Этика и нововведения при похоронах

В предыдущих статьях мы говорили о месяце Рамадан. Подробно разобрали правовые нормы, связанные с постом; рассказали о том, как лучше составить распорядок дня в этот месяц; отдельно остановились на отношениях в Рамадан в семье и некоторых нюансах, связанных с окончанием месяца. До его завершения – несколько дней. Люди продолжают оставаться более восприимчивыми к исламским нормам, и, пользуясь этим, мы хотели бы сегодня остановиться на всегда актуальной в нашем обществе теме – теме похорон. В частности, поговорить об их этике и распространившихся ошибках и заблуждениях.

Всё, что будет сказано ниже, основано на популярном в Дагестане труде по исламскому праву шафиитского мазхаба «Аль-фикху ль-манхаджи».

 

Нормы этики похоронной процессии

 

1. Провожать носилки с покойным следует пешком.

Передаётся, что к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подвели верховое животное, когда он участвовал в проводах покойного, и он отказался сесть на него. На обратном пути к нему вновь подвели верховое животное, и он сел на него. Его спросили об этом, и он ответил: «Поистине, ангелы шли пешком, и я не хотел ехать верхом в то время, как они шли пешком. Когда же они ушли, я поехал верхом» (Аль-Бухари).

Указание данного хадиса было отнесено к желательности, а не к обязательности, поскольку от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся, что иногда он ехал верхом в подобной ситуации.

2. Запрещено нести носилки с телом покойного небрежно, быстро или так, чтобы оно могло выпасть с носилок. Желательно, чтобы тело находилось в коробе (особенно это касается женщин), поскольку Аллах почтил человека, и к нему следует проявлять соответствующее отношение.

3. Крики являются нежелательными во время сопровождения похоронной процессии. Более того, желательно не повышать голос: ни посредством чтения Корана, ни посредством поминания Аллаха, ни посредством чего-то другого. Вместо этого желательно размышлять о смерти и о том, какой конец ждёт человека. Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не сопровождайте похоронную процессию повышением голоса и огнём» (Абу Дауд).

4. Предпочтительно, чтобы сопровождающие похоронную процессию шли перед носилками с телом, рядом с ними. Ибн Умар сказал: «Я видел Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакра и Умара идущими перед носилками с телом покойного». Также передаётся от Пророка, что он сказал: «Едущему верхом следует находиться позади носилок с телом покойного, идущий же пешком может быть позади них, спереди них, справа от них или слева от них – поблизости с носилками» (оба сообщения передал Абу Дауд).

5. Нет запрета в том, чтобы мусульманин сопровождал похоронную процессию своего родственника-немусульманина. Также в этом нет нежелательности.  

6. Семье умершего желательно выражать соболезнования в течение трёх дней после его смерти. Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы из мусульман ни выразил соболезнования своему брату по случаю несчастья, Аллах непременно оденет его в одеяние почёта в Судный день» (Ибн Маджа).

Под соболезнованием имеется в виду призыв к проявлению терпения и увещевание, как, например, посредством слов «Да увеличит Аллах вашу награду…»

Выражать соболезнования после трёх дней является нежелательным, поскольку за это время печаль обычно ослабевает и не следует её возобновлять. Исключением в данном случае является путник, у которого не было возможности выразить соболезнования в первые три дня.

Также нежелательно повторять выражение соболезнований. Предпочтительнее, чтобы соболезнования выражались после погребения покойного, поскольку до этого его семья занята похоронами. Исключением будет ситуация, когда родственники сильно опечалены случившимся. В таком случае предпочтительнее выражать соболезнования до погребения, чтобы это стало для них утешением.

Желательной формой завещания является следующая:

«А’зама Ллагьу аджрака, ва ах1сана ‘азаака, ва гафара ли-меййтика, ва ‘аввдака Ллаху ‘ан мусыбатика хайра»

«Пусть Аллах увеличит вашу награду, ниспошлёт вам терпение, простит грехи умершему и заменит это горе благом».

 

Нововведения,

связанные с похоронами

 

1. Любое противоречие упомянутой этике сопровождения похоронной процессии является нововведением, которого надлежит остерегаться. Например, несение носилок верхом или повышение голоса при их сопровождении.

2. Использование похоронных венков и т. п. Это является запрещённым нововведением, перенятым мусульманами из похоронных церемоний немусульман. Это приводит к растрате имущества без пользы, а также к соревнованиям между людьми, сопровождающимся хвастовством и кичливостью.

