Ещё одна американская история…

UFC 205 прошёл в минувшее воскресенье (13 ноября) почти без неожиданностей, но с громкими заявлениями. Тайрон Вудли обещал, что уничтожит всех в полусреднем весе, Хабиб Нурмагомедов – что разобьёт лицо Конору МакГрегору, а сам Конор – что пора сделать перерыв и отдохнуть. Впрочем, ситуация ещё много раз поменяется, как и слова с делами всех действующих персонажей. Что с этого заимеет Россия? Вот в чём вопрос…

Команда Нурмагомедова наверняка помнит заявления своей звезды, да и его тренерского штаба, что если титульник будут затягивать, то Хабибу не останется ничего, кроме как свернуть все дела в Америке и поехать домой восвояси, но зато без единого поражения в западном промоушене. Подразумевалось, что титульный бой Орёл получит сразу после победы над Майклом Джонсоном, однако рейтинг в весовой категории до 70 кг складывается так, что главным претендентом на бой с чемпионом будет второй номер рейтинга Тони Фергюсон. Он в начале ноября нокаутировал Рафаэля дос Аньоса и теперь имеет в своём рекорде 9 побед подряд.

По мнению президента UFC Дэны Уайта, этот факт уравнивает шансы Тони и Хабиба на титульный бой. Логичным решением вопроса выглядел бы поединок между Нурмагомедовым и Фергюсоном, пока МакГрегор будет осваивать песчаные пляжи где-нибудь в южных странах. Вопрос лишь в том, согласен ли будет на эти условия Хабиб? Не воспримет ли ситуацию его сторона как очередную попытку оттянуть бой за титул для дагестанца на неопределённый срок?

«Надо понимать, что у Хабиба не так много времени – ему скоро 28, и на пике он будет находиться ещё пару лет. А значит, за это время нужно взять титул и защитить его. Но если это намеренное оттягивание титульного боя продолжится, то мы вынуждены будем уйти. Закончим с нулями и будем драться в отечественных промоушенах. Ни Bellator, ни другие заокеанские организации нам неинтересны», комментировал ситуацию «Черновику» Абдулманап Нурмагомедов в сентябре («ЧК» №36 от 16.09.2016 г.).

Поэтому перед руководством UFC стоит непростая задача, ещё и потому, что МакГрегор, очевидно, не горит желанием встречаться с Хабибом, ссылаясь на то, что дагестанец дерётся слишком мало: «Он дерётся раз в восемь лет. Это слишком редко, чтобы понравиться мне. Чтобы согласиться на бой, я должен быть уверен, что люди явятся на шоу, а этот парень регулярно срывает сделку. Хабиб хорошо выступил, воздайте ему должное. Я хочу видеть активность, деятельность, стабильность, хочу увидеть самого себя. Если ты хочешь, чтобы я пришёл и изменил твою жизнь, чтобы выбрал тебя, то лучше бы, чтобы у меня была на то какая-нибудь чёртова причина». 

Все эти разговоры порождают внутри российского ММА-сообщества откровенное чувство того, что в Америке просто боятся российского чемпиона UFC. Одно из самых распространённых мнений – Хабиб не приносит организации таких доходов, как Конор, и потому лицо промоушена не должно ещё раз оказаться в унизительном положении, подобно тому, как это случилось в начале года в бою против Нейта Диаза. В случае если Хабиб одержит победу в своём доминирующем стиле, имидж Конора может серьёзно поблекнуть, и выкачать из его персоны столько денег, сколько хотелось бы, уже не получится.

В то же время слова Хабиба о 150 миллионах русских всерьёз в Америке никто не воспринимает – вряд ли в России готовы платить за предоставляемый медийный продукт (трансляцию боёв) – времена не те, да и раньше российский рынок не был особо привлекательным для американских акул ММА-бизнеса. Время от времени всплывают новости о том, что UFC заинтересован провести турнир в России, но, как правило, это лишь инициатива самого Нурмагомедова, которая остаётся по-прежнему на уровне разговоров. Об этом, собственно, сообщил и Хабиб в рамках пресс-конференции, прошедшей 15 ноября в Махачкале, говоря о перспективах проведения в России ивента UFC: «Если они поймут, что здесь можно заработать денег, то проведут турнир. Хоть в Москве, хоть в Махачкале».

