Фанатики и «летуны»

Вокруг имени Ахмад-Кади Ахтаева кружится столько чёрных информационных «уток», что многие стараются даже не произносить его имя. Некоторые связывают его имя с гражданской войной в Таджикистане, некоторые – с чеченскими событиями. Одни называют его шейхом, устазом, другие – ваххабитом и сепаратистом. Всё по своим местам расставит время. Мы же предлагаем читателям выдержки из интервью, опубликованных в книге «Война идей», вышедшей в 2005 году в Москве. Хотя эти интервью были сделаны более десяти лет назад, их актуальность очевидна даже сегодня.

– То, что происходит в Дагестане, отзывается и в других регионах Кавказа. Мусульмане разделились и встали на путь вражды: суфиев объявляют многобожниками, а они своих противников – ваххабитами, кафирами. Как преодолеть этот раскол? И вообще, можно ли назвать человека, заявляющего, что он мусульманин, свидетельствующего, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник, многобожником, кафиром?

– Это очень трудный и запутанный вопрос, но мы попытаемся посмотреть на него несколько с иной стороны. Развал соцлагеря, а в дальнейшем и распад Советского Союза сильно ослабили Россию: она стала сырьевым придатком транснациональных концернов. Запад видит для себя опасность со стороны ислама и мусульман. Он ведёт упорную борьбу против ислама во всём мире, особенно в исламских странах, формируя «пятые колонны», создавая секуляристские, марионеточные правительства, разобщая мусульман. В России остатки влияния мусульман наиболее сохранились на Северном Кавказе, в Чечне и Дагестане. В Дагестане компактно проживает наибольшее количество этнических мусульман, что несёт определённую опасность в распространении западной модели жизни. Отрицать ислам не получается, а жить по нему сильные мира сего не хотят. И вот все стали мусульманами, вдруг воспылали любовью к исламу, появились многочисленные невежественные муллы, проповедники, откровенные шарлатаны, организации, спекулирующие исламом. Но главным стал раскол на суфиев и ваххабитов. Суфии и другие мусульмане во всех исламских странах веками жили в мире, но почему-то теперь в Дагестане отношения обострились до предела. Неслучайно объектом нападок выбран Мухаммад ибн Абдель Ваххаб, являвшийся более 200 лет назад проповедником ислама на Аравийском полуострове. Сегодня Саудовская Аравия по своему экономическому потенциалу, духовному влиянию наиболее притягательная страна для мусульман, особенно для Дагестана. Десятки тысяч людей ежегодно, несмотря на трудности, поборы, нищету, дискредитацию в СМИ, препоны, стоящие на их пути, несмотря на все унижения, которым они подвергаются на границе, совершают хадж и умру. До сих пор не налажена прямая связь с этой исламской страной, хотя, казалось бы, она так прибыльна. Ведь самолёты летают во все страны, автобусы регулярно ездят за границу. Опасность такого влияния Саудовской Аравии пытаются пресечь, дискредитируя духовного основателя этого государства, объявляя его еретиком, английским шпионом, обвиняя так называемых ваххабитов во всевозможных грехах, действительных и мнимых. Среди мусульман Дагестана раскол произошёл легко. Суфии взяли духовное управление, наладили связь с властями, с населением, взяли мечети, образование. Но это поверхностный взгляд. Выбор сделан властями, но не местными, а дальними. Спор между ними перенесён на бытовой уровень. Постоянная перепалка из-за «усов и трусов» надоест нормальным людям, они отшатнутся от ислама, чего и добиваются его противники. Представители интеллигенции уже отворачиваются от ислама. Мусульмане не решают экономических, экологических, межнациональных и других актуальных проблем. Они заняты тем, что выясняют, кто больше кафир, многобожник. Таким образом, мусульмане по своей или по чужой воле, осознанно или бессознательно действуют на руку недругам ислама. Народ в очередной раз обманут – ему предложен выбор между респектабельным, богатым, полным изобилия и удовольствия Западом, успешно решающим свои экономические, экологические, сексуальные проблемы, и мусульманским Востоком, обросшим, как дикобраз, экстремистским, фанатичным, готовым на любые пакости по отношению к рядовым гражданам, что видно на примере Чечни, Таджикистана и т. п. Но все эти сценарии разработаны при участии лучших психологов, религиоведов, исламоведов и т. д. Ничего общего со всей этой вакханалией ислам не имеет. Ислам решает задачи, стоящие не только перед мусульманами, но и перед всем миром, оптимальным образом учитывая интересы не только отдельных групп людей, не только мусульман, но и всего человечества, окружающей среды, будущих поколений. Все поступки врагов ислама рано или поздно будут разоблачены. Но наше поколение может упустить свой шанс, и в этом виноваты будут и наши братья – суфии и ваххабиты, – вцепившиеся друг в друга на потеху публике. Аллах рассудит их. Основная масса мусульман невежественна, не знает, куда приткнуться. Меньшая же часть, вписавшаяся во властные структуры или нашедшая для себя безопасную нишу, ведёт грязную игру в угоду сильным мира. Обвиняя друг друга в неверии, куфре, многобожии, они объективно отрицают наличие мусульман в регионе. Ведь если нет мусульман, нет проблемы внедрения исламского образа жизни. А что остаётся? Конечно, западный образ жизни, какие-то фанатики со своим «долларовым» исламом и летуны-суфии, занятые чудесами своих шейхов. Мусульмане не должны дать вовлечь себя в эту грязную, недостойную игру по дискредитации ислама. Для этого они должны упорно учиться. 70 лет мы были отсечены от своих исламских корней: нам прививали атеизм. И такое массированное давление дало свои ядовитые плоды. Крайности, экстремизм в малых дозах существует во всех обществах. Мусульман используют как мальчиков для битья. Наши горе-экстремисты подыгрывают своим предполагаемым противникам. Должны быть грамотные, образованные кадры не только по исламу, но и по всем отраслям знаний, что выбьет почву из-под ног экстремизма и предотвратит использование ислама в определённых целях. На сегодня приоритетное значение имеет образование, знание, хотя, на первый взгляд, кажется, что деньги решают всё. Мы должны суметь ответить по исламу на все проблемы современного мира. Мусульмане не могут стать отшельниками и сектантами. Живя в этом обществе, мы должны преобразовать его в исламское путём воспитания и образования. Мы не должны навязывать людям ислам, но мы обязаны донести его до всех без искажений и отклонений, а для этого мы должны сами учиться и обучать других. Удивительное рядом.

