Лейблозависимость

 

Точь-в-точь. Как в далёком 1999 году. Живая легенда российского спорта – трёхкратный олимпийский чемпион по классической борьбе Александр Карелин – неожиданно для всех пробует себя в смешанных единоборствах и… стирает в порошок другую легенду – японского самурая Акиро Маеду. Основателя компании RINGS. Российский богатырь, не проведя ни единого удара, используя лишь приёмы борьбы, расшвыривал в разные стороны каратиста, пока не был признан победителем. Рустам Хабилов не Карелин. Но его дебютный бой в UFC прошёл по аналогичному сценарию…

От Хабилова ждали победы. Дело не в патриотизме. А в уровне бойцов. Соперник Рустама, – Винс Пичел – хоть и имел рекорд из 7 досрочных побед, по классу уступает дагестанцу. Этот бой был для него дебютным в UFC. В прошлом номере «ЧК», в статье «Поешь» (№49 от 14.12.2012 г.), я писал о слабых и сильных сторонах спортсменов, шансах на победу. Из 100 – 55% я отдавал в пользу россиянина. Рустам не только это подтвердил, он попросту превзошёл самые смелые ожидания. И тут интересна одна деталь. Работал ли в этом бою Хабилов по собственному плану или придерживался тактики, которую ему определил наставник Грэг Джексон? Дело в том, что американский специалист не смог присутствовать на схватке Хабилова. Грэг в эти дни находился в Москве, куда прилетел на бой вместе со своим подопечным Андреем Орловским (турнир Fight Nights – «ЧК»)… Тактика Джексона считается осторожной. Его ребята обычно не рвутся с первых секунд к досрочной победе, методично работая на очки. Рустам не стал рассчитывать на судей, сняв все вопросы за две с половиной минуты. И тут вспоминаются слова дагестанца: «Я хочу показать себя с лучшей стороны и в стойке, и в борьбе, и в остальных аспектах. Нужно ярко выступить в первых боях, чтобы быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Нужно заявить о себе». И заявил. Без каких-либо шансов для противника. Я неслучайно в начале статьи вспомнил Карелина. Давненько в поединках топ-организаций зрители не лицезрели столь искушённых борцовских приёмов. Что тут говорить, если в течение минуты фанаты увидели сразу 3(!) суплекса1. Один из них и стал фатальным для американца. Винс неудачно приземлился, ударившись головой о канвас. В принципе можно было остановить бой, но рефери не спешил, позволив Хабилову нанести 5 необязательных ударов по голове. После боя Рустам объяснит: «Перед началом поединка рефери сказал мне и сопернику, чтобы мы слушали его команду. В момент, когда Пичел рухнул на землю, команды остановиться не было, и я был вынужден нанести эти удары». За 2,5 минуты схватки россиянин 25 раз нанёс удары по сопернику. Пичел – 5 раз. 19 из 25 выброшенных пришлись в цель. У американца лишь 1. Говоря о силе ударов, 13 из 19 (68%) попавших нанесли ущерб Винсу, тогда как этот показатель у американца равен 0. В борьбе – вообще без каких-либо шансов. 5 из 6 (83%) возможных попыток перевода в партер оказались успешными для кизилюртовца. У Пичела ни единой попытки (0%)… Полное доминирование российского бойца и как итог – досрочная победа в первом раунде.

Как я писал в прошлом номере, в этом весе в UFC успешно бьётся и другой дагестанец – Хабиб Нурмагомедов. К 2 победам в американском промоушене Орёл может добавить 3-ю уже 19 января. В Бразилии… И историческое событие, когда в клетке сойдутся два россиянина, уже не кажется чем-то заоблачным. Хорошо это или плохо – другой вопрос…

 

Расходы…

 

Рустам Хабилов больше года живёт в США. Жизнь в Штатах стоит недешёво. Множество расходов. А в жизни человека, являющегося профессиональным спортсменом, повседневных расходов становится ещё больше. Зарплата в организации, в которой подписан боец, не способна покрыть все затраты спортсмена. В среднем атлет дерётся в год не чаще 3-х, 4-х раз. И если боец не имеет статуса звезды, только официальной зарплаты на безбедное существование недостаточно. Зачастую подготовка атлета обходится гораздо дороже призовых, которые он получает после схватки. В среднем подготовка к конкретному поединку состоит из 8 недель. Не в смысле, что до этого боец слоняется без дела. Нет. Но именно под определённого противника начинают готовиться в эти сроки. Теперь подсчитаем расходы, которые необходимы для полноценного тренировочного процесса.

Зарплата тренерам. Профессионального бойца ММА готовит не один наставник. Их несколько. Тренер по «ударке», тренер по грепплингу, тренер по кроссфиту. И тренер, подводящий всю подготовку в единое целое. В среднем это обходится в $15 000.

Диетолог. Ещё один важный элемент в подготовке бойца. Без него в США немыслимо подойти к бою полностью готовым. Такая услуга обойдётся спортсмену в $8 000.

Спарринг-партнёры. Стоимость 4-х атлетов, способных сымитировать модель ведения боя будущего соперника, будет порядка $4 000. А как насчёт питания для них? Это тоже в бухгалтерской ведомости спортсмена, и стоит около $2 000. Примерно во столько же обойдётся питание для самого бойца ($2 000). Плюс $1 000 на витамины и пищевые добавки.

