«Мы наводим мосты с UFC». Магомед Ширванов – «Черновику»

О Федерации Комбат самообороны Дагестана в последнее время слышится всё чаще. Ещё совсем недавно никому не известная бойцовская организация в течение нескольких лет сумела привлечь к себе внимание тысяч наших земляков. Возглавляющий федерацию уже 4 года Магомед Ширванов, являющийся также главным тренером дагестанской команды, максимально активно продвигает Самооборону в массы. О том, с каким успехом это удаётся, узнайте в нашем интервью.

– Магомед, мы уже встречались в ноябре, после объединённого чемпионата мира по боевым искусствам, на котором блеснули и твои подопечные. Тогда ты отмечал повышение интереса со стороны молодых ребят в Дагестане к Комбат самообороне, представителем которой ты сам являешься. Расскажи подробней о том, с какими показателями, достижениями завершила 2014 год федерация?  С чем встречает 2015-й? 

– В 2014 году в Дагестане было проведено 5 чемпионатов среди молодёжи и взрослых по различным разделам, включая и бои по правилам ММА. Несколько сот наших ребят выехали на соревнования за пределы республики. Выезжали и на международные соревнования – тот же чемпионат мира по боевым искусствам в Тоскане в конце октября – начале ноября с участием около 10 тысяч спортсменов из разных стран. Наши ребята завоевали там несколько золотых медалей – три чемпиона мира по ММА, два по грепплингу и ещё три по другим видам единоборств. В течение года, помимо чемпионата мира, наши бойцы участвовали в Кубке мира, чемпионате и первенстве страны, Кубке страны. Участвовали бойцы и в различных коммерческих турнирах по профессиональным боям (организовано за год 7 таких турниров). Дагестанцы не проиграли ни одного боя за 2014 год. Отдельно хочется отметить победу моего подопечного Артура Алискерова, осенью выигравшего пояс чемпиона по ММА на турнире «Стальное Сердце» в Магнитогорске. Год был положительным – мы выиграли всё, что только можно. На дагестанских турнирах участвовало около 400 бойцов. Это говорит о том, что бренд Комбат Самообороны привлекает всё больше дагестанцев под свои знамёна. Что касается 2015 года и перспектив… Нашим Министерством спорта аккредитован лишь один раздел организации под названием SAFECOMBAT, входящий в направление всестилевого каратэ, признанного видом спорта в марте прошлого года. Именно в этом разделе в следующем году мы планируем проводить по календарному плану чемпионат республики, поучаствовать в чемпионате ЮФО, России и международном турнире. Наша Федерация несколько раз в год организовывает также международные турниры по профессиональным боям «International PRO/AMA Fight Show» (рейтинговые бои среди чемпионов мира, обладателей кубков и победителей чемпионатов), в которых участвуют и представители стран ближнего и дальнего зарубежья. Программа рассчитана исключительно на тех, кто дерётся под эгидой Федерации Комбат Самообороны. В следующем году планируется провести 4 таких турнира – на них мы тоже рассчитываем на успех. Можно сказать, что в 2014 мы поверили в себя.

– Смешанные единоборства завоёвывают всё большую популярность среди дагестанцев. Но если интерес к микс-файту напрямую связан с победами и достижениями наших земляков за океаном, в лучших промоушенах мира, то как бы ты охарактеризовал успешность Комбат Самообороны? Что может привлечь в нём потенциального новичка?

– Дело в том, что президент Междуна-родной организации Комбат Самообороны Дэн Северн сам является трёхкратным чемпионом UFC, и очень хорошо знаком с Дэной Уайтом. Это преимущество мы планируем использовать для будущего продвижения наших лучших бойцов в сильнейший промоушен мира. Уже сейчас среди наших ребят есть потенциальные кандидаты на подписание в UFC – я не буду называть имена, так как процесс «наведения мостов» пока только начинается. Но уверен, что это будет серьёзной мотивацией для наших бойцов. В целом с того самого момента, как я возглавил республиканскую Федерацию Комбат Самообороны, в качестве главной мотивации для моих бойцов я видел возможность реализовать самих себя, добиться чего-то в жизни, уйти с улицы – за это время через федерацию прошли сотни ребят, жизнь которых изменилась после прохождения через нашу организацию. Они многого добились, стали чемпионами, устроились в различные государственные органы. Если нам чем-то удалось им помочь – это уже большая мотивация и для нас. Я не остался в Петербурге, где, в принципе, были все условия для работы и тренерской деятельности, потому что хотел быть полезным у себя на родине. Сегодня, видя как развивается наша структура в республике, я не жалею о выборе. Но нам нужна поддержка.

