Зеркало новой истории

29 тур. «Анжи» нужно побеждать в своём матче с «середняком» и ждать результата команды, от которой зависит судьба махачкалинцев в Премьер-лиге. Разница – 3 очка. Но, несмотря на поражение прямого конкурента «Торпедо – ЗИЛ», подопечные Гаджи Гаджиева хоронят свои шансы на выживание – 0:1, и команда прощается с элитным дивизионом.

Эта история закончилась голом Джамбулата Базаева на 84-й минуте домашнего матча против «Алании». В ней было место для финала кубка России, борьбы за призовую тройку в чемпионате, короткого похода за вторым по значимости еврокубком. Были свои воспитанники и крутые по тем временам и меркам легионеры. 5 побед, 10 ничьих и 15 поражений с 25 очками в багаже сезона 2001–2002. Отправили всю эту красоту дивизионом ниже на долгие восемь лет. В течение которых мы прошли все пять стадий принятия неизбежного – и тогда, когда готовы были на всё плюнуть, случилось чудо – цикл истории пошёл на новый виток. Проигранный московской команде по пенальти финал Кубка России, бронзовые медали чемпионата, поход за вторым по значимости европейским трофеем… Крутые легионеры, какие-никакие воспитанники. 3 победы, 11 ничьих, 15 поражений с 20 очками в багаже в 2014-м снова отправили «Анжи» в неизвестность. Когда на 6 минуте выездного матча против «Краснодара» защитник Андреас Гранквист забил свой гол и прописал махачкалинцев в первом дивизионе, новый виток истории завершился. Стоит ли усматривать в этом коварство судьбы или рока? Вмешательство высших сил, неподвластных человеческой воле? И если да, то что мог сделать один миллиардер, пожелавший превратить провинциальный клуб в мощную силу на европейской арене? Что могли сделать те, кто на время стал частью этого дерзкого проекта, которому судьбой было уготовано сгинуть в пучине низших дивизионов? Хиддинк, Ткаченко, Чистяков, Ремчуков и иже с ними, обещавшие золотые горы при должном уровне терпения? Или президент, обещавший чемпионство через пять лет? Они лишь могли сыграть отведённую им роль в жизненном цикле маленького клуба, а потом, прикрывшись сменой вектора развития, молча развести руками – и каждый в этом молчании увидел своё. Впрочем, высшим чинам сейчас не до этого. Как и 12 лет назад, республике, задыхающейся от жара необъявленной войны, не дали всей грудью вдохнуть воздух позитива. Не дали. Может, потому, что просто было не суждено.

 

Что строим?

 

А может, и потому, что этот клуб не выработал своей собственной стратегии. А потому и шарахался из стороны в сторону без чётко поставленной цели. «Вольные каменщики» у руля ваяли то ли произведение искусства, то ли идол, на который должны были все молиться, то ли гробницу для фараона, которая  впечатляла бы всех своим внешним видом, но всё равно бы оставалась гробницей. В итоге получилось неясное сооружение, обвалившееся сразу после потери интереса со стороны главного зодчего. Да и ладно, казалось бы, в этой республике достаточно проблем, кроме футбола, чтобы так с ним возиться. Однако на примере «Анжи» мы хорошо видим судьбу любых последующих амбициозных проектов в границах нашей республики. Любых попыток выплыть из болота, в котором все так увлечённо устраивают массовые заплывы на дистанцию длиною в жизнь. Они обречены на провал только потому, что никого не интересуют, кроме как в виде возможности отцепить от них кусок и, ни с кем не поделившись, съесть его в углу. Очевидно, что, когда нынешний состав клуба разбежится по тёплым премьер-лиговским местечкам с вкусными личными контрактами, стадион «Анжи» опустеет и превратится в заброшенный американский молл1, а 45 часов своей жизни, уложенные в 30 туров чемпионата, болельщики потратят на что-нибудь иное – нам скажут, что никто не несёт за это ответственности. Так же как не несёт ни за что другое. Кто хотел нагреть на этом руки – уже нагрел, кто желал устроиться поудобней – устроился, кто зарабатывал на безбедную старость – заработал. Кто алкал пиара – пропиарился. Остальным просто не повезло. Не ваш день, товарищи! И не ваша жизнь…

 

Постскриптум

 

Правда, относительно недавно в федеральную прессу просочились слухи о возможном расширении высшего футбольного дивизиона на две команды, якобы принято такое решение было по поводу присоединения Крыма с его «Таврией» и «Севастополем» – куда-то эти ранее «нэзалэжные», а ныне «суверенно-демократические» клубы надо было девать. Тем более что в истории российского футбола такое уже бывало (в 1996-м, 1997-м годах в чемпионате было 18 команд). Вкупе с возвращением Керимова в исполком РФС в конце апреля это могло породить надежду на то, что чудо ещё может случиться и владелец может пролоббировать решение о стыковых матчах для 15 и 16 команды чемпионата. Но история показывает, что, когда судьба «Анжи» зависит от параллельных матчей, чаще всего для команды это заканчивается трагично. Так случилось и в этот раз – Виталий Мутко, породивший эту надежду, сам же её и убил, пояснив, что расширение возможно только при условии отсутствия экономических проблем в клубах. Так что судьба новоиспечённых гостей чемпионата ещё до конца не решена – финансовых проблем у них хватает. Превратившийся в формальность для махачкалинцев последний тур чемпионата несёт своей целью лишь сохранение престижа. Негоже вылетать хуже, чем 12 лет назад. Это тот случай, когда дверью стоит хлопнуть. 

Номер газеты