К истокам от костюма

Национальный костюм существует вне времени и моды. Он – вечен. Кандидат искусствоведения в области технической эстетики и дизайна, научный сотрудник Дагестанского государственного объединённого исторического и архитектурного музея (ДГОМ), автор книги «Дагестанский костюм» Разитта Гаджиханова рассказала о развитии моды в фольклорном стиле на основе дагестанской традиционной одежды и о главных проблемах в его изучении.

–Расскажите, в каком русле будет развиваться мода на дагестанские национальные костюмы?

– Всё началось в 90-е годы в Дагестане, когда организовали фестиваль-конкурс «Кавказский стиль». Первый «КС» прошёл 24–26 декабря 1996 года. В конкурсе приняли участие Шамхал Алиханов, Вера Агошкина, Майя Курбанова, сёстры Бартеньевы, студенты Художественного училища (школа Анны Джетере), а в следующие годы – студенты художественно-графического факультета ДГПУ, Кавказского светского института, Института бизнеса и права, Инженерно-педагогического института.

Большая часть коллекций была создана с использованием элементов дагестанского традиционного костюма. Дизайнеры школы «А. Д.» были приглашены на финальный конкурс «Русский силуэт» в Сочи, где заняли первое место. Но для того чтобы в дальнейшем развиваться в этом направлении, необходимы глубокие знания дагестанского традиционного костюма, педагоги, способные обучать проектированию современных образцов в этническом направлении и, конечно же, спонсоры. К тому же социальные проблемы сильно влияют на культуру, а это был период перестройки.

«Кавказский стиль» проводился, но от тематики национального костюма стали постепенно отходить. Хотя, например, Вера Агошкина всегда была привержена к этой тематике. Многие её коллекции посвящены именно национальному дагестанскому наряду. Одна из таких коллекций «Остров женщин» была выполнена к юбилею Расула Гамзатова, имела большой успех не только в республике, но и за её пределами. Многие студенты выполняют дипломные работы на тему дагестанского костюма, но тут есть очень важная пометка: не все подиумные вещи можно носить в повседневной жизни, а для создания более практичной одежды не хватает мастерства.

Получается, что на этнический стиль был некий всплеск, а затем пошел спад. Фактически женская мода в этностиле на основе одежды народов Дагестана не развивалась, ниша была пуста, а обращение молодёжи к хиджабу (это направление в моде развивается на основе одежды Арабского Востока) стало быстро распространяться и заполнять эту пустоту.

– С приходом ислама на Северный Кавказ ношение платка воспринималось как религиозный канон, но с чем было связано ношение головного убора до ислама?

– У многих народов с древности было понимание, что голова должна быть защищена от высшей силы, а головной убор являлся неким оберегом и знаком социального отличия. Например, русским девушкам до замужества позволялось отпускать косы, хотя на голове носился широкий ободок или лента, а когда девушка выходила замуж, то покрывать голову нужно было обязательно. С женщин лёгкого поведения могли сорвать платок, таким образом, все в деревне были проинформированы, что она недостойно себя ведёт. В Дагестане при раскопках археологи находили различные бронзовые статуэтки – воина, жрицы, женские фигурки (I тыс. до н. э.), и, что интересно, все они имели головной убор. Может быть, это были статуэтки древних языческих божеств. При изучении костюма приходишь к выводу, что и до принятия ислама дагестанки покрывали голову.

Существует два обязательных элемента традиционного головного убора у дагестанок: нижний – чохто (то, что надевалось на волосы). Дома женщина могла ходить без платка, но в чохто, то есть волосы всё равно должны быть прикрыты. Хотя молодые незамужние девушки даже с приходом ислама в Дагестан позволяли себе оставлять немного волос – чёлку и локоны. Мне приходилось встречать в селе женщину, которая рассказала о том, что её мама к чохто пришивала волосы с двух сторон. То есть голову могли сбрить в целях гигиены и удобства. Верхняя часть головного убора – шали, платки и покрывала. Поверх платка могли завязывать чалму или косынку. Эти головные уборы утепляли голову женщин, так как в горах по утрам и вечером даже летом бывает прохладно. Женщины часто носили тяжести: крупные стога сена или же кувшины с водой. Покрывала и платки были многослойными и защищали женскую спину от различных ушибов, от холода. Головной убор – практичная вещь для горянок.

