Особый путь «Анжи»

Результативная ничья в родных стенах с «Шинником» – и махачкалинский клуб гарантировал себе выход в Премьер-лигу на следующий сезон. Формально последний тур решает лишь то, с какого места. А потому главную цель на сезон команда Ташуева выполнила. Что будет дальше – находится за рамками компетенции тренерского штаба и футболистов.

После того как угар от триумфа уляжется в головах истинных болельщиков «Анжи», а команда из отпусков вернётся к подготовительным предсезонным тренировкам и матчам, главным вопросом будет один: какие у клуба цели? Отличительной особенностью тишины вокруг команды в самый важный сезонный отрезок было отсутствие всякого рода рассуждений представителей клуба о смене вектора развития, тему которого мы не раз поднимали на страницах нашей газеты (см. «ЧК» №40 от 10.10.2014 г.), будущего клубной академии и вообще комментариев о задачах на перспективу. Теперь же эта тема однозначно всплывёт вновь. В том числе и потому, что в условиях общей нестабильности ситуации в стране (в частности и в республике) футбол вполне может отойти на второй или десятый план (что фактически уже происходит). А это говорит о провале проекта, и вот почему.

 

Неверная стратегия

 

Главный вопрос, которым задавалась футбольная общественность при покупке «Анжи» Сулейманом Керимовым, – какой прок в этом дагестанскому олигарху? Если с интересами республики всё было понятно – имидж, положительный информационный повод, попытка вылезти из-под мощнейшей негативной инфоволны федеральных СМИ, то вокруг интересов Керимова ходили разные слухи. Одним из главных аргументов, оправдывавших приобретение «Анжи», было предположение, что таким образом Керимов обеспечивает себе тыл в Дагестане, создавая прослойку единомышленников из числа населения на случай начала какого-либо политико-экономического пресса со стороны Кремля. Этим объяснялось сразу всё: бешеные вливания в клуб, раскрутка на уровне федеральных каналов, покупка мегазвёзд мирового масштаба, лучших российских игроков… Грёзы о создании мадридского «Реала» местного разлива захлестнули дагестанскую публику. Однако в рамках вроде как заявленной стратегической цели происходили далеко не выверенные шаги – тренерская чехарда, достаточно активная ротация на управляющих должностях, озвучивание смены стратегии едва ли не каждые полгода и многое другое. Оглушительная и бесповоротная смена вектора с увольнением Хиддинка и распродажей всей команды тоже преподносилась как некая новая стратегия.  Но при этом спустя два года после её начала мы практически вернулись к исходным позициям. Околофутбольных и других проблем у владельца клуба меньше не стало, но при этом сила «Анжи» как положительного инфоповода сошла на нет. Теперь основные новости о Дагестане  – это вновь спецоперации, экономические махинации и прочая уголовщина. Общий негативный фон вокруг Дагестана, безусловно, снизился по сравнению с показателями 5–6-летней давности, но сегодня даже обитатели республиканского Белого дома признают, что это заслуга не каких-то положительных сдвигов в Дагестане, а скорее украинских событий, затмивших в федеральной прессе любые положительные и отрицательные новости внутри страны. Этот временный эффект не способен скрыть крах надежд на качественно новую интеграцию Дагестана в информационное пространство России. И со сливом футбольного проекта тактическая победа обернулась стратегическим поражением.  Но почему так случилось?

 

Нужен – не нужен?

 

Мы чаще всего в течение этих двух лет объясняли причины провала тем, что у руководства не было чёткого видения того, чем будет футбольный клуб «Анжи». Если болельщикам клуба было простительно бесконечно спорить о том, хотим ли мы самобытный местный клуб, базовый клуб сборной или гранд мирового футбола в короткие сроки, то отвечающие за команду эффективные менеджеры, которых Керимов приглашал в годы «новой истории», должны были уже иметь представление о том, как должен функционировать клуб в области формирования состава, финансовой сфере, развитии бренда – то есть чётко представлять себе, что именно строится. Однако вместо этого мы получили не создание новой мощной функционирующей системы, а развал старой, замены которой до сих пор нет. В результате мы вполне можем получить команду-лифт, скачущую между дивизионами из года в год, в которой не захотят играть даже игроки того калибра, что сегодня имеет «Анжи». А если разбегутся и они, скакать будет скоро некуда и некому. Значит, Дагестан прежде всего должен ответить себе на несколько вопросов: нужен ли вообще нам футбольный клуб? если да, то для чего? если нет, то что нужно вместо футбола с сопоставимым положительным эффектом с точки зрения информационной составляющей? Ведь профессионалы-менеджеры относятся к футбольному клубу исключительно как к месту работы (резонно), а владелец – как к частной собственности (ещё более резонно), и только дагестанское сообщество может обозначить более значимую роль «Анжи» для нашего общего будущего.  Но сначала мы все сами должны до конца осознать эту роль клуба.  Лозунг «”Анжи” (читай: Дагестан) – территория мира» достаточно глубок, если  вдуматься. Но все ли мы так считаем? И все ли в этом уверены? Если нам в целом всё равно на символ этого мира в республике? Особого интереса к судьбе «Анжи» уже после «новой истории» нами не замечено, а фактически свёрнутая тема Академии клуба и отсутствие каких-то озвученных в прессе чётких планов по её развитию, в принципе, говорят о том, что ситуация с клубом остаётся неизменной.  Куда  это течение нас всех занесёт, никто даже не предполагает…

 

Лето покажет

 

  Для того чтобы стало хоть немного понятнее, куда команда движется, остаётся дождаться лета. С тактической точки зрения ответ на вопрос, будет ли команда бороться за место под солнцем более одного сезона, даст трансферное окно. Имеющийся состав оказался достаточным для обеспечения выхода в Премьер-лигу, однако даже в первом дивизионе всё для махачкалинцев решилось только в последних турах. Сохранив своих лидеров и точечно укрепив каждую линию качественными трансферами (сейчас есть лишь информация об улаженных трансферах Тони Шуньича и Шарля Каборе из «Кубани»), махачкалинцы, возможно, сумеют закрепиться в высшем дивизионе. Однако для решения более амбициозных задач хотелось бы, чтобы руководство клуба ознакомило СМИ и болельщиков с каким-либо имеющимся расписанным планом развития клуба на среднесрочную и долгосрочную перспективу. С указанием финансов, целей, задач, сроков. Только тогда мы сможем с уверенностью сказать о том, что у «Анжи» есть будущее. А вместе с ним и у Дагестана, как территории мира. ]§[

Номер газеты