«Анжи» и переосмысление

В воскресенье, 9 сентября, махачкалинский «Анжи» сыграет дома против ФК «Краснодар». В нашем активе всего 3 очка, отсутствие финансирования, надежда на будущее и весьма туманное настоящее. Наши соперники находятся на 4 месте, у них уже который год стабильная игра, инфраструктура, футбольная академия, выстроенная система. По большому счёту, «Краснодар» – это региональный клуб, у которого получилось (существует с 2008 года). Клуб, которым мог стать «Анжи», но не стал. У «Краснодара» не было «новой истории», Это’О, Роберто Карлоса, Гуса Хиддинка и Сулеймана Керимова. Но зато был бизнесмен Сергей Галицкий, системный подход и адекватная цель. И сейчас эти клубы олицетворяют два пути, которые могут ждать региональные клубы.

Дагестанский клуб, всегда служивший в качестве социальной платформы для местных политиков, напрямую зависел от денег, которые они вливали в него. В разное время клуб ассоциировали с Хизри Шихсаидовым, Магомедом-Султаном Магомедовым, Сулейманом Керимовым. Проблем с финансовыми гарантиями и минимума необходимого для участия в чемпионате России по футболу как таковых не было. Сегодняшний день наглядно показывает, что время местных политиков, личных капиталов и социальных платформ ушло либо переживает своего рода переосмысление. Переосмысление, в которое попал «Анжи» во главе с новым владельцем Османом Кадиевым, человеком, который как раз из «функционеров прошлого», которому тяжело (по объективным и субъективным причинам) наладить контакт с новым руководством Дагестана и не вписывающимся в новые политические реалии. Отсюда и метания из стороны в сторону, а также та парадоксальная ситуация, начавшаяся с открытого обращения Кадиева к дагестанцам, в котором он высказывался против кадровой политики Кремля и назначения Здунова и Васильева на руководящие посты в Республике Дагестан, и закончившаяся обращением руководства «Анжи» к тем же Васильеву и Здунову с просьбой помочь клубу бюджетными деньгами дотационной республики.

Дальше история развивается уже по знакомому сценарию: от флешмобов в поддержку дагестанского клуба, видео-обращения футбольных и не только знаменитостей, которые поддерживают хэштег #анжиживи, судорожный поиск финансирования, мелкие транши, которые как смертельно больному припарка, до комментариев игроков и главного тренера о том, что ребята бьются за команду вопреки отсутствию денег.

Вот, к примеру, комментарий главного тренера «Анжи» Магомеда Адиева (к слову, выжимает из команды максимум возможностей), который он дал журналисту после последнего (проигранного) матча самарским «Крыльям Советов» на вопрос о финансовом положении команды: «Чисто из уважения к вам, раз вы задали такой вопрос, я вам отвечу. Но, если честно, мне уже надоело ныть по этому поводу и постоянно на это отвечать. Во мне играет футбол, а не финансы. Я хотел бы больше концентрироваться на футболе. Впредь больше не хочу слышать таких вопросов. Определённые движения есть, но не могу сказать, что они какие-то существенные. Президент клуба что-то пытается сделать, нам помочь, поддержать командный дух, но власти Дагестана особо не реагируют на нас. Мы чувствуем себя как приёмные дети. Когда всё хорошо, всем хорошо, в Дагестане все радуются. Как нам чуть-чуть плохо стало, как бывает у приёмных детей, нас немного отодвигают в сторону».

Конечно, и.о. главы Дагестана Владимир Васильев не горит желанием стать руководителем республики, при котором прекратил существование футбольный клуб «Анжи», но в то же время как политическую платформу футбольный клуб он если и воспринимает, то явно не в той степени, как это делали его предшественники. Тем более что ситуация вокруг клуба сейчас не совсем здоровая и по некоторым признакам может напоминать ему банальный шантаж. Самое интересное, что сейчас, в эпоху арестов, зачистки чиновников из 90-х, дагестанский клуб может надеяться только на Васильева. У местных – либо уголовное преследование, либо навязчивое желание спасти накопленное (или награбленное) любой ценой, и вряд ли сейчас появится частный инвестор на белом коне и (под носом у правоохранительных органов) начнёт снабжать «Анжи» деньгами. Остаётся только надеяться. Надеяться, что клуб с изрядными пробоинами не утонет и не составит компанию на морском дне таким клубам как «Локомотив» (Нижний Новгород), «Динамо» (Ставрополь), «Уралан» (Элиста), «Ротор» (Волгоград), «Текстильщик» (Камышин), «Москва», «Жемчужина» (Сочи), «Сатурн» (Раменское). Они тоже пытались спастись, но им не удалось.

Пока же можно посмотреть и порадоваться за наших ребят и пожелать «Анжи» удачи в Юношеской лиге УЕФА. Соперником «Анжи» стал «Маккаби» из Тель-Авива. Матчи пройдут 3 и 24 октября. Если махачкалинцы пройдут во второй раунд, то встретятся с победителем пары «Сигма» – «Марибор». Домашние матчи Юношеской лиги УЕФА «Анжи», скорее всего, будет проводить в Астрахани.

Надо ли напоминать, что в 2013–2014 годах рабочая группа комитета по безопасности УЕФА запретила «Анжи» проводить домашние матчи в Махачкале и на всей территории Северного Кавказа? Данный запрет продолжает действовать до сих пор.

А пока вы ждёте матч Анжи–Краснодар и игры нашей молодёжи в Юношеской лиге УЕФА, советуем посмотреть видео-блог бывшего футболиста, а ныне телеведущего на «Матч ТВ» Евгения Савина, который вместе с молодёжной командой «Анжи» съездил на автобусе из Махачкалы в Москву (2 дня в пути) на игру со сверстниками из «Локомотива». В репортаже есть всё: игра в «крокодил», доширак вместо обеда, игра в квадрат у автобуса во время остановок, поломка автобуса на подъезде к Москве и ожидание такси для того, чтобы добраться до стадиона.

Эти ребята играют ради футбола. В репортаже есть момент, когда Савин спрашивает у одного из ребят: «Если “Анжи” закроют, что будете делать?». И слышит в ответ: «По домам разъедемся, не все же из Махачкалы». ]§[

 

В общем, #анжиживи

Номер газеты