«Когда есть цель, тебе ничего не мешает». Арсен Шапиев – «Черновику»

Двухкратный чемпион России, Украины и Казахстана и трёхкратный чемпион Европы по грепплингу и джиу-джитсу, мастер спорта России международного класса, обладатель коричневого пояса по джиу-джитсу Арсен Шапиев – один из тех, кто сегодня занимается активным продвижением бренда бразильского джиу-джитсу в России – прежде всего путём завоевания титулов и наград на различных соревнованиях. Это не мешает ему быть успешным в профессии и воспитывать троих детей. В чём секрет – он рассказал в интервью нашему изданию.

– Арсен, сравнительно недавно стало известно о том, что ты завоевал очередное золото в чемпионате мира по бразильскому джиу-джитсу. Расскажи, пожалуйста, поподробнее о турнире.

– Турнир по джиу-джитсу проходил в Абу-Даби и был довольно представительным – в нём приняли участие около 6 000 спортсменов из разных стран в разных категориях, в зависимости от поясов. Я выступал в категории по коричневым поясам в весе до 94 кг и стал третьим в своём весе, но в абсолютной категории, в которой участвовали все призёры своих весов, я победил. Провёл 6 схваток за день. Наиболее сложным оказался соперник в финале – титулованный араб Яхья Мансур (он за выход в финал победил бразильца, которому в своей категории проиграл). Три схватки я выиграл досрочно (сдачей), две – по баллам, одну проиграл. 

 

– Расскажи об основных отличиях джиу-джитсу от той же вольной борьбы? В чём секрет его популярности за рубежом?

– Основные различия между вольной борьбой и джиу-джитсу – это наличие болевых приёмов. Кроме того, в джиу-джитсу оцениваются позиции, при которых можно бить в партере. Тем самым этот вид спорта привлекает профессиональных бойцов.

У меня у самого база вольника – изначально занимался вольной борьбой, и это помогло легко влиться в джиу-джитсу. Думаю, интерес к этому виду единоборств во многом объясняется его зрелищностью и популярностью среди бойцов смешанных стилей.

 

– Как ты пришёл к этому виду спорта, кто повлиял на твоё решение?

– На определённом этапе своей спортивной жизни, году в 2010-м, занимался тайским боксом. Дело было в спортивном клубе «Леон». Одновременно пробовался и в грепплинге. Там, в спаррингах со своим хорошим знакомым, с которым вместе тренировались, вдруг начал замечать, что проигрываю ему поединки. Для меня, привыкшего со своей борцовской базой побеждать, это было удивительно и немного обидно. Говорю ему: «Саня, давай забьём пари и снова схлестнёмся через три месяца, возьму у тебя реванш!» Ударили по рукам, и в следующие три месяца я полностью уже отошёл от тайского бокса и занялся борьбой, поставил цель, начал готовиться. Но к концу срока мой «обидчик» уехал в Таиланд на чемпионат мира, а мне наставник предложил поучаствовать в чемпионате России по грепплингу. Поучаствовал, победил, хотя никто не ставил на меня. Захватило с тех пор… Конечно, друзья, знакомые удивлялись, с чего это я вдруг в джиу-джитсу решил податься, какой-то странный вид спорта, были и критики. Но впоследствии все они поняли, что это очень непростое дело, требующее больших затрат сил, энергии, времени.

 

– Известно, что ты работаешь в сфере правопорядка. Насколько твои спортивные достижения помогают тебе в профессиональной карьере? 

– В последние два года я занимаю должность заместителя межрайонного прокурора по надзору за полицией. До этого прошёл длинный путь от помощника прокурора до следователя по особо важным делам прокуратуры центрального округа города Москвы. У нас такой род работы, что мы обрабатываем огромное количество обращений граждан по различным поводам – об убийствах, грабежах, избиениях, изнасилованиях. То есть целый день идёт негативная информация. Можно представить себе, как это неблаготворно влияет на работников сферы прокуратуры, становясь привычным, обыденным делом. 

Кстати, это профессиональные издержки (деформация) многих профессий: врачей, спасателей и так далее. И вот для того, чтобы побороть эту деформацию, кто-то идёт на рыбалку, кто-то читает книги, ну а я – тренируюсь. Чередую психологическую нагрузку с физической. Кроме того, на тренировках общаюсь с молодыми жизнерадостными, весёлыми людьми, от которых заряжаюсь позитивными эмоциями. Это помогает разгрузиться от вороха негатива и лучше выполнять свои должностные обязанности.

 

– Когда готовился к беседе, наткнулся на информацию о том, что ты имеешь непосредственное отношение к посадке известного националиста по кличке Тесак, причём лично проводил «многочасовые допросы». Что это за история?

– Эту историю немного переврали (смеётся). На тот момент через меня шли практически все дела об экстремизме в округе – всё, что касалось листовок, призывов, публикаций и так далее. А тогда как раз (2006 год) случились известные события на Лубянке, с массовыми потасовками националистов, болельщиков, кавказцев. Можно сказать, предтеча «Манежки», только 4 годами ранее. 

