблонами, которые уже есть в голове у человека (закреплённые образованием, воспитанием, образом жизни, социальным статусом и пр.). Говоря проще, прайминг сводится к участию СМИ в продвижении существующего у части общества отношения к чему-либо или кому-либо под видом всеобщего. То есть явление (событие) интересно определённой группе людей,  а пишут, что это явление интересно всем.

Думается, что умный читатель сразу найдёт параллели тому, о чём было сказано выше (и намёки на информационную кампанию против кавказцев тут будут самыми явными и «жирными»).

Сказанное выше – наглядный пример того, что нужно уметь не только фильтровать информацию, но и видеть картину целиком. А для этого нужно задавать правильные вопросы и сомневаться. Сомневаться, искать правду и только после этого действовать. Зная скорых на эмоцию и действие (расправу) кавказцев, становится боязно за тех их представителей, кто оголтело бросается в пучину общей реакции. Бирма  и притеснение мусульман – это, конечно, весомейший аргумент для консолидации и последующей защиты угнетённых. Но в то же время наглядный пример, как информация в считанные часы может поднять на ноги целые народы. Это прекрасно и ужасно. И это реалии современного информационного общества, с которым придётся считаться.

Номер газеты