Жаль, что он не Микки Маус

В таком сложном бизнесе как смешанные единоборства невозможно делать большие деньги, не имея в рукаве парочку другую настоящих звёзд. Людей, интересующих фанатов ММА. Бойцов, чьи поединки собирают полные стадионы и продают платные телетрансляции. Таких людей на самом деле в UFC не так уж много. Самая главная звезда компании – Джордж Сент-Пьер. Атлет, заработавший в одном из поединков более $5 000 000. Где-то рядом бродят Андерсон Сильва и Джон Джонс. Мог бы составить им компанию и Могучий Мышонок…

Да вот только незадача – весовая категория наилегчайшего чемпиона не слишком по душе фанатам.

Деметриус Джонсон – уникальный тиран суперлёгкого веса. Его преимущество над другими бойцами дивизиона не вызывает вопросов. Он что-то вроде сильно уменьшенной копии Джона Джонса. Классная борьба и зубодробительный ударный стиль, марафонская выносливость и сверхзвуковая скорость (высокая даже для этого веса), делают американского атлета фантомом1 для противников. Сложно представить расклад, при котором Джонсон может лишиться своего титула. Своего рода чемпион на века… Джонсон и Джонс – самые стабильные чемпионы UFC. И самые доминирующие. Но разве они не простые смертные с уязвимыми местами?

Как показал ход поединка Джона Джонса и Александра Густафссона, проиграть могут даже великие. Потомок славных викингов стал единственным человеком на планете, чуть было не одолевшим чернокожего Супермена. В равном противостоянии судьи не стали рисковать и отдали победу чемпиону. Для Джона этот бой действительно стал самым неприятным и, скажем так, болезненным. Естественно, вновь испытывать такие же чувства Джонсу не очень хотелось. Он как мог старался отдалить повторный поединок с Александром. Но… мистер Уайт прекратил это. «С самого начала я догадался, что таким образом UFC давит на меня. Они объявили мой бой с Густафссоном ещё до того, как я дал согласие, чтобы фанаты настаивали на этом поединке. На тот момент я не только не подписал контракт, но даже и не слышал об этой дате боя. Думаю, это было непрофессионально, грязная тактика. Это очень раздражало, но мне просто нужно было переждать непогоду и позволить фанатам несколько недель называть меня трусом, прежде чем я приехал и заключил договор. Этот бой не прошёл бы в Швеции. На это не было ни одного шанса. Мне нет смысла драться там. Я – чемпион, Густафссон – претендент, и я не считаю целесообразным драться на его заднем дворе. Не то чтобы мне было трудно приехать и подписать соглашение, просто я знал, как нужно было действовать. Знал, что поединок анонсировали заранее, чтобы заставить фанатов надавить на меня. Я просто должен был игнорировать их и делать то, что лучше для меня и моей семьи», –  сказал Джонс.

В дивизионе «мухачей» таких интриг, как в полутяжёлом весе, понятное дело, нет. Хотя бы по той простой причине, что в лёгком весе в разы меньше людей. А значит, и меньше угроз чемпиону. Самая последняя угроза Могучему Мышонку исходила из… Дагестана.

 

План полетел в тартарары

 

 Али Багаутинов. Самый быстрый российский боец UFC. Очутившись в «восьмиугольнике» минувшей осенью, Нокаутёр к началу лета получил право стать чемпионом. В данном случае такое доверие со стороны работодателей произошло не из-за нехватки кадров в самом малочисленном весе. Свой билет на главный бой в карьере Али получил после эффектной и уверенной победы над Джоном Линекером – до встречи с дагестанцем главным претендентом на рандеву с чемпионом («ЧК» №5 от 07.02.2014 г.). Али перечеркнул все чемпионские планы бразильца, выйдя сам в клетку с этим маленьким монстром. Был ли у него шанс победить? Шанс есть всегда…