А Тесака я отрабатывал как одного из организаторов указанных беспорядков. Но Марцинкевич оказался не таким уж простым парнем и хорошо подготовился. Весь тот вечер, когда шла потасовка, он стоял отдельно от основных сил, снимая всё на камеру со стороны. И время от времени переводил камеру на себя, как бы демонстрируя, что он вообще в стороне и не при делах. На допросе я спросил его: «Для чего ты пропагандируешь свои антикавказские идеи? Вот я представитель Кавказа, какие у тебя ко мне претензии?» –  «Вот и езжай домой на Кавказ, – отвечает, – это русская земля». Я и поинтересовался: «А кто ты сам по нации?» – «Русский». С фамилией-то Марцинкевич? Потом начал угрожать, что разобьёт себе лицо в кабинете. В конце концов, пошли оправдания, что да, у него есть экстремистский сайт, где он, правда, всего лишь админ, и там разное пишут, просто он не фильтрует это, не модерирует. И якобы там были какие-то ссылки на то, что кавказцы собирают «стрелку» против славян, но это писал не он и так далее. В общем, отбился. А в СИЗО он угодил по другому делу, где я был всего лишь в группе – это было дело по «ку-клукс-клану», которое вёл мой старый приятель Артём Тарасов. И как раз оттуда Тесак отправился в заключение. Так что я тут не при делах (смеётся).

 

– Сегодня тебе уже за тридцать. Сколько лет ещё собираешься участвовать в соревнованиях?

 

– Я не ставлю себе каких-то временных рамок, после которых перестану тренироваться. Да, когда-нибудь это произойдёт, конечно. Мне 32, и я уже гораздо дольше восстанавливаюсь после турниров, нежели лет в 25. Но это не значит, что я сейчас всё брошу. Сейчас я более сосредоточен на ближайших планах и не заглядываю слишком далеко. В ближайшем будущем предстоит турнир «Пять звёзд». Он будет отборочным к чемпионату мира по грепплингу, который пройдёт в сентябре.

– Как ты думаешь, есть ли шанс, что этот вид единоборств найдёт своих почитателей в Дагестане? Или вольная борьба, кикбоксинг, тайский бокс не отдадут пальму первенства?

– В мире джиу-джитсу набирает большое количество поклонников, и занимающихся этим видом единоборств, думаю, гораздо больше, чем тем же тайским боксом и кикбоксингом. В России тоже популярность BJJ растёт, поэтому Дагестан не будет исключением, я в этом уверен. К тому же все сейчас увлечены смешанными единоборствами, где джиу-джитсу – один из главных видов бойцовских умений. Это тоже играет роль в его популяризации. Поэтому мой вид единоборств сейчас на подъёме и, думаю, уже известен и популярен в Дагестане не меньше, чем вольная борьба. Активным развитием грепплинга и джиу-джитсу в Дагестане занимаются такие известные уже на мировом уровне клубы ДЦЦ и Абубакарова.

 

– Наверняка ты помнишь провокативную футболку Хабиба Нурмагомедова, на которой было написано: «Если бы самбо было простым, оно бы называлось джиу-джитсу». Что мог бы сказать в ответ на это?

– Хотелось бы прежде всего сказать о самом Хабибе – это один из тех, кто сделал Дагестан знаменитым на весь мир. Где бы ты ни находился сегодня, на вопрос «Что такое Дагестан?» не нужно долго объяснять, где он находится. UFC смотрят все и уже узнали, где находится Дагестан, Кавказ и Каспийское море. Поэтому тебе достаточно сказать, что это место, откуда родом Хабиб, и все сразу понимают, о чём речь. Он внёс огромный вклад в то, чтобы прославить Дагестан на весь мир. А по поводу надписи что могу сказать… В стойке самбо, конечно, предпочтительнее. Но если брать партер, то самбо, на мой взгляд, уступает. Для боёв ММА джиу-джитсу привлекательнее. Хотя надпись на футболке – это очень хорошо. Ведь самбо – это наш вид единоборств и сделать его известным на весь мир – большое достижение Нурмагомедова. 

 

– Себя в ММА попробовать не хотелось?

– Да, было такое желание, но пока хотел достичь всех высот в грепплинге и джиу-джитсу. Может быть, и проведу пару боёв когда-нибудь.

 

– Каким будет твоё напутствие молодым парням, которые хотят заниматься джиу-джитсу? Что самое главное для успеха в этом виде единоборств? 

– Любое начинание должно иметь цель. Для чего ты это делаешь? Вот главный вопрос. Если просто так, «для себя», то ничего не получится. Нужна цель, пусть даже небольшая в самом начале – стать лучше напарника, стать победителем внутриклубного турнира и так далее. Сразу чемпионами не становятся. Сначала нужны маленькие цели, но они нужны обязательно. Это касается любого дела: спорта, учёбы, жизни. Ты должен понимать, зачем ты это делаешь, а не из-под палки заниматься, просто чтобы сказать, что тоже спортсмен. Когда есть цель и желание, тебе ничего не мешает. ]§[

 

Номер газеты