Также Хабиб отметил, что, несмотря на то что Конор МакГрегор желает отдохнуть, он «простаивать» не будет: «Конор хочет отдохнуть? Я тоже сделаю перерыв месяца на три минимум. Но простаивать не хочется, так что будем выбивать конкурентов по одному. Даже если титульный не дадут, я буду продолжать драться». Этот ответ можно понимать, как готовность Хабиба подождать ещё немного до главного боя в его жизни.

 

Исход

 

Во всей этой ситуации очевидно, что на кону стоит не только судьба титула и будущего Хабиба Нурмагомедова в американском промоушене. В зависимости от того, как разрешится эта проблема, можно будет говорить вообще о будущем каждого российского бойца, мечтающего сегодня попасть в западный промоушен. Только под эгидой Fight Nights дерётся несколько человек, которые хотят попасть в UFC. Однако представить себе, что их путь будет проще, чем у Хабиба, невозможно.

Тем более обратим внимание на то, что два самых «отправляемых в Америку» персонажа – Мурад Мачаев и Расул Мирзаев – уже подошли к критическому для ММА возрасту, и времени на все эти оттягивания, трештокинг, выбивание себе титульных боёв и подковёрных игр у них нет. Им просто нужно драться и побеждать. Ни на что другое уже просто нет возможностей. Ситуация вокруг Хабиба заставит любого желающего попасть в UFC задаться вопросом: а нужно ли всё это? Положительным ответ может стать только тогда, когда Нурмагомедов получит титульный бой и возьмёт заслуженный пояс (или не возьмёт, но это будет уже объективный результат боя). В любом другом случае смысла преодолевать всю эту полосу препятствий не видно.

Впрочем, есть и те, кто думает иначе. «Я не считаю, что дело в Хабибе. Дело, скорее, в МакГрегоре, который всеми силами будет пытаться избежать боя с Орлом с целью заработать как можно больше денег. По поводу остальных бойцов я не думаю, что это как-то повлияет на их желание выступать, потому что у нас ещё много бойцов в других весовых категориях. Что касается лично меня, то для начала я должен быть хотя бы подписан в UFC и уже потом рассуждать на тему, как я себя поведу в той или иной ситуации», – комментирует «ЧК» боец FN Мурад Мачаев.

 «Не думаю, что для наших ребят мотивацией будет только участие или неучастие в титульных боях. Хабиб – на вершине сегодня, но ведь есть и другие… результаты которых не так впечатляют. Али Багаутинов получил свой титульный бой, честно его проиграл, Рашид Магомедов сейчас тоже проиграл…

Для большинства главной задачей будет не проиграть первые два боя и не быть уволенными, вот и всё. Ситуация с Хабибом никак не отразится на желании остальных выступать за океаном. Я вообще не разделяю эти разговоры о заговоре против России в UFC, просто есть один частный случай – это Хабиб. Также не вижу смысла рассуждать на тему, интересный или неинтересный он боец. Многие не являются фанатами стиля ground-&-pound и поэтому могут не фанатеть от Хабиба, но последний бой, например, был, по-моему, очень хорошим, и это опять же не имеет значения в предоставлении или непредоставлении титульника», – рассуждает эксперт FN Темирлан Темукаев.

При этом именно Fight Nights является той организацией, представители которой пытаются делать первые шаги в создании отечественного мегапроекта ММА, способного быть альтернативой для UFC не только в глазах местных бойцов, но и, возможно, бойцов Европы…

 

Ещё варианты

 

Месяц назад президент Fight Nights Камил Гаджиев выступил с инициативой о проведении в России совместного турнира между бойцами ведущих организаций страны: FN, «Ахмат», АСВ и «М-1»: «При всём уважении к коллегам из других промоушенов, эти четыре являются самыми популярными в России. Думаю, что зритель хотел бы увидеть турнир с участием героев этих чемпионатов. Турнир возможен, необходимо обсудить следующие вопросы: место и время проведения, правила, размер клетки, судейский корпус, экипировку бойцов и прочее». Однако инициатива не вызвала большого интереса среди отечественных промоушенов. «М-1» оставил предложение без комментариев, в ACB отметили, что играть по правилам FN не будут и примут участие в таких мероприятиях только когда сами захотят, представители «Ахмат» тоже не уверены, что это им интересно.

