Кто он, исламский учёный?

(Продолжение. Начало в предыдущем номере.)

***

Показательный случай произошёл однажды в мечети. После предвечерней молитвы к шейху подошёл какой-то бедуин и стал просить у него деньги, жалуясь на бедность. Шейх вытащил из кармана деньги, которые у него были с собой, и отдал их бедуину. Однако сумма оказалась небольшой, и это взбесило бедуина. Он стал возмущаться прямо перед молящимися и швырнул деньги в лицо шейху. Однако в ответ шейх лишь улыбнулся и вознёс за бедуина мольбу, сказав: «Да исправит тебя Аллах!»

 

***

Сообщается, что однажды шейх ехал вместе со своим близким другом в старой машине, которая часто ломалась. Вот и в этот раз автомобиль заглох прямо на дороге. Тогда шейх сказал водителю: «Оставайся здесь, а я выйду и подтолкну машину сзади!» И действительно: шейх вышел и толкал машину до тех пор, пока она снова не завелась.

Аль-Фадиль Абдулмухсин аль-Кади рассказывает: «Однажды, когда шейх давал урок в мечети неподалёку от своего дома, в уборной в это время прорвало трубу. Тогда шейх прервал урок, пошёл домой и взял инструменты, а затем устранил утечку вместе со своими учениками».

 

***

Шейх назначил одного из своих учеников заведовать студенческим общежитием, сам навещал студентов, помогал им деньгами, организовал для них столовую, в которой пищу три раза в день готовил повар, осведомлялся об исправности здания… Иногда шейх приносил пищу для студентов из дома, иногда разделял с ними трапезу в столовой, а иногда приглашал их к себе домой на обед или ужин. В месяц Рамадан шейх каждый вечер приглашал на разговение не только студентов, но и обычных бедняков с улицы, лично ухаживая за ними за столом.

 

***

Одним из признаков его набожности являлась его рассудительность и неторопливость при вынесении фетв. Шейх никогда не выносил свои фетвы до тех пор, пока ему не были ясны соответствующие доводы из Шариата. В противном случае он всегда говорил: «Дайте мне время подумать над этим вопросом» – и тому подобные фразы, которые свидетельствовали о его богобоязненности и стремлении подробно проанализировать тот или иной вопрос фикха.

Шейх неустанно выслушивал жалобы и просьбы людей, по мере возможности помогая им в решении проблем. Для этой цели он выделил специальные часы в своём загруженном распорядке дня. Не только днём, но и ночью глубокие переживания за мусульман не покидали шейха. Во время агрессии против мусульман в различных уголках мира шейх не спал ночами, проводя их в молитвах и дуа за братьев по вере.

 

***

Радиоведущий Абдулкарим аль-Микрин рассказывает: «Как известно многим мусульманам, шейх не любил привлекать к себе внимание, а также всякие высокие титулы и должности. Шейх был членом Совета крупных учёных Саудовской Аравии, однако он попросил меня не упоминать об этом во вступлении к программе «Нурун ‘аля ад-дарб». Он сказал, что достаточно представить его как имама-хатыба соборной мечети аль-Кабир г. Унейза и преподавателя факультетов Шариата и основ религии в провинции Эль-Касим. Я так и представлял шейха радиослушателям до самой его смерти. Когда многие спрашивают меня, почему я не упоминал в своих программах, что шейх являлся членом Совета крупных учёных, я всегда отвечаю, что такова была его личная просьба».

 

Болезнь и смерть шейха

 

В 1420 году хиджры (1999 г.) шейху был вынесен смертельный диагноз – рак. Он воспринял эту новость спокойно, проявив терпение и надеясь на награду Аллаха. Все стали настаивать, чтобы шейх отправился на лечение в США, однако он отказывался. Тогда шейха активно стали уговаривать члены его семьи. В конце концов он согласился, тем более что саудовские врачи не могли определиться с методом лечения.

Это была его единственная поездка за пределы Саудовской Аравии. Несмотря на своё тяжёлое состояние, шейх продолжал следовать по пути распространения религиозных знаний. В самолёте и в гостинице он редактировал готовившийся к изданию комментарий «Шарх аль-Мумти» к труду «Заад аль-Мустакни». По прибытии в Бостон сразу попросил отвезти его в местный Исламский центр, чтобы узнать о жизни мусульман, а уже затем в клинику. Новость о приезде шейха в США моментально распространилась среди мусульман: тысячи людей съехались в город со всей Северной Америки, так что в гостиницах не осталось свободных номеров. Шейх провёл пятничную молитву, выступил с проповедью и несколькими лекциями, ответил на вопросы мусульман. Американские врачи подтвердили диагноз саудовских медиков и констатировали, что болезнь стала распространяться по всему телу. Врачи сошлись во мнениях о методе лечения, и по настоянию шейха было принято решение пройти курс химиотерапии в Эр-Рияде.

Находясь в США, шейх не упустил возможности не только открыто, но и скрытно помочь верующим. Доктор Абдуллах аль-Муса, в частности, вспоминает такой случай: «Когда я пришёл навестить шейха и остался с ним наедине, он протянул мне большую пачку денег и сказал: «О Абдуллах! Возьми эти деньги! Это мои сбережения. Купи на них экземпляры Корана и раздай среди мусульман, которые сидят в американских тюрьмах! И не откладывай это дело! И я заклинаю тебя Аллахом, никому об этом не рассказывай, пусть это останется между нами!» Об этом случае доктор Абдуллах рассказал только после смерти шейха.

Когда самолёт прилетел из США, шейх прямо из аэропорта направился на заседание Совета крупных учёных Саудовской Аравии, которое проходило в Таифе.