По задумке команды дагестанца, он кроется в нокаутирующем ударе. Али появился в октагоне с заряженностью исполнить его, выйдя из клетки уже с чемпионским поясом на плече. Желание попасть по юркому противнику один раз и всерьёз немного сковывало российского бойца. Чего не скажешь о бойце заокеанском. Деметриус был явно раскрепощённее претендента, что и неудивительно. Вторая часть плана по нейтрализации Могучего Мышонка состояла в борьбе. Али недаром провёл два полноценных сбора с командами России и Дагестана по вольной борьбе. Не попадая по оппоненту в стендап2 части боя, Багаутинов пытался перевести Джонсона в горизонтальную плоскость. Но… это и стало началом конца. Деметриус явно был готов к такому развитию событий и приготовил для дагестанца отличное домашнее задание. Не позволяя противнику себя сломить в борцовском клинче, Могучий Мышонок тут же пускал в дело клинч иной – тайский. Хватая шею, Джонсон наносил серийные удары коленями. Бил по традиции в корпус – живот, печень, селезёнку. К сожалению, в этой же позиции чемпион нанёс и несколько ударов коленями в лицо Али. Знающие люди поймут, что это такое…

Тайский стиль предопределил исход боя. На протяжении всех пяти раундов зрители наблюдали одну и ту же картину. Багаутинов пытался продавить американца агрессивной борьбой, а Джонсон не уступая ни пяди, предъявлял контраргументы в виде ударов коленями и локтями. Упорству и стойкости Али можно только поаплодировать. До самой финальной сирены он не терял надежды выкинуть лаки-панч3, но этот день был днём чемпиона. Кроме искусной работы в клинче, Деметриус порадовал своих фанатов и не менее искусными навыками в стойке. Джонсон наносил много разнообразных ударов ногами, тем самым увеличивая преимущество в счёте. За весь пятираундовый поединок Могучий Мышонок нанёс 133 акцентированных ударов из 215 попавших (точность – 61%). Показатель Али – 36 увесистых ударов из 122 (точность – 29%). В тейкдаунах преимущество на стороне россиянина – 2 перевода на землю из 12 попыток (16%). У Джонсона 0 переводов из 4 попыток (0%).

Как отмечено, Багаутинов дважды за весь бой сумел провести борцовские приёмы. Но оба раза Деметриус мгновенно вставал на ноги, входя в удобную для себя дистанцию – тайский клинч.

По возвращении команды Али из Канады в Россию «ЧК» задал менеджеру бойца Камилу Гаджиеву интересующие вопросы:

– Камил, вы наверняка уже с Али пересмотрели этот поединок и сделали определённые выводы. Но прежде чем говорить об упущениях, можешь рассказать о тактике на бой? Скажем так, о плане «А» и «Б».

– К слову, бой мы посмотрели всего один раз. Этого достаточно, чтоб понять, что наши планы не сработали. По плану «А» Али должен был контратаковать в том случае, если Деметриус будет делать ставку на тейкдауны. План «Б» включал в себя другие варианты развития событий, в том числе и работу в клинче. По борьбе Али был отлично готов, но, к сожалению, пришлось действовать по плану «Б», для реализации которого просто не хватило вдохновения. Именно вдохновения... потому что основной причиной поражения считаю именно то, что Али был психологически очень сильно утомлён ещё до боя.

– Али подошёл к этому бою в отличном физическом состоянии. Но в четвёртом раунде он стал заметно уступать Деметриусу в выносливости и, как следствие, скорости. Можно ли сказать, что физически Багаутинов не был готов на 100% к пятираундовому бою против чемпиона?

– Не сказал бы. Физически Али был готов неплохо, тренировался с расчётом на 5 раундов, легко согнал вес. Как я говорил выше, он скорее устал от волнения.

– Но всё же главной причиной поражения Али стали огрехи в тайском клинче. Ясное дело, что вы пересмотрели большинство поединков Джонсона. Тренерский штаб во главе с Грегом Джексоном попросту не обратил внимания на этот элемент в арсенале американца, или есть ещё какая-то причина, по которой Нокаутёр не смог в ходе подготовки подтянуть навыки клинча?