– В своих интервью местным СМИ ты не раз говорил о том,  что главной задачей Федерации является не достижение спортивных результатов, а духовно-нравственное воспитание молодых. Что конкретно ты вкладываешь в это понятие? Как единоборства могут помочь в воспитании нравственности?

– Россия во многом живёт стереотипами о Кавказе. Речь идёт о поведении наших ребят. Когда мы выезжаем на турниры, то ребята видят, как всё организовано, насколько профессионально и аккуратно проводятся соревнования, обращают внимание на поведение бойцов и зрителей. И сравнивают с Дагестаном. К сожалению, сравнения обычно не в нашу пользу – любой турнир, профессиональный или любительский, в нашей республике обязательно сопровождается разборками, поломанными стульями, шелухой от семечек и так далее. Можно, конечно, в чём-то обвинить организаторов, но очень многое зависит и от людей. Я стараюсь привить своим ребятам правильную культуру поведения,  которую они могли бы потом распространить и на нашу республику. Это ведь тоже является частью нравственного воспитания человека. Лицо Дагестана за пределами республики должно быть культурным. Я провожу тренинги, психологические тесты с бойцами, разъяснительные беседы, что даёт свои плоды. В конце концов, главная цель в этом отношении – добиться того, чтобы нас не просто боялись или признавали за нами силу, а по-настоящему уважали. Работать приходится и в жёсткой манере, иногда на повышенных тонах (смеётся). Но за что я очень уважаю наших ребят – когда я, как тренер, критикую их, могу и накричать иногда – никто не вступает со мной в прения и не возмущается. Пытаемся привлечь к работе по воспитанию молодёжи и Министерство спорта республики. В прошлом году была встреча с Магомедом Юсуповичем Магомедовым, где обсуждались вопросы духовно-нравственного воспитания молодёжи. Эти вопросы для нас очень важны, потому что кроме классических тренировок тренер должен быть для бойца и наставником-воспитателем, продолжать работу, начатую родителями. Это не так легко, как кажется, и вообще-то является целой наукой.  Но без этого смысла заниматься тренерской деятельностью нет. В республике много людей, считающих себя профессиональными тренерами, даже несмотря на то, что у них нет никаких разрядов, но в реальности это большое искусство, которое по плечу не всем. 

– Вернёмся к спортивной составляющей. Говоря о перспективах своих бойцов в UFC, многие не учитывают разницу в методах подготовки, в развитии медицины, спецпрепаратов, системы питания в США и других странах. Как обстоят дела с этим в твоём тренировочном процессе? Чему ты уделяешь больше внимания?

– Если говорить о тех, кто сегодня подписан в UFC из дагестанцев, никто из них не готовился с детства именно к смешанным единоборствам. У кого-то база ударника, у кого-то боксёрская, кто-то вольник. Опыт в ММА они набирали уже по ходу участия в соревнованиях по этим разделам. В нашем случае мы имеем совершенно уникальную всестороннюю систему подготовки с 8 лет. До 12 лет ребята даже не участвуют в спаррингах, но поэтапно тренируют ударную технику, борцовскую и болевую. С 12 до 18 лет они участвуют в турнирах по различным разделам, где нужно показывать каждую из этих техник, совершенствуются уже в реальных поединках (с применением защитной амуниции) и к 18 годам становятся универсальными бойцами, способными участвовать в любых соревнованиях и турнирах. Что касается использования препаратов для улучшения состояния бойца, я не сторонник этого –предпочитаю классические тренировки на выносливость, свежий воздух, здоровую пищу, например мёд, и так далее. 