Шейх Тауфик ас-Саиг рассказывает: «Не успел шейх вернуться после 14-часового перелёта из США, куда он отправился на лечение, как он тут же позвонил мне и сказал: «Если можешь, сообщи людям по Интернету, что мы прибыли в Таиф, и дай им номер нашего телефона здесь! Людей нельзя лишать возможности задавать вопросы и просить фетвы».

После возвращения из Америки шейх продолжал свою просветительскую деятельность. В больничную палату провели две телефонных линии, и шейх отвечал на вопросы людей. Кроме того, он попросил медперсонал пускать к нему всех посетителей, и ежедневно его навещало более тысячи человек. Врачи стали опасаться, что это может ухудшить состояние шейха, и разрешили посещать его только в течение часа после ночной молитвы.

 

***

Наступил священный месяц Рамадан. Находясь в больнице, шейх настоял на том, чтобы врачи отпустили его в Заповедную Мечеть Мекки, где на протяжении последних восемнадцати лет он вёл уроки и наставлял паломников в месяц поста. Врачи дали согласие, и для шейха в Заповедной Мечети Мекки приготовили специальную комнату, которая была похожа на больничную палату. Кроме того, шейха сопровождала специальная бригада врачей, которая круглосуточно наблюдала за состоянием его здоровья. Лёжа в больничной постели, шейх Ибн аль-Усеймин вёл уроки через микрофон: люди слышали его голос, но не видели самого шейха.

Шейх Мухаммад Раби Сулейман рассказывает: «В один из дней произошёл запоминающийся случай. Специалисты, наблюдавшие за состоянием здоровья шейха, в тот вечер настоятельно рекомендовали ему отдохнуть и отменить урок после ночной молитвы таравих. Кроме того, врачи должны были сделать ему переливание крови и другие медицинские процедуры. В ответ шейх сказал: «Делайте то, что необходимо, а я буду вести урок». И тогда прямо во время урока врачи ввели шейху иглу для переливания крови, измеряли его температуру, определяли частоту пульса и проводили другие медицинские процедуры».

В течение Рамадана состояние здоровья шейха ухудшалось с каждым днём. Врачи до минимума ограничили число посетителей, но шейх продолжал давать уроки. Критический момент наступил вечером 29 Рамадана. По решению врачей шейха доставили в отделение реанимации в Джидде, где он провёл пять часов. Ближе к ночи он почувствовал себя лучше, и, несмотря на протесты медперсонала, настоял на том, чтобы его доставили обратно в Мекку для проведения урока, сказав: «Студенты и люди ждут нас в Заповедной Мечети, поэтому нельзя их бросать». На машине скорой помощи шейха доставили в Мекку: он лежал на носилках и дышал через кислородную маску. Прибыв в мечеть, он совершил закатный и ночной намазы, а затем молитву-таравих. После этого попросил микрофон и, дыша через кислородную маску, стал проводить урок, завершив его словами: «Возможно, я больше не встречусь с вами в следующем году!» – после чего тысячи людей в Заповедной Мечети заплакали, ибо все они слышали, насколько ослабевшим был голос шейха. Закончив урок, шейх сказал находившемуся рядом сыну: «Вот видишь! А если бы мы сидели в больнице Джидды, то упустили бы награду от Аллаха!»

Сын шейха Ибрахим вспоминает, что даже находясь в коме, его отец произносил слова, из которых, будь они записаны, можно было составить целый урок, настолько шейх был привязан к шариатским знаниям.

1 шавваля 1421 года хиджры (28 декабря 2000 г.) шейх совершил праздничную молитву в Заповедной Мечети. После полуденного намаза в тот же день его доставили в больницу Джидды, так как, предчувствуя скорую смерть, он желал находиться неподалёку от Мекки. В больнице он постоянно читал Коран, обращался с мольбами к Аллаху и произносил слова поминания Аллаха. Незадолго до наступления клинической смерти он повторял аяты: «О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с Ним! Тот, кому его книга будет вручена в его правую руку, получит лёгкий расчёт» (сура «аль-Иншикак», аяты 6–8). В среду днём 15 шавваля 1421 года хиджры (10 января 2001 г.) шейх впал в кому, а через несколько часов, не приходя в сознание, скончался.

Прискорбную весть о кончине шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина вечером того же дня сообщили все СМИ Саудовской Аравии, объявив также, что погребальная молитва состоится на следующей день в Заповедной Мечети после предвечернего намаза. Повсеместно люди стали выражать друг другу соболезнования: на рынках, в мечетях, в местах собраний, на улице. Все верующие почувствовали скорбь и восприняли это горе как собственное.

Тело шейха на скорой помощи в сопровождении пяти сыновей, двух братьев и доктора доставили в Мекку. 16 шавваля 1421 года хиджры (11 января 2001 г.) после предвечерней молитвы свыше пятисот тысяч мусульман совершили по нему погребальный намаз в Заповедной Мечети. По словам очевидцев, на похороны шейха собралось так много людей, словно это был сезон хаджа. Помимо полицейских для соблюдения общественного порядка было привлечено свыше полутора тысяч солдат. Через мегафоны людей постоянно призывали соблюдать спокойствие. После погребальной молитвы сотни тысяч людей пошли на кладбище Аль-Адаль в Досточтимой Мекке. Из-за огромной давки, образовавшейся на площади перед Заповедной Мечетью, движение застопорилось: тогда люди стали передавать друг другу погребальные носилки с телом шейха Ибн аль-Усеймина и пронесли их на руках все семь километров вплоть до места погребения, где он был похоронен рядом со своим учителем – шейхом Ибн Базом.  

Номер газеты