В то же время именно такой подход к актуальным инициативам свидетельствует о том, что нашим организациям далеко до создания конкурентоспособного продукта, который мог бы сравниться с UFC. Объединённые турниры могли бы реально привлечь внимание как минимум европейской части земного шара и, наконец, создать основание для конкурентоспособного медиапродукта на мировом рынке ММА. Абдулманап Нурмагомедов считает, что подобные инициативы надо поощрять, однако это далеко не все сегодня понимают: «Рентабельность и медийность таких проектов очевидна, и она зашкаливает, к сожалению, у нас этого ещё не понимают. Все начинают разговаривать на уровне споров, «кто будет заказывать музыку».

А ведь вопрос не в этом. Вопрос в том, чтобы создать и продать качественный продукт, продать билеты, телетрансляцию. Когда мы все это поймём, сможем реализовывать самые серьёзные проекты».

Американцы и мы

 

Но пример западных, да и восточных промоушенов показывает, что в рыночных отношениях не может быть мирного договора и сосуществования организаций, и единственный реально работающий способ создания монстров наподобие UFC – это борьба за место под солнцем и следующее за ней поглощение конкурентов. Взлёт UFC как мегапроекта состоялся, после того как 27 марта 2007 года было объявлено о покупке владельцами промоушена своего главного конкурента – японского PRIDE – за 65 млн долларов. А в 2011 году за 40 млн долларов был выкуплен и Strikeforce, чьи бойцы в скором времени также подписали контракты с UFC. 105 миллионов долларов для полного доминирования в мире ММА – довольно приемлемый вариант.

И, кажется, теоретически вполне возможен за пределами Америки тоже (получилось же как-то создать КХЛ, включившую всю хоккейную Европу и даже Китай). Однако исходя из национальных особенностей ведения бизнеса в России представить себе, что какая-то из наших организаций способна сегодня подавить или выкупить конкурентов (при том, что за каждой из организаций стоит влиятельный спонсор), подмяв под себя отечественный рынок ММА, почти невозможно.

Ещё одна причина того, что UFC поглощал конкурентов, заключалась в том, что была необходимость привлечь под свои знамёна именитых бойцов, которые выступали в этих организациях. Насколько бойцы того же «М-1» интересны для Fight Nights – большой вопрос. А следовательно, рост влияния какого-либо промоушена за счёт поглощения конкурентов в России исключён.

 

Свой метод

 

В то же время схема, при которой в России может появиться аналог UFC, теоретически вероятна. Для этого, правда, в первую очередь нужно будет дождаться окончания контрактов тех бойцов, которые сейчас подписаны в американский промоушен, после чего предложить им большие контракты (одним из главных моментов для функционирования промоушена является ростер бойцов, количество узнаваемых персонажей). Свою роль в этом могли бы сыграть как российские олигархи, так и привлёченные из-за рубежа свободные спонсоры (к примеру, Ближнего Востока).

Главным вопросом будет рентабельность организации, в которой в будущем могут собраться все самые крутые бойцы ММА. Иначе бизнес, который подпишется создавать здесь мегапромоушен, проведя пару-тройку турниров, просто выдохнется и потеряет к этому интерес. Традиция покупать платные телетрансляции (основа прибыли бойцовских организаций в США) в России пока не приживается, а значит, здесь должен быть свой подход – прежде всего, основанный на создании правильной атмосферы вокруг турниров, для того чтобы постепенно приучить зрителей покупать хотя бы билеты на турниры, воспринимая их не только как спорт, но и как досуговое мероприятие.

Таким образом, появится возможность охватить как целевую (собственно, поклонников ММА), так и нецелевую аудиторию (сторонних любителей отдохнуть, провести хорошо время с семьёй и так далее), предоставив человеку выбор: пойти вечером в кино, театр или на турнир ММА. Тогда, вполне вероятно, рентабельность ивентов наших компаний возрастёт, и они приблизятся по своему уровню привлекательности к американским.

Эта бизнес-модель позволит отечественным организациям сохраниться на плаву в финансовом плане и, возможно, оказаться более интересными для потенциальных поклонников ММА, за счёт которых и возможно привлечение узнаваемых бойцов в ряды организации. Когда всё это будет реализовано на практике, потенциал наших промоушенов как медиапродукта возрастёт в разы. ]§[

Номер газеты