Идея или всё-таки характер?

К сожалению, часто бывает так, что некоторые люди сначала действуют и только потом ищут основания для своих действий. Или же они пытаются найти оправдание своему поведению, вызванному складом собственного характера, натурой и нравом. Для этого такие люди цитируют хадисы, ссылаются на действия или слова учёных, во многих случаях просто нагло притягивая их за уши.

Недавно у кого-то из френдов в «ФБ» прочитал статус, где он задавался вопросом: «Человек выбирает идею в соответствии со своим характером и натурой, или же их формирует сама идея?» Вопрос очень интересный. Практика и наблюдение показывают, что многие выбирают себе тот или иной путь, который ближе их натуре, характеру и внутреннему миру. Возможно, это происходит подсознательно, неосознанно и основывается больше на эмоциональной и психологической составляющих человека. Так сказать, что ближе по духу, то и берём, за то и бьёмся, то и отстаиваем...

 

Правильно ли это? Почему так происходит? В чём причина?

 

Ответы на вопросы, связанные с человеческой натурой, характером и поведением, всегда бывают неоднозначными и обобщёнными. Уж слишком сложное создание – человек: во многом он непредсказуем, изменчив, непостоянен, особенно в молодости. Многое из его поведения невозможно до конца понять и тем более подвести его под определённую категорию как целое. Одно и то же действие и поведение разных людей может быть продиктовано различными причинами и мотивами. Что-то из этих причин может быть и общим, но разнится по степени своего побуждения к действию. Остаются и другие, осознанные и неосознанные, рациональные и иррациональные причины и мотивы, толкающие людей на те или иные действия, поступки и поведение...

 

Но вернёмся к вопросу: правильно ли выбирать методологию (путь) в соответствии со своим характером и натурой?

 

Однозначно, нет! Религия, то есть ислам, – это не кусок материи, из которой каждый шьёт себе рубашку по своему вкусу и фасону или по погоде и потом надевает её, когда ему хочется. Ислам – это всеобъемлющая система, контролирующая все сферы не только внешней жизни человека, но также и его внутренний мир. Ибо становление человека как мусульманина начинается в первую очередь именно изнутри, где в сердце не остаётся места сомнениям, в голове – невежеству, а в душе – беспокойству и тревоге. Мусульманин – это в первую очередь человек, думающий и размышляющий, а не просто слепо следующий за «модой» отпускать бороду или размахивать флагами. Его действия, слова и поведение должны быть продиктованы его вероубеждением и мировоззрением, которые, в свою очередь, основаны на правильных знаниях из Корана и Сунны, а не на домыслах и голых чувствах.

Человек, который уже достаточно созрел как физически, так и психологически, у которого уже сформированы характер и темперамент, убеждения, взгляды, стереотипы, восприятие мира и т. д., когда приходит в ислам (или возвращается к нему после долгой разлуки), – ему следует предстать перед ним совершенно «голым», но не без одежды, а без всех пережитков прошлого. Он должен оставить всё, что с ним было там – в прошлой жизни. Избавиться от всех тех стереотипов, убеждений, черт характера, поведения и проявления нрава, которые не соответствуют исламу и его идеологии. Он должен предстать пред ним без этих «одежд», для того чтобы ислам одел его в благородные и чистые одежды своего учения и божественных заповедей. Чтобы ислам и только ислам контролировал и формировал заново его убеждения, взгляды и мировоззрение, снабдил его на жизненном пути биноклем, сквозь призму которого он будет смотреть далеко вперёд и на всё вокруг...

Если же человек приходит в ислам полуодетым в одежды своего прошлого, а из предложенного исламом выбирает только то, что «идёт к лицу» и подходит по вкусу, то тут-то и начинается отклонение и конфликт. Когда человек переносит из прошлого свои слабости, привычки, черты характера, стереотипы, убеждения и взгляды, вместо того чтобы избавиться от них, он начинает искать им оправдание и поддержку. И из-за этого, придя в ислам, слабый не становится сильным, трусливый – смелым, жадный – щедрым, грубый – мягким, высокомерный – скромным и т. д...

К примеру, вспыльчивый, быстрый и отважный по своей натуре всегда и во всём видит единственно верным решением применение силы и цитирует соответствующие священные тексты. Боязливый и трусливый по своей натуре всегда и во всём ищет оправдание своей трусости и, конечно, тоже цитирует священные тексты, но призывающие к терпению, добру и мягкости. И первый, и второй забывают, что всему есть своё место и время, как для применения силы, так и для проявления мягкости и терпения.

Третий, замкнутый и нелюдимый, найдя хадисы про уединение и отдаление от людей, подсознательно начинает успокаивать себя и оправдывать свою замкнутость этими хадисами.

Другой, ловелас и «красавчик», под предлогом «поиска жены» сватается (читать: бегает за) ко всем сёстрам в округе или в селе и никак не может найти ту единственную. А на деле – он тот же ловелас и бабник, что был и до ислама, только вот вкусы немного изменились – с «открытых» на «покрытых».

Причина всего этого, как было сказано выше, заключается в том, что человек не отдаётся полностью (и внешне, и внутренне) исламу, приходит к нему со своими сформированными вне ислама понятиями и взглядами и пытается вшить их в ислам, точнее, окрасить их в ислам и подать как исконно исламские понятия и взгляды. Вместо того чтобы, отдавшись целиком исламу, позволить ему сформировать себя, свой характер, свои убеждения и мировоззрение, он пытается слепить из него тот ислам, который подходит для него, который ближе ему с моральной и с физической сторон. Когда же человек находит готовую идею, методы которой близки его собственной сущности, натуре и характеру, то он сознательно или бессознательно принимает эту идею как самую правильную и эффективную. Возможно, он и тешит себя иллюзиями, что это сознательный, основанный на изучении и правильном понимании выбор, но в большинстве случаев это бессознательный выбор, навязанный внешне и принятый собственной натурой.

 

Аллах говорит в Коране (смысл): «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть?» (сура «Различение», аят 43).

 

Аллах также говорит (смысл): «А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (сура «Рассказ», аят 50).

 

Заключение

 

Однако же нужно оговориться, что не всё и не всегда так, как описано выше, ведь, как мы уже сказали, человеческая природа слишком сложна и запутанна, чтобы давать всему, что с ней связано, однозначную и окончательную оценку.

Также стоит заметить, что абсолютной победы в борьбе со своими слабостями достигают только пророки (мир им и благословение Аллаха), а все остальные если и достигают в этом каких-то высоких ступеней, то всё равно с ними остаются слабости, ибо сам «человек создан слабым».

Главное же в этой борьбе – непрерывно пытаться избавиться от своих слабостей или уменьшить их количество и ослабить их влияние на себя. И как сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас – явный враг» (Сура «Корова», аят 208). И Аллаху ведомо лучше! ]§[

Номер газеты