Массаж и реабилитационно-восстановительные процедуры – $1 000. Если атлет готовится в разных уголках Америки, то с учётом перелётов и места проживания необходимо потратить от $10 000 до $15 000. В целом такая подготовка обходится бойцу в $40 000–$50 000. А на руки не самый топовый боец получает в среднем $10 000–$20 000. Если это атлет среднего уровня, зарплата доходит до $40 000–$70 000.  Но… вычтите 18% налогов. И услуги агента, менеджера. Если это человек с именем, а самое главное – со связями, его услуги будут стоить $25 000. Я не упомянул медицинские расходы. С ними цифры будут и вовсе заоблачными. Но, к счастью для бойцов, в UFC введена система медицинской страховки… Реально ли с такими расходами спортсмену прожить на зарплату своей организации? Нереально. Нужны спонсоры….

 

Доходы…

 

Рустам Хабилов после схватки с Винсом Пичелом в срочном порядке надел футболку и бейсболку. На них красовалась надпись – HAYABUSA. Японский брэнд, являющийся одним из лидеров производства спортивной экипировки и одежды ММА, стал спонсором дагестанского бойца. Сотрудничество спонсора с бойцом может иметь несколько вариантов. Самый простой – реклама. Атлет выходит в октагон в шортах, на которых красуются лейблы фирм, с которыми заключено соглашение. Таких наименований на одежде спортсмена может быть сколько угодно. Но обычно эти условия обговариваются в контракте. Большая компания доплатит бойцу, но вряд ли позволит наносить на одежду инициалы своих конкурентов. За одно появление в октагоне боец основного карда получает в среднем $1 000–$10 000. Сотрудничество с компаниями может быть как одноразовым, так и длительным. Поэтому некоторые атлеты меняют лейблы в каждом из своих поединков (Чак Лиделл), а другие наоборот, преданны одной фирме (Маурисио Руа, фирма Bad Boy). Отдельно боец получает гонорары за проданные «участки» на своих шортах. И тут интересная деталь – задняя сторона шорт борца будет стоить дороже, чем у спортсмена, исповедующего ударный стиль. По простой причине – борец чаще переводит соперника в партер, а значит, лейбл спонсора лучше виден именно в положении маунта. В ситуации с ударником, напротив, дороже стоит передняя часть. За продажу этих мест боец получает от $500–$2 000. Боковые части шорт стоят чуть дешевле – $300–$1 500.

Помимо рекламы, сотрудничество между компаниями и атлетами может носить доверительный характер. Этот вид предпочтительнее для спортсмена. В первую очередь потому, что после нескольких поражений спонсор, возможно, не прекратит сотрудничество. Это своего рода меценатство. Но с обязательствами бойца. К примеру, появляться в общественных местах в одежде, на которой нашиты инициалы спонсора; использовать продукцию только той фирмы, с которой заключён контракт. Но не с каждым бойцом, пускай очень талантливым, солидная компания будет сотрудничать. Человек, являющийся лицом фирмы, должен иметь ряд положительных моральных качеств. И не иметь проблем с законом. Актуальная тема для Штатов. Бойцы то и дело мелькают в криминальной хронике… И неудивительно, почему Джордж Сент-Пьер или Андерсон Сильва являются рекордсменами по количеству заключённых контрактов. Примерные семьянины, не болтающиеся впустую, не ведущие бесшабашный образ жизни, привлекательны для больших фирм. Таковым до последнего момента был Джон Джонс. Но молодой чемпион скомпрометировал себя после ДТП на Bentley. Впрочем, даже это не помешало ему заключить сказочный контракт с NIKE. Такое сотрудничество гораздо выгоднее для атлета, чем продажа мест на своих шортах. Но для этого бойцам необходимо дорасти во всех смыслах. Если это произошло, можно не заботиться о своём будущем. Тот же Сент-Пьер в год получает по $15 000 000 от соглашений со спонсорами. Добавьте сюда приглашения на различные программы на ТВ, съёмки в журналах, в кино, выпуски видеокурсов и компьютерных игр... В Японии это вообще сумасшествие. Боб Сапп, которого язык не повернётся назвать бойцом, в Стране восходящего солнца имеет контракты более чем с 400 компаниями… Но Япония – это другая история… И в Японии любят Годзилл…

Теперь вопрос: когда мы увидим в числе спонсоров наших ребят, дагестанские компании? Не скоро. Согласно пункту закона компании UFC о спонсорстве, для возможности сотрудничества с бойцом компания должна платить UFC… $50 000. В год. Потянете, господа дагестанские бизнесмены? (Потянут или нет и для чего это нужно, читайте в будущих номерах «ЧК».)

P. S. В следующем номере читайте о турнире Battle of Stars, который пройдёт завтра во Дворце спорта Али Алиева. Любопытный турнир с именитыми дагестанскими бойцами: Джабар Аскеров, Шамхал Керимов, Шамиль Завуров, Магомед Магомедов… 


 

1Суплекс – бросок прогибом через себя из спортивной борьбы. 

Номер газеты