...хозяйственная деятельность, традиции

– В современном Дагестане есть неформальное разделение на два лагеря: кто-то считает, что наши бабушки носили хиджаб арабского стиля, а кто-то отрицает это. Какие различия существуют? И есть ли они вообще…

– Дагестанские национальные костюмы ещё до прихода ислама соответствовали нормам религии. Головные уборы, закрывающие волосы, свободного покроя платья, скрывающие фигуру, длинные рукава. Но стоит отметить, что в первую очередь формирует народный костюм – климат, географическое расположение, хозяйственная деятельность, традиции. Влияние религии также присутствует, но оно вторично. В горах было удобней носить свободную одежду, в основном платья-рубахи со штанами.

Раньше в одежде не было ничего лишнего. Ткань старались использовать очень рационально, а украшения использовали как обереги. Женщина должна была рожать детей, поэтому грудь, голова и живот должны были быть защищены. По языческим обычаям это были самые уязвимые места у человека, поэтому их надо было предохранять. Именно по этой причине на голову, грудь и живот надевали серебряные украшения. А почему именно серебро? Есть поверье, что этот металл защищает от нечистой силы, да и всем известно, что серебро очищает воду. Звенящие монетки на фольклорных костюмах пришивали для ритуальных танцев, чтобы отпугнуть злых духов.

Сейчас это уже забыто, но традиция украшать костюм серебряными украшениями осталась. Только единицы сохранили свой традиционный костюм, не добавляя и не меняя каких-либо деталей. Реконструкция и копия предполагает стремление максимального повтора костюма. Надо стараться сохранять не только традиционные костюмы отдельных национальностей, будь то лакские, кумыкские, даргинские и др., а костюмы именно отдельных сёл, ведь в каждом селе были свои характерные особенности в крое и декоре. Сёла, граничащие друг с другом, могли перенимать какие-либо элементы в нарядах.

– Много ли языческих элементов национального костюма было утеряно с приходом ислама на Кавказ?

– К сожалению, это направление в дагестанском прикладном искусстве мало изучено. Ряд учёных работает над расшифровкой символов, изображённых на коврах и вышивках, но капитального труда на данный момент ещё нет. Кто-то из историков пытается связать языческие элементы с языком и местными диалектами, делая сравнительные характеристики. Но всё же мы топчемся на месте, не уделяя внимания дагестанскому национальному костюму, и не углубляемся в его изучение. Повседневная национальная одежда практически не изучена, так как в основном сохранялись праздничные и свадебные наряды XIX – нач. XX века. Такую одежду хранили в сундуках и передавали из поколения в поколение.

– Казаки позаимствовали один из элементов национального кавказского костюма – черкеску. Были ли ещё такие случаи заимствования?

– И казаки, и казачки активно перенимали элементы дагестанского национального костюма. В черкеске очень комфортно и удобно. Николай II издал указ, чтобы все войска, служившие на Кавказе, носили черкеску. Иммигранты, уехавшие после революции во Францию, носили черкеску не только люди кавказского происхождения, но и русские. Это было знаком иммигранта.

Наряды и украшения заимствовались друг у друга. Одна женщина из аварского села показала мне старинное платье своей матери. Оно было куплено в Акушинском районе на базаре, поэтому крой и стиль был не аварский, а даргинский. Так могла вещь одной народности попасть к другим. Или же девушки, выходившие замуж в другие сёла или районы, могли не перенимать местный наряд, а носить свой. А местные девушки, глядя на какие-либо элементы костюма этой девушки, перенимали их. Чтобы говорить о характерных особенностях того или другого костюма из определённого села или района, необходимо провести анализ нескольких артефактов и только потом делать выводы об их общности или различиях.

– Есть ли тенденция потери многих элементов традиционного костюма?

– Приезжая на фольклорные фестивали, различные коллективы начали перешивать или переделывать традиционный костюм. Таким образом, много чего изменилось или исчезло из наряда. Если взять за пример чисто балхарский костюм, то до 70-х годов серебряные украшения были навешаны не по всему платью. Сейчас же костюм завешивают серебром, и многие считают, что всё так и было. И это свойственно не одним жительницам Балхара. Начало доходить до того, что стали вешать не только серебро, но и обычную дешёвую бижутерию. Но есть и положительные моменты в возрождении дагестанского народного костюма. Возвращается традиция в лакское село Вихли... когда невесту приводят в дом жениха, мать жениха обязательно должна в национальном костюме станцевать перед всеми. Это символизировало радость матери, что она принимает девушку в свою семью и согласна с выбором сына. К сожалению, эта традиция в какой-то период угасла, но сейчас возвращается вновь. Это показывает, что такие обычаи имеют особенность возвращаться, а вместе с этим люди обращаются к своим национальным нарядам.

 

 

Номер газеты