– В силу определённой сжатости сроков – 2 месяца на подготовку к титульному бою – не слишком большой срок. Нужно было выбирать – делать акцент на борьбу или работу в клинче. Выехать, например, в Таиланд попросту не получалось по срокам. Мы сделали хорошие сборы с борьбой, а в Америке наняли для Али специалиста по клинчу, но, как показал бой, работы с этим специалистом оказалось недостаточно.

– Могучий Мышонок повторял этот приём из раунда в раунд. Что говорил Багаутинову в ходе перерывов между раундами Грег Джексон? Пытался ли он как-то перестроить Али или предлагал не отходить от задуманного перед стартом боя геймплана?

– Основной совет Грега заключался в том, чтоб Али наносил больше ударов с дистанции, и тут я с ним соглашусь. Если бы Али вступил в открытую рубку с Деметриусом, то мог бы нокаутировать его в размене. Что касается рекомендаций Грега по работе в клинче, то он весь бой советовал Али контролировать руки Мышонка, а также отрываться от него у клетки и пробивать серии. К сожалению, Грег не был услышан.

– Какие дальнейшие планы в вопросе сотрудничества Али и Грега Джексона? Багаутинов останется в этом же кемпе или будет готовиться в других залах? Есть ли смысл отправлять его, например, в Tiger Muay Thai в Таиланде? Или это необходимо будет сделать только в случае реванша между этими бойцами?

– Думаю, что всё будет зависеть от следующего соперника и места проведения поединка. Реванш с Джонсоном, уверен, состоится. И на этот раз Али, конечно же, будет смотреться в клинче намного интереснее.

– С кем бы хотелось встретиться Али в ближайших боях? Можно ли предполагать, что в случае двух побед над топами Али вновь получит статус претендента?

– Потенциальные соперники – Бенавидис, Маккол, Додсон. Уверен, после победы над ними Али вновь подерётся за чемпионский пояс.

– Как сказалась на Нокаутёре процедура сгонки веса? Как ты считаешь, есть ли у западных бойцов преимущество в фармакологии? «Сушатся» российские спортсмены по американской методике. А восстанавливаются? 

– Все техники нам давно знакомы. Мы много времени проводим на Западе и знаем, как работать с весом.

– Совсем недавно Джо Роган назвал процедуру сгонки веса читерством4. Можно ли предположить, что Али когда-нибудь будет биться в весе до 61 кг? Допустим, станет ещё мощнее, пусть и уступая соперникам в росте? Или всё же не стоит так экспериментировать? 

– Собственный вес Али никогда не превышал 65 кг. На сегодняшний день сгонка 7–8 кг не проблема для любого профи.

– Как себя чувствует Али? Обошлось ли без травм? И второй вопрос: Багаутинов готов начать всё сначала и добраться снова до Майти Мауса, и, наконец, отобрать этот титул?

– Травм нет, есть маленькая сечка над левым глазом. Начать всё сначала – неуместный термин в данном случае. Проведена ольшая работа. Сейчас надо пожинать плоды и совершенствоваться. Теперь Али знает, что может драться 5 раундов. Теперь Али знает свои проблемы. Теперь в Америке и Канаде все знают Али (смеётся).

В схватках самого высокого уровня побеждают технологии. В этом чемпионском бою технология победы оказалась качественнее у Могучего Мышонка. Деметриус отлично подготовился к защите своего пояса, избежав в ходе поединка все опасные для себя участки, это: а) обмен «любезностями» на средней дистанции – при таком раскладе Джонсон мог нарваться на убойный удар с любой из рук Нокаутёра, и всё бы на этом закончилось; б) состязания с Багаутиновым в знаниях борьбы. А главное – лишение возможности перевести себя на землю.

