JUST taekwon DO IT!

В минувшие выходные в Каспийске прошёл Международный детско-юношеский турнир по олимпийскому тхэквондо ВТФ, проводимый СК «Чемпион». Событие, казалось бы, не претендующее на масштабное освещение, пусть даже в нём и приняло участие более шестисот спортсменов из различных регионов страны и соседнего Азербайджана.

Дело в том, что этот и ряд других дагестанских турниров («Лига Кавказа», «Кубок Кавказа») – единственные соревнования, подогревающие интерес к тхэквондо в рес-публике. Республике, у которой после Игр в Рио появился свой олимпийский чемпион в этом виде.

Дагестанская школа тхэквондо в начале нулевых была одной из лучших в стране. Её воспитанниками были четырёхкратный чемпион Европы Сейфула Магомедов, а также олимпийский чемпион Рио в составе Азербайджана Радик Исаев.

Ни один регион страны не может похвастаться такими успехами. Хотя Исаев, можно сказать, завоевал своё золото не благодаря, а вопреки системе, сложившейся в российском и дагестанском тхэквондо.

Сегодня ситуация в РД такова, что в чемпионате Дагестана по тхэквондо в некоторых весовых категориях поединки могут начинаться сразу со стадии полуфинала ввиду отсутствия достаточного количества взрослых спортсменов, занимающихся этим видом. Взрослых – это значит от шестнадцати лет и старше. То есть по большому счёту даже человек с улицы может заявиться в определённую весовую категорию и стать бронзовым призёром. Всё от того, что перспектива стать олимпийским чемпионом с той системой, которая царит в дагестанском и российском тхэквондо, довольно призрачная. Поэтому взрослых спортсменов-тхэквондистов в Дагестане можно пересчитать по пальцам.

 

Из Рио…

 

В принципе, система выбракования спорт-сменов одинаковая не только в тхэквондо, но и в других видах спорта. Радик Исаев ведь выступал и за сборную России в статусе чемпиона и вице-чемпиона страны. Но после того, как на третьем для себя чемпионате РФ остался с бронзой, перестал привлекаться в состав сборной. Непопадание в главную команду государства для спортсмена значит, что как минимум на год прекращается финансирование его тренировочного процесса и поездок на крупные международные турниры. И  для того, чтобы оставаться в форме, атлет должен делать это всё за свой счёт.

В сборной Азербайджана, по словам Исаева ситуация иная. Там спортсменами не разбрасываются и потому дают несколько шансов доказать своё мастерство и право оставаться в обойме сборной. В предолимпийский цикл Исаев выступил на 32 международных турнирах и выиграл далеко не все из них, но с каждым соревнованием приобретал опыт, изучал соперников и, в конце концов, это привело его к золоту Олимпиады. В России же бывали случаи, когда и титулованные тхэквондисты с трудом попадали в сборную страны.

Похожий с азербайджанским подход существует и в ряде российских регионов, где менеджмент в тхэквондо подходит к процессу с головой. Так, сформировавшийся костяк региональной элиты тхэквондо, как детско-юношеской так и взрослой, регулярно обкатывается на крупнейших международных турнирах. Успешное выступление в таких соревнованиях даёт право участия в континентальных первенствах, даже в случае провала во время отбора на уровне России. То есть условный дагестанский спортсмен, проиграв в чемпионате России, может отобраться на первенство Европы, попав в призёры такого международного турнира. Но оплачивать свою поездку, а также поездку тренера он должен сам. Перелёт, проживание, питание, взнос – затраты выливаются в сумму в 100–150 тысяч рублей. Позволить себе такие траты могут далеко не все. Спортсмены, как правило, люди не работающие, а клянчить деньги у родителей в таком возрасте уже неудобно. Бывают, конечно, случаи, когда родители или состоятельные родственники вкладываются в своего уже взрослого сына, но это скорее исключение, чем правило. Таким образом, какой-нибудь ростовский или челябинский спортсмен, уступающий в классе дагестанскому, но имеющий более надёжные финансовые тылы, может рассчитывать на больший международный результат. 