3. Нежелательно укреплять могилы ни внутри, ни снаружи ничем, что связано с обжиганием огнём, как цемент, гипс и т. п.

Джабир сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил укреплять могилу гипсом». Если же могила будет обделана мрамором и т. п., то это будет запрещённым (харам), поскольку в крайней степени противоречит запрету посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также в этом содержатся запрещённая шариатом растрата имущества, кичливое хвастовство и соревнования, являющиеся, согласно шариату, отвратительными.  

 4. Крайне нежелательно возвышать могилы и возводить над ними что-либо, как это распространено среди людей сегодня. Согласно Сунне могила не должна возвышаться от земли больше, чем на пядь. Доказательством на сказанное является запрет, который передаётся по этому поводу из Сунны.

  Муслим и другие передали от Али бин аби Талиба (да будет доволен им Аллах), что он сказал Абу ль-Хайяджу аль-Асади: «Не отправить ли мне тебя для того, для чего меня отправил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): чтобы ты не оставил ни одного изображения, не удалив его, и ни одной возвышающейся могилы, не сравняв её с землёй». Под изображениями здесь имеются в виду изображения живых существ.

5. Оплакивание покойного посредством перечисления его достоинств. А также причитания по нему, к которым относятся все действия и слова, выражающие отсутствие терпения, как битьё себя в грудь, разрывание одежды и т. п. Всё это является запрещённым (харам). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил подобное в достоверных хадисах жёстким образом, поскольку в этом содержится противоречие подчинению и принятию воли Всевышнего Аллаха и его предопределения.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если причитающая не покается до своей смерти, она предстанет в Судный день в одеянии из смолы и в рубахе чесотки» (Муслим). То есть её тело будет подвергаться чесотке и зуду, будучи одетым в рубаху.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Не из нас тот, кто бьёт себя по щекам, кто разрывает карманы одежды и кто возглашает призывы джахилии (невежества)».

При этом нет ничего запретного в естественном плаче, являющемся следствием нахлынувших чувств или мягкости сердца.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) плакал по своему сыну Ибрахиму перед его смертью. Он сказал: «Поистине, глаза плачут, сердце печалится, но мы не говорим ничего, кроме того, чем доволен наш Господь. Поистине, о Ибрахим, мы опечалены расставанием с тобой» (Аль-Бухари, Муслим).

Абу Хурейра сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посетил могилу своей матери и заплакал, от чего заплакали те, кто был вокруг» (Муслим).

7. Озабоченность и занятость семьи покойного приготовлением еды и собранием людей для кормления, как это стало распространённым в наше время. Это является нововведением, явно противоречащим Сунне. 

Сунна же состоит в противоположном: людям желательно принести еду и накормить семью покойного. Или же пригласить их и накормить в своём доме. Желательно, чтобы еды было достаточно много, чтобы её хватило семье покойного на сутки. На это указывают слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые он сказал, когда пришло известие о смерти Джа’фара бин аби Талиба: «Приготовьте еду для семьи Джа’фара, поистине, к ним явилось то, что озаботило их» (Ат-Тирмизи, Абу Дауд и другие). Запрещено готовить еду для плакальщиц и подобных им, независимо от того, будут ли они из семьи покойного или нет, поскольку это будет помощью в их грехе и поддержкой для его продолжения.

Также к нововведениям относится то, что совершает семья покойного, собирая людей для угощения на сороковой день после его смерти. Если же еда в таком случае будет готовиться за счёт наследства наследников умершего и среди них будут несовершеннолетние, то подобные действия будут в крайней степени запретными, поскольку это будет поеданием имущества сироты и его растратой не в его пользу. Грех в таком случае будут нести и пригласившие людей, и те, кто примет участие в угощении.      

8. Чтение Корана в местах собрания людей для соболезнований. Это также является нововведением. Желательным является принесение соболезнований семье покойного в течение трёх дней в обычном режиме дня без того, чтобы родственники умершего устанавливали для этого какой-то график.

 

Перечисленное полностью соответствует нормам традиционного для Дагестана шафиитского мазхаба и не имеет отношения к каким-либо отдельным течениям. Пусть Аллах поможет нам избавиться от нововведений, которые приносят людям вред как в этом мире, так и в вечном. ]§[

Номер газеты