Рой Джонс не переехал в Каспийск... Зайналабид Гаджиев – «Черновику»

О состоянии бокса в республике сказано немало. Наряду с вольной борьбой и смешанными единоборствами бокс является одним из ведущих видов спорта для дагестанских ребят. Однако если с любительским боксом дела обстоят более-менее ясно и именно туда идёт большинство боксирующей молодёжи, то с профессионалами гладко далеко не всё.

Президент Федерации профессионального бокса РД Зайналабид Гаджиев рассказал «ЧК» о проблемах бокса в целом и профессионалов в частности…

– Зайналабид, расскажите о том, как сегодня кооперируется деятельность Федерации профессионального бокса с министерством спорта. В чём заключается ваше сотрудничество, и какие основные проблемы возникают при взаимодействии?

– Наше сотрудничество с Министерством спорта РД существует больше на неофициальном, дружеском уровне, несмотря на то что ФПБ уже семь лет. Это связано с тем, что до сегодняшнего дня мы не были привязаны к Минспорту как, например, любительский бокс. Не получали ни финансирования, ни тех преференций, которые положены федерациям под руководством Минспорта РД.  Но планируем уже в этом году разрешить ситуацию в устраивающем всех варианте. Ведутся переговоры на уровне президента страны.

 

– Главный тренер сборной Дагестана по боксу Зубер Джафаров в интервью нашему изданию отмечал, что главными проблемами дагестанского бокса остаются нехватка финансирования, кризис тренерских кадров и отсутствие значимых турниров, где юные и подающие надежды боксёры могли бы себя проявить. С точки зрения ФПБ Дагестана это так?  

– Поддерживаю данные тезисы. Когда ребята переходят в профи, им нужна повсеместная поддержка на начальном этапе. Нужно, чтобы заметили хорошие менеджеры и промоутеры, а для этого надо участвовать в турнирах. Под эгидой ФПБ РД мы провели несколько турниров, но из-за нехватки денег пару лет уже не проводим. Последние соревнования нам помог организовать мэр Каспийска Магомед Абдуллаев. Но в идеале на профессиональном уровне, чтобы дать проявить себя всем желающим, в республике должно проводиться хотя бы два турнира в год (в идеале – 4). Каждый из них по затратам выйдет в среднем около 5 млн рублей. Здесь и организационные вопросы, и призовой гонорарный фонд, и другое. Но, тем не менее, на осень планируем большой турнир с гостями – Лебедевым, Поветкиным и так далее. От 2 до 4 турниров в год было бы здорово – у нас много ребят, которые хотят о себе заявить, но негде. 

– Если сравнивать бокс, профессиональный и любительский, к какому направлению тяготеет сегодня дагестанская молодёжь? Как вы думаете, в чём причина этого? Сосуществование федераций любительского и профессионального бокса в республике – это больше сотрудничество или конкуренция?

– Конечно, любительским боксом занимается больше людей, чем профессиональным. Но проблема любительского бокса в том, что если ты не первый номер, заработать на выступлениях нормальные деньги ты не сможешь. В этом плане профессиональный бокс имеет преимущество, ведь молодым ребятам нужно подниматься, заводить семьи, решать финансовые и бытовые вопросы. Профессиональный бокс стимулирует к зарабатыванию хороших гонораров. Поэтому те, кто не смог выбиться на вершину любительского бокса, но при этом имеет очень хорошие данные и потенциал, переходят в профи. В республике и за её пределами профессиональным боксом занимается сегодня 20–30 боксёров-дагестанцев. Конечно, в будущем планируем расширять эти показатели. Что касается сосуществования двух федераций, то, конечно, мы скорее сотрудничаем, чем соперничаем. Эльдар Алимурзаев, президент республиканской Федерации любительского бокса – наш друг, мы помогаем друг другу, работаем вместе, советуемся. Ведь мы, в общем-то, занимаемся одним делом. Проблем с этим нет.

 

– В последние годы в Дагестане происходит масса различных имиджевых акций, связанных с боксом: передача квартиры Рою Джонсу, приезд легенды мирового бокса Шейна Мозли. Как эти события отражаются на интересе к профессиональному боксу в республике?

– Безусловно, приезд величин подобного масштаба – большой плюс для республики. Сам факт их приезда – это событие. В то же время Дагестан и без того самый боксирующий регион России, дополнительной мотивации не нужно. Я выступил с предложением подарить квартиру Рою Джонсу-младшему, если бы он переехал жить в Каспийск (смеётся), но, к сожалению, он не посетил нас. Что ж, будем ждать новых гостей. 