 

…на Токио

 

Повлиять на сложившуюся систему в сборной страны Дагестан вряд ли сможет, пока не пройдут «мутковские» времена. Что же можно сделать на уровне республики? Как вернуть былое величие дагестанскому тхэквондо, чтобы можно было гордиться золотой олимпийской медалью, завоёванной уже под российским флагом?

В Дагестане, вопреки всему, есть плеяда и молодых, и довольно опытных спортсменов, которые способны «выстрелить» в грядущем олимпийском цикле и завоевать право на участие в Играх в Токио: Шамсудин Гамзатов – бронзовый призёр первенства Европы, победитель международных турниров, Шамиль Исаков – двукратный чемпион России, чемпион Европы,

Айдемир Шахбанов – трёхкратный чемпион Европы (среди молодёжи). Шахбанов, кстати, был постоянным спарринг-парт-нёром Радика Исаева до его переезда в Азербайджан. Руслан Алиев – серебряный призёр первенства Европы этого года. Серебро Алиева – единственный международный результат дагестанского тхэквондо за последние четыре года. Вот что он говорит о своём достижении: «Любая медаль – результат долгого труда. Трудимся мы не меньше, чем те же участники Олимпийских игр, и хотелось бы не останавливаться на достигнутом, развиваться. Бывает не по себе, и иногда опускаются руки, когда видишь, как в той же борьбе победитель сельского турнира получает призовые, которых хватило бы тебе на подготовку и поездку на ряд крупных международных стартов. Или когда олимпийских чемпионов задаривают машинами, тогда как в Дагестане элементарно нет электронных жилетов, в которых выступают спортсмены на всех крупных соревнованиях, начиная с детского возраста. Да, олимпийские чемпионы заслужили подобное внимание своими достижениями, но хотелось бы, чтобы хотя бы десятая часть вкладывалась и в развитие спортсменов, способных дать результат. От безысходности мы даже обращались к Зиявудину Магомедову, зная, что он уделяет много внимания спорту, передав письмо через президента клуба Eagles Дениса Клопнева, и теперь ждём ответа».

 

С приходом на пост президента дагестанской федерации тхэквондо Алибека Сулейманова ситуация сдвинулась с мёртвой точки. В отличие от предыдущего главы федерации – нынешнего мэра Махачкалы Мусы Мусаева, у Сулейманова присутствует инициатива и видна заинтересованность в развитии вида. Вкупе с молодыми тренерами он и возглавляемая им федерация могут в грядущем олимпийском цикле подарить Дагестану новых чемпионов мира, Европы и как минимум участника Олимпийских игр. Ведь президент федерации не обязан исполнять роль мешка с деньгами, который должен вытаскивать их из своего кармана и выдавать каждому, кто попросит, хотя поощрять по своему усмотрению он может, кого пожелает. Президенту следует по согласованию с молодой кровью дагестанского тхэквондо построить стратегию развития этого вида в республике на ближайшие четыре года. Это и разработка плана тренировок для различных возрастов (сейчас каждый тренер предоставлен сам себе), организация выездов на сборы и соревнования для лидеров, повышение квалификации тренеров и судейского корпуса, закупка необходимой экипировки, популяризация вида в республике и привлечение меценатов и спонсоров. Тогда можно будет с гордостью говорить о том, что олимпийская медаль ковалась в Дагестане. ]§[


– Сегодня дагестанская школа тхэквондо переживает не лучшие времена, хотя была одна из лучших в стране, в чём причина? В людях? В недостаточном внимании государства? В непопулярности вида среди населения?

– Да, школа была сильная, мы даже выигрывали командный зачёт на домашнем чемпионате России в 2011 году. Сегодня, наверное, вопрос упирается в финансирование. Сборная Россия на хорошем счету в мировом тхэквондо, и многие регионы достаточно много внимания уделяют этому виду: финансируются спортсмены, оплачиваются их поездки на турниры, без которых нет развития спортсмена. Надеюсь, что и в Дагестане ситуация изменится и в тхэквондо будут заинтересованы и государство, и бизнес. 

Радик Исаев – олимпийский чемпион Рио-2016 по тхэквондо («ЧК», 22 июля 2016 г.)

Номер газеты