Нейтрализовав козыри противника, Майти Маус предоставил свои. Это, как стало видно ещё по первому раунду, выносливость, скорость и модифицированный под смешанный стиль тайский бокс. Что ж, со сборной России по тайскому боксу Али не готовился… 

 

Старая школа

 

В мире множество школ тайского бокса и кикбоксинга («ЧК» №50 от 24.12.2010 г.). Но не многие из них готовят бойцов, способных выступать в турнирах по смешанным правилам. Чаще всего бойцы выступают в ударных разновидностях там, где нет партера. Это обусловлено, прежде всего, тем, что при подготовке бойцов борьба в партере в этих видах не используется. Бразильская школа добавила в свои занятия элементы грепплинга. Не считая Фабрисио Вердума, зрители вряд ли увидят удушающие, болевые приёмы в исполнении этих бойцов. Партер для спортсменов этой школы используется для… забиваний ударами рук. Была разработана фирменная стойка атлетов школы. Ноги широко расставлены и плотно «вбиты» в землю. Никакого передвижения на носочках – атаки и отходы на полностью опущенных пятках. Это обусловлено в первую очередь тем, что если ноги будут раздвинуты не широко и передвижение будет происходить на пятках, атлет рискует пропустить проход в ноги и в итоге оказаться на спине. Бойцов, чьи ноги широко расставлены, гораздо тяжелее сдвинуть с места. Вторая особенность бразильской школы – прессинг. Спортсмены школы во всех своих поединках работают исключительно первым номером. На протяжении всех раундов. Такая манера чаще всего гарантирует победу – или по очкам, за счёт большей активности и количества нанесённых ударов, или посредством нокаута. Наступательные действия включают в себя по большей части связки из пяти­-шести акцентированных ударов. Именно благодаря разрушительным ударам рук, ног и коленей бразильский стиль получил мировое признание. Третьим фактором, сделавшим бразильских бойцов одними из самых грозных спортсменов современности, стала нацеленность на удар. Не только в стойке, но и в партере. Классические школы ММА на своих занятиях большую часть времени уделяют борьбе – броскам, захватам, болевым, удушающим. Попав в неблагоприятное для себя положение в партере, бойцы первым делом стараются выйти из него, а не из неблагоприятного положения в нём. А если, наоборот, находятся в выгодной позиции, проводят не удушающие и болевые, а грады ударов. Особенно опасна для оппонентов бразильской команды позиция лёжа. Они не возятся в борьбе, а просто начинают топтать оппонента ногами (если это позволяют правила) или осыпают ударами рук и локтей.

Такая активная деятельность в бою требует от спортсменов огромной кислородной активности организма. Взгляните на ранние поединки Вандерлея Сильвы, Маурисио Шогуна Руа или Андерсона Сильвы – к завершению отрезка в 20­–30 минут их дыхание такое же ровное, как и в начале поединка. Такая «живучесть» организма в бою связана с характером тренировок. Он, как и стиль поединка, агрессивно­-прессинговый. Занятие разбито на множество пятиминутных отработок – с партнёром, на лапах и на боксёрском мешке во взрывной манере. Все движения проводятся резко и сильно. Тренерами постоянно модулируются боевые ситуации, положительный исход которых вырабатывается до автоматизма. Всё происходит само собой. Его мозг, как и его конечности, хорошо натренирован… К примеру, Шогун Руа. Трудно представить, что все его колоссальные активные действия подсказывает тренер­-секундант. Конечно нет. Маурисио работает словно робот, без пауз, буквально забивая оппонентов ударами и подавляя активностью. И так во всех поединках. Ключ к победам состоит из множества спринтов (не путать с кроссом), взрывных отработок на лапах и мешке и тренировок с «железом» в быстром темпе. Тех элементов, что и рождают в бойце «кислородную непобедимость». А с техникой и подавно…

(В следующем номере читайте об уровне «кислородной непобедимости» дагестанских вольников на чемпионате страны в Якутске.)


1Фантом – призрак, образ чего-либо из прошлого.

2Стендап – поединок в стойке, на ногах.

3Лаки-панч – нокаутирующий удар, нанесённый проигрывавшим по ходу поединка атлетом.

4Читерство – мошенничество в различных сферах деятельности. В спорте читерами обычно называют атлетов, применяющих допинг.

 

Номер газеты