Кавказская шашка

Президент Рамазан Абдулатипов вернул национальную форму на сцену и праздники. Но она не вернулась в быт. Ни в городах, ни в аулах мы не видим национальной формы на дагестанцах. М. Ю. Лермонтов писал: «Что касается этой благородной боевой одежды, в ней я настоящий денди». По сути, черкеска — это халат. Её делают «благородной боевой одеждой» газыри, наборный пояс, оружие. Мы за эти годы потеряли очень многое, хотелось чтобы всё это вернулось.

Среди всех видов кавказского оружия особое место занимает кавказская шашка — уникальный предмет. Японская катана, китайский меч дань-дао, индийский тавлар, иранский шемшир, турецкие клич и ятаган, албанские и венгерские сабли стали известным мировым национальным брендом. Только шашка освоила лишь Северный, Центральный Кавказ и Закавказье. В 1882 г. Российская империя вооружила свою армию шашкой, образцом для которой послужил волчок кавказских горцев. Шашка стала уставным типом  холодного оружия всех кавалерийских частей империи. На вооружении Красной армии шашка оставалась до 50-х годов XX века. Шашка, как предмет вооружения, освоила территорию «от Варшавы до самых до окраин». Впервые шашка описана в Кабарде итальянцем Джани де Лукой в 1625 г. Название черкесское «сашхо» переводится как «большой нож». Таким ножом могла быть кабардинская сабля со штыком на конце для укола врага через кольчужное кольцо.

Эмма Аствацатурян в своей книге «Дагестанское оружие» считает временем появления шашки в Дагестане XIX в. До этого дагестанцы знали саблю и меч. В аварском языке сохранилось название меча. Было время, когда носить кинжал разрешалось только чабанам. Когда шёл чабан с большим кинжалом, кто-нибудь в Хунзахе говорил: «Вот у него настоящее маххало!» «Махх» — это железо. Маххало — древний меч.

В Дагестане, в отличие от соседей, было уникальное явление — аулы-мануфактуры: Кубачи, Амузги, Казанище, Унцукуль, Куяда. В Куяда было 66 хуторов, все жители занимались кузнечным ремеслом. (В переводе с аварского «ккуяда» дословно означает «в дыму».) Занимались они производством железных сельскохозяйственных орудий, простого оружия. Когда М. Дахадаев открыл в Темир-Хан-Шуре кинжальный завод, кузнецами там работали куядинцы. Этот район был рудоносным, они сами плавили металл. Об этом говорит в своей книге «Китаб аль тазкира» Абдурахман Казикумухский.

Когда на конференции по жизни и творчеству Абубакара Аймакинского я читал доклад об аварском оружии и высказал мысль о том, шашка по всем показателям — изобретение дагестанское, Иса Абдулаев, почетный доктор Тбилисского университета, подтвердил эту мысль. Он сказал, что в Толковом словаре грузинского языка есть слово лекури (шашка леков). Лекури — шашка без перекрестия. Словарь составлен в конце XVII в., значит, в это время уже в грузинском быту, на войне были шашки-лекури. Для грузин и раньше, и сегодня леки — это аварцы.

Рядом с грузинами живут цорские аварцы, тляратинцы, цунтинцы, цумадинцы. Через них — участников лекионобы — лекури появились сначала в Кахетии, потом в Картли, а затем в ходе походов Уммахана Великого — по всей Грузии. На основании этих фактов можно сделать вывод, что шашка была изделием дагестанских мастеров. Это было возможно, потому что всегда в Дагестане было большое количество мастеров-оружейников. Сильная конкуренция, мануфактурные методы работы. Дагестанские оружейные мастера производили оружие и предметы вооружения регулярной армии имама, наибам и мюридам в период Кавказской войны. Молох войны требовал оружия. После завершения войны не стало покупателей. Тогда начался массовый исход дагестанских мастеров в Закавказье, на Северный Кавказ, Среднюю Азию, Эфиопию.

Согласно классификации военного историка Василия Потто (01.01.1836 г. - 29.11.1911 г.) лучшими на Кавказе считаются клинки:

1. Горда.

2. Калдин (волчок).

3. Терсмаймун.

При этом лучшей гордой он считал Ас-горду, потом Горда-мажар, потом Горда-эльмурза. Слово «ас» в аварском языке значит: основной, достойный, лучший. Идентифицировать другие горды не удалось.

Горда – трехдольный клинок длиной 80–85см, шириной 4 см. На клинке две дуги, 4 точки, иногда другие знаки. Многие исследователи считают, что горда — генуэзская сабля с надписью «Генуя» или «гвардия». В Европе известны центры оружейного дела: Толедо, Пассау, Аугсбург, Мадрид, Милан, Краков. Но Генуя никогда не была оружейным центром. Европа производила сабли с перекрестием, эти сабли массивные и больше кавказских.

В коллекциях оружия дагестанских музеев и музея истории Грузии я не видел ни одного терсмаймуна. Мне довелось увидеть одну саблю терсмаймун. На клинке была одна дола. Клеймо на клинке и медном наконечнике ножен — сидящая обезьянка. Голова обезьяны была повернута назад. На тюркском терс — «обратная, обращенная назад», маймун — «обезьяна». Мне довелось видеть другое объяснение названия сабли терсмаймун. Будто бы терсмаймун при взмахе издаёт свирепый рёв. По-чеченски маймал — «обезьяна», терс — «ревущая». Обычная сабля или шашка при взмахе не издает звука.

Среди шашек вершиной качества считалась шашка из чёрного булата. Чёрному булату приписывали чудодейственные свойства. Кроме этого дагестанцы изготавливали чёрный, пёстрый, серый булаты.

Шашка всегда остра, потому что носится лезвием вверх, опирается она на спинку. Ножны у шашки деревянные, прибор у боевых шашек железный. Шашка носится на плечевой, поясной портупее, иногда на отдельном поясе.

Если надо вынуть шашку, открытая ладонь прикладывается к головке, потом идёт охват рукоятки. Вынутая из ножен шашка оказывается над головой и оттуда наносится удар. У сабли клинок покоится на лезвие. Если надо вынуть саблю из ножен, необходимо левой рукой взяться за ножны, а правой вытащить саблю и для удара поднять и повернуть её лезвием вверх. Поскольку сабля покоится на лезвии, она режет ножны и не так остра, как шашка.

Иногда в стремлении утвердить славу оружия за отдельным народом делаются попытки изменить историю. В Тифлисе на конференции ЮНЕСКО был доклад «Чеченская гурда — лучшая шашка на Кавказе (Л. Н. Толстой)». В повести «Казаки» у Л. Н. Толстого действительно есть в сноске пояснение: «Гурда — лучшая шашка на Кавказе». Все остальное — чистый домысел.

Было время, когда, по словам М. Ю.Лермонтова, в моде было «оружие ценное в простой отделке». Потом, когда оружие стало терять прикладное значение, появилось парадное оружие.

Один из исследователей горды утверждает, что нельзя с помощью кавказских языков объяснить происхождение этого  названия. По легенде первые горды ковались из небесного (видимо, метеоритного) железа. Чёрный цвет редких горд, возможно, объясняется этим. На горде есть два полукруга, если их сложить, получается круг. Круг на аварском — гор. Круг в символике — это луна, а луна у древних аваров была божеством, а точки — звёзды. По сей день осталось выражение моцlалхlа (клятва луной). Получается «небесная, лунная шашка». Вероятней всего, на других языках Дагестана тоже можно найти толкование названия этой шашки.

А. Казанбиев,

учитель истории школы-интерната с. Хунзах

Горда

Клеймо Горд

Калдин

Номер газеты