 

– Многие ребята сейчас увлечены темой смешанных единоборств. Из-за этого отношение к таким видам боевых искусств как бокс у них исключительно прикладное – на тренировки сегодня могут ходить не столько ради самого бокса, а скорее, чтобы подтянуть  «ударку» и работу в стойке, при условии, что база у большинства ребят – вольная борьба. Не снижает ли это ценность бокса как самостоятельного вида спорта?

– Эта проблема существует. Сейчас интерес к ММА растёт, и переходящих в смешанные единоборства становится всё больше. Но реально талантливые парни от бокса никуда не убегут. Ведь они знают: бокс – это история, это огромные гонорары, и с показателями интереса к боксу ММА в мировом масштабе даже рядом не стоит. Никого не хочу обидеть, но это правда. ММА существует максимум лет 20, это другой уровень, и до бокса смешанным единоборствам подниматься ещё долго.  

 

– Несмотря на большое количество занимающихся боксом в республике, мы практически не можем назвать сейчас новые фамилии, которые можно было бы сравнить с Гайдарбеком Гайдарбековым, Хабибом Аллахвердиевым, Султаном Ибрагимовым? Почему так?

– Не совсем верно. Если говорить о профессионалах, у нас сегодня есть Раджаб Бутаев, перешёл в профи Магомед Курбанов, Ариф Магомедов, другие ребята, которые в потенциале не хуже. Можно сказать, что принцип, когда количество переходит в качество, в Дагестане работает. Вопрос только в раскрутке, в финансировании. Тот же Султан Ибрагимов тоже опирался на поддержку Сулеймана Керимова. Хабиба Аллахвердиева поддерживал Азиз Яралиев. Только так можно реализовать потенциал. Миллиарды рублей выделяются в соседней Чеченской Республике на развитие профессионального бокса. Какие там залы, какие масштабные турниры проводят! Машины, квартиры ребятам дают, зарплатой обеспечивают, стимулируют их!  У нас, к сожалению, пока такой поддержки нет. Надеемся, что это должно в ближайшее время измениться. Тем более что есть достойные люди, уже много лет поддерживающие сборную Дагестана, в числе которых хотелось бы отметить Магомедзагира Гасанова, ныне руководящего одним из районов Москвы.

 

– В эпоху смешения стилей среди любителей боевых искусств всё более распространяется мнение о том, что бокс стал менее интересным, менее зрелищным. Разделяете ли вы его?

– Обычно это говорят по отношению к боксёрам-тяжам. Мнение о том, что братья Кличко за последние десять лет  «убили» бокс, весьма распространено. Но это очень субъективная оценка, ведь если бы бокс был неинтересен, его бы не смотрел весь земной шар, права на трансляцию не стоили бы таких денег, а боксёры не получали бы баснословных гонораров. Всё относительно. Тем более что эра братьев Кличко уже завершилась, и в тяжёлых весах тоже есть интересные фамилии. Бокс, как и любой другой вид спорта, обновляется и даёт возможность появиться новым именам в новом времени.

 

– Недавно в Дагестане прошёл чемпионат России по вольной борьбе среди женщин. Среди профессионалов от борьбы это событие вызвало весьма противоречивые чувства. Некоторые одобрили это начинание, другие – раскритиковали. Что насчёт дагестанского бокса и присутствия в нём девочек? Считать ли это проблемой?

  – Если говорить о моём личном мнении, то я, конечно, считаю, что бокс – это не женское дело. Тем не менее желающих заниматься боксом девушек у нас достаточно, и раз уж эта тема вообще существует, значит, с ней нужно считаться. В республиканском боксе тоже есть девочки, которые хотели бы боксировать в профессионалах, но мы пока не всем ребятам можем обеспечить должную поддержку. Как только решим вопрос с ними, будем думать, что делать с девушками (улыбается)

 

 – Одним из главных событий ближайшего будущего должен стать бой непобедимой звезды бокса Флойда Мейвезера и топового легковеса ММА Конора МакГрегора по правилам бокса. Многие считают, что если ирландец победит, то можно будет официально признать, что бокс как вид спорта умер. Что вы думаете  об этом, и каков ваш прогноз на бой?

– Моё мнение – это просто спектакль. Если всё будет честно, Мейвезер разорвёт Конора. МакГрегор не боксёр, и этим всё сказано. Этот бой – пример чистого  бизнеса, на котором все стороны заработают денег. Но как бы ни раскручивали данное событие, для любого знающего человека очевидно, что у Конора нет шансов. Даже любой мастер спорта по боксу из Дагестана при хорошей подготовке победит ирландца, не говоря уже о легендарной звезде. Всё это пиар-акция. Но, конечно, это не значит, что подобных ивентов больше не будет. Вполне возможно, что это вызовет интерес у зрителей, затраты отобьются, и тогда такие бои будут повторяться всё чаще. Мой прогноз на бой – победа Флойда. ]§[

Номер газеты