Протоптанная дорога в лес…

Уже многие годы одной из главных проблем дагестанских властей является борьба с религиозным экстремизмом. За время правления разных президентов – от Магомедали Магомедова до Рамазана Абдулатипова – для решения данной проблемы применялась самая разная политика. Во времена президентства Муху Алиева власть вообще не шла на контакт с мусульманами, и в отношении религиозного экстремизма применялся исключительно силовой метод. Намаз Муху Алиева в Центральной (Джума) мечети с приехавшим в Дагестан президентом Палестинской автономии Махмудом Аббасом вспоминается больше как комичный случай.

Всё изменилось с приходом к власти Магомедсалама Магомедова. Тогда впервые была громко озвучена и даже немного реализована идея диалога с представителями «нетрадиционного ислама». На этом фоне мусульмане, которых принято называть салафитами, стали более свободно интегрироваться в формы социальной активности окружающего общества: бизнес, общественную деятельность и даже образование. В мечетях, не относящихся к дагестанскому суфизму, стало легче и свободнее, и они начали исполнять свои некоторые забытые исконные функции – стали социальными центрами. Невооружённым глазом было видно, что напряжённость в борьбе между лесным подпольем и государственными правоохранительными структурами снизилась. 

Несмотря на то что в официальных интервью, как того требовала ситуация, Магомедсалам Магомедов говорил о полной и безоговорочной поддержке властью официального духовенства, в реальности власть была почти равноудалена от «традиционных» и «нетрадиционных» мусульман. Последним даже удавалось участвовать в масштабных гражданских акциях, собиравших до десяти тысяч человек, добиваться встреч с властями и выдвигать свои требования и предложения. Без какой-либо указки сверху и извне был организован диалог между официальным духовенством и салафитами, представителем которых выступила Ассоциация учёных Ахлю-Сунна в Дагестане. Пиком этого диалога стала известная встреча лидеров «традиционных» и «нетрадиционных» мусульман, которая прошла в Джума-мечети Махачкалы. На встрече были оглашены желания сторон обсудить все спорные вопросы и попытаться прийти к чему-то общему на основе Корана и Сунны. Диалог фактически был прерван после убийства лидера главной ветви дагестанского суфизма – Саида Ацаева из Чиркея. Большим минусом того времени была относительная слабость власти и её практически неспособность влиять на федеральные инициативы, в частности, касающиеся политики борьбы с экстремизмом и отношения к «нетрадиционному» исламу. Магомедсалам Магомедов и его команда не смогли чётко выстроить свою стратегию и полностью воплотить её в жизнь. Созданная ими Комиссия по адаптации членов НВФ превратилась в пиар-акцию и не могла даже защитить лиц, прошедших через неё, от последующего давления силовиков и правоохранительных органов, не говоря уже о реальной адаптации к мирной жизни.

На фоне неисполнения заявленных шагов и планов Магомедсалам Магомедов покинул свой пост, и его занял Рамазан Абдулатипов, политика которого в этом отношении отличается в корне. Новый президент безоговорочно поддержал официальное духовенство, приблизив его к себе, что отразилось на всех уровнях исламских отношений в обществе. Определённые попытки заговорить с «неофициальным исламом» со стороны главы республики начались относительно недавно. Однако за прошедшее время многое успело поменяться.

Повсеместные наезды правоохранительных структур на заведения с исламским оттенком уже вынудили некоторые из них закрыться. Мусульманские заведения общепита, отличающиеся отсутствием алкоголя, сигарет, музыки и не одетого согласно нормам ислама обслуживающего персонала, за последнее время ощутили сильное давление. Так, владельцы ресторана «Рум» – заведения самого высокого уровня в этом сегменте – были вынуждены приостановить деятельность в связи с каждодневными налётами правоохранительных органов, доставлявших в отделы официантов и посетителей ресторана. Практически перестала существовать сеть кафе «Азбар», в которой удалось создать свой трудноповторимый дагестанский колорит. Похожие проблемы испытали и владельцы многих фирм, не связанных с общепитом, являющиеся соблюдающими мусульманами.

На этом фоне в соцсетях появились «командные» объявления о поиске работы лишившимися её молодыми людьми.

Беспрецедентная, даже по меркам российского телевидения, ложь была обрушена на детское учебно-досуговое заведение «Аманат», расположенное в центре Махачкалы. Хорошо зная попечителя этого центра, а также само заведение, могу сказать, что вряд ли в министерстве образования страны и республики найдётся человек, более щепетильно и добросовестно относящийся к образованию детей, чем Икрамудин Алиев. И речь не идёт об исламском образовании. И смешно, и грустно видеть в передаче «Человек и закон» сюжеты, наилучшим образом отражающие комплексы и невежество в отношении социально активных мусульман, так сильно контрастирующие со словами множества различных «проверяющих», наведывавшихся в центр «Аманат»: «Мы, конечно, такого уровня образовательного заведения никогда не видели, но приказ есть приказ».

Можно привести ещё много подобных примеров, например, о том, как в последнее время людей стали в массовом порядке задерживать прямо на улице и доставлять в отделы на основе оценки их внешности с присваиванием им номеров, но, пожалуй, и так очевидно, что градус напряжённости растёт. Кто-то связывает это с наступающей Олимпиадой, полагая, что после неё всё изменится. Однако намерена ли власть менять свою политику в отношении социальной активности мусульман, которые не носят зелёную тюбетейку с белой полоской?

В одной из следующих статей по данной теме мы поговорим о том, насколько социальная активность мусульман противоречит действующему законодательству и поддерживает радикализацию мусульман. А пока можно ознакомиться с довольно интересными мыслями Хаджимурада Камалова в колонке слева, высказанными им несколько лет назад.  

Номер газеты