– Каков сегодня бюджет Федерации Комбат Самообороны Дагестана? Из чего он формируется, как расходуется? Ранее ты говорил о спонсорах, помогающих ребятам с выездами и организационными моментами – является ли такая поддержка единственно возможным способом существования дагестанской федерации? Какие, по-твоему, есть альтернативные варианты?

– Никакого финансирования извне у нас практически нет. У Федерации тоже нет своего бюджета, что серьёзно усложняет работу, связанную с организацией поездок, снабжением экипировкой и так далее. До недавнего времени нам помогал глава администрации Докузпаринского района Абдурагим Алискеров, на чемпионате мира второй год оказывает поддержку фонд Сагида Муртазалиева и букмекерская компания «Лига Ставок». Но этого не хватает. Например, на последнем чемпионате мира не было страны, у которой были бы проблемы с экипировкой – все были укомплектованы как положено, было понятно, кто откуда. И только дагестанцы на общем фоне в составе сборной РФ выглядели как анархисты – кто в чём. Многие чиновники, к которым я обращался, ссылаются на то, что мы спортивная общественная организация и никто не должен нас содержать. Никто даже не задумывается о том, что эти ребята держат знамя Дагестана на международном уровне и хотя бы за это должны иметь поддержку.  Приходится выкручиваться, как получается.

Популярность Комбат Самооборны в регионах с каждым годом растёт

– А что об этом говорят руководители Комбат Самообороны России? Вы ведь являетесь её филиалом? Разве снабжение всем необходимым не её задача? 

– У головной организации также нет своего отдельного бюджета. Президент Федерации Рафгат Алтынбаев уже направлял письма с просьбой оказать нам содействие и на имя Рамазана Абдулатипова. Пока реакции нет.

– Если брать в пример Соединённые Штаты – там успешные организации не требуют постоянной господдержки, а развиваются сами, становясь финансово независимыми структурами и снабжая потребителей привлекательным продуктом…  Американская федерация COMBAT SELF DEFENCE тоже существует на государственном балансе?

– Мне сложно говорить об Америке, я ещё там не был, но там немного иные реалии. Могу сказать за Европу – систему поддержки талантливых спортсменов в европейских странах я изучил. Если тот или иной спортсмен достиг каких-то серьёзных результатов, прославил страну, то ему не нужно искать спонсоров или ещё какие-то источники финансирования. Там ребятам оказывается прямая государственная поддержка. Спортсмен  и его семья в европейских странах не нуждаются ни в чём.

– Для того чтобы привлечь внимание потенциальных спонсоров или государства, необходимо вызвать у них интерес. Чего именно, по-твоему, не хватает Федерации Комбат Самообороны Дагестана для выхода на новый уровень?

– Пока мы ещё не проявили себя в Дагестане так, как нам бы этого хотелось. Мы проводили соревнования только по одному разделу – ММА (среди молодёжи и взрослых). Если же мы будем проводить турниры по всем разделам с самых юных лет, как положено, то ситуация с интересом к нашей организации изменится. Есть разделы: К-1, грепплинг, бои в защитной амуниции, по типу боевого самбо. Но даже с учётом всех наших недоработок залы на соревнованиях бывают практически до отказа забиты. Верю, что в будущем году нам удастся начать реализацию развития федерации на том уровне, о котором я говорил. И очень рассчитываем на помощь республики.

СПРАВКА

Комбат Самооборона (англ. Combat self defenсe) – универсальная боевая система подготовки, основанная на совмещении различного рода восточных единоборств и борцовских техник. Главное отличие системы от классических видов боевых искусств – её практическая направленность. Тренировки основаны на отработках различных вариантов защиты от вооружённых и невооружённых противников, что даёт возможность бойцу приобрести навыки, позволяющие быть готовым к любым экстремальным ситуациям, укрепляет его психику и придаёт  уверенность в себе. Федерация Комбат Самообороны России образована в декабре 2010 года. Включает в себя свыше 65 региональных отделений по всей стране, в которых тренируется более 50  тысяч человек разных возрастов.

Номер газеты