– Широко распространено мнение, что ислам в самой сути своей очень агрессивен, и если мусульманам дать волю, они исламизируют всю Россию. Насколько это мнение близко к действительности?

– В историческом прошлом между исламскими и христианскими государствами, безусловно, велись войны, но не было случая, чтобы христиан насильственно обращали в ислам. Это невозможно ещё и потому, что мусульманин должен быть внутренне убеждённым человеком. В противном случае он мунафик (лицемер), и отношение к нему намного хуже, чем просто к неверующему. В самом Коране приводится очень много доводов против насильственного обращения в ислам. «Нет принуждения в религии», – провозглашает Коран. Я могу привести исторические примеры. В первые века ислама мусульмане очень малой численностью (5 000 воинов) завоевали Испанию, населённую преимущественно христианами. Но актов насильственного обращения христиан в мусульманство мы не знаем. Монголы завоевали Россию, будучи язычниками. Они совершали чудовищные жестокости по отношению как к христианам, так и к самой христианской церкви. Но с принятием монголами ислама ситуация резко изменилась: церковь была освобождена от уплаты дани и заняла привилегированное положение. В столице Золотой Орды Сарае было даже епископство. Другой пример: копты – христиане, живущие в Египте, – забыли свой родной язык, ассимилировались, говорят по-арабски, но остаются христианами. Если бы существовала практика насильственного насаждения ислама, то вряд ли это было бы возможно.

– Часто приходилось сталкиваться с убеждением, что мусульмане относятся к христианам как к неверным, полупрезрительно, полуснисходительно.

– Пророк (с.а.в.) в молодости встречался с христианскими монахами Сирии. После того как получил первые откровения, он советовался с Варакой – арабом, принявшим христианство. В Коране есть такой аят: «Самыми близкими к вам являются те, кто называет себя христианами». (Св. Коран, 5:82). Ислам считает иудеев, христиан и мусульман последователями одной традиции, идущей от Авраама (Ибрахима) к Мухаммаду, последнему Пророку (мир им). Поэтому ислам не может не испытывать уважения к религии, находящейся вместе с ним в рамках единой традиции.

– Исламский фундаментализм. Это понятие весьма часто муссируется в современной печати. Фундаментализмом пугают. Но никто толком не знает, что же это, собственно, такое.

– Ислам считает, что на протяжении веков Ветхий и Новый Заветы претерпели много искажений, и потому Аллах послал нового Пророка (с.а.в.) и новое откровение. Но дело в том, что и в самом исламе веками наслаиваются искажения, несмотря на то что первоисточники – Коран и достоверная Сунна – остаются неизменными. Поэтому время от времени мусульмане сверяют состояние современного мира и религии с первоисточником. Это никоим образом нельзя рассматривать как призыв к возвращению в VII век. Это, скорее, призыв к пониманию современного мира, к интерпретации и решению современных проблем, руководствуясь Кораном и Сунной. В христианстве также не раз предпринимались попытки вернуться к Евангелию, к первоначальной чистоте раннего христианства; то же самое мы можем наблюдать и в иудаизме. Но почему-то именно мусульманам отказывают в таком праве.

– В последние годы милостью Аллаха всё больше людей приобщается к исламу, но одно обстоятельство пугает меня, и это то, что преимущественно молодые люди, придя в ислам, прочитав несколько брошюр про религию, при этом достаточно не вникнув в источники ислама, позволяют себе объявлять то или иное халалом или харамом, новшеством. Насколько велика ответственность за подобные фетвы и выступления?

– Удивительное происходит иногда рядом.

Вчерашние атеисты сегодня кинулись учить всех исламу. Вчера они учили отрицать Творца, не соблюдать религиозные предписания, сегодня измышляют от себя или от предков разные небылицы и выдают всё это как ислам, повелительным тоном требуют, чтобы все последовали за ними. Они не изучали Коран, Сунну, исламские науки, но с апломбом рассуждают об исламе. А с другой стороны, наблюдается, что юноши, обучающиеся во многих институтах и университетах, не имея достаточных знаний, выносят суждения по различным вопросам. Это наша общая беда. Будем надеяться, что время изменит это, молодые люди получат достойный объём знаний, восстановят былую славу наших предков как знатоков ислама